Камаи. Костел Иоанна Крестителя. Велопутешествие по Беларуси 3.14
Велопутешествие по Беларуси:
Первое велопутешествие по Беларуси
Второе велопутешествие по Беларуси. Западная Беларусь
Третье велопутешествие по Беларуси
3.1 — Старт третьего велопутешествия по Беларуси. Минск. Куропаты. Раубичи
3.4 — Плещеницы. Стайки. Ольковичи. Крайск
3.6 — Будслав. Костел бернардинцев
3.7 — Усадьба Оскерко возле Будслава. Парафьяново.
3.9 — Порплище. Ситцы. Волколата
3.10 — Мядель. Мядельская кальвария
3.11 — Река Скема. Нарочь. Константиново. Комарово.
Камаи. Костел Иоанна Крестителя
Поставский район
Костел Иоанна Крестителя в Камаях — оборонительный храм начала XVII века в Поставском районе и одна из наиболее интересных достопримечательностей Республики Беларусь — о предстоящем посещении этого храма я думал крутя педали своего велосипеда, то поднимаясь вверх, то спускаясь вниз по холмистой дороге из Лынтуп в Камаи в четвертый день своего третьего велопутешествия по Беларуси. Проснувшись с утра в палатке в природном комплексе «Голубые озера» на территории Национального парка Нарочанский, я пересек границу Минской и Витебской областей, осмотрел усадебно — парковый комплекс Бишевских и костел в Лынтупах, после направился в агрогородок Камаи наслаждаясь холмистой дорогой и окружающими меня красивыми пейзажами Поставского района:
Однако, прежде чем посетить Камаи я свернул с хорошей асфальтированной дороги, чтобы увидеть еще одно старое здание — часовню в деревне Мягуны. Параллельно дороги Лынтупы-Камаи к северу от нее проходитт государственная граница Республики Беларусь с с Литвой, поэтому территория севернее дороги находится в пограничной зоне, для посещения которой гражданам Беларуси необходимо иметь при себе паспорт:
У меня паспорт с собой был, поэтому я смело повернул на север. Дорога, хоть была и гравийная, но радовала меня красивыми холмистыми видами:
Мягуны. Часовня XIX века
Сама часовня в деревне Мигуны хоть и была построена в XIX веке, но на меня она большого впечатления не произвела. Заинтересовала меня только брама с высокой аркой и каменная ограда по периметру часовни. Часовня в Мягунах относится к приходу костела в Камаях, который и был моей следующей целью:
Взглянув на часовню в Мягунах я вернулся на асфальтированную дорогу Р110 и продолжил свой путь по ней в направлении Камай, при этом дорога и виды с нее радовали взгляд непривычными для равнинного Полесья (где я живу) холмистыми видами:
Камаи. Костел Иоанна Крестителя
В 13:35 я приехал в Камаи — небольшой агрогородок в Поставском районе Витебской области Республики Беларусь с населением менее тысячи человек. Впервые в летописях Камаи упоминаются в начале XVI века как владение князя Глеба Пронского. В конце XVI века имение купили Рудомины-Дусятские. В 1603-1606 владелец Камай Ян Рудомин-Дусятский построил здесь католический каменный храм — костел Иоанна Крестителя. К нему я и направил свой велосипед приехав в Камаи:
Костел Иоанна Крестителя в Камаях, возведенный в самом начале XVII является одним из старейших католических храмов на территории Республики Беларусь и одной из наиболее интересных достопримечательностей нашей Родины. Своим внешним видом с большими круглыми башнями и узкими бойницами здание костела больше напоминает небольшой оборонительный замок, чем храм. Неслучайно костел Иоанна Крестителя в Камаях включен в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Беларуси. Башни по сторонам главного фасада манили меня к себе и напомнили своим обликом четырехбашенные старые оборонительные храмы в Сынковичах и Мурованке, которые я посетил в ходе второго велопутешествия, в связи с чем и я предполагал увидеть четыре башни и в костеле в Камаях, но их здесь только две:
Костел Иоанна Крестителя в Камаях является храмом оборонительного типа, он привлекает своим внешним видом, поэтому оставив велосипед возле каменной ограды храма я по традиции стал обходить костел по периметру, рассматривая 400-летний храм со всех сторон и делая фото. Давайте со мной виртуально прогуляемся вокруг костела по фото:
В архитектурном плане костел Иоанна Крестителя в Камаях сочетает в себе черты готики, ренессанса и оборонительного зодчества. Здание костела представляет собой однонефную базилику с полукруглой апсидой, к которой с одной стороны пристроена высокая сакристия, с другой стороны к нефу пристроена широкая часовня. Боковые фасады храма прорезаны высокими узкими оконными проемами с арочными завершениями.
Полукруглая апсида по бокам как и боковые фасады прорезана вытянутыми длинными окнами с полукруглыми завершениями, а по центру, на высоте завершения оконных проемов в апсиду врезана арочная ниша. Непривычно выглядят разные по размерам и ассиметрично расположенные на разной высоте окна в сакристии. Стоя позади костела и глядя на полукруглую апсиду и две башни на главном фасаде я по прежнему вспоминал храмы в Мурованке и Сынковичах, размышляяо том, что этот четырехвековой храм наверняка также задумывался как четырехбашенный — это было бы более логично для обороны, а если отбросить от квадратного нефа апсиду, сакристию и часовню, то и вполне реально. Возможно башни возле алтаря были разрушены во время пожара в ходе во время войны между Речью Посполитой и Россией в 1654—1667 годы:
Первоначально храм имел продольно-осевую композицию состоящую из трех нефов и апсид, в ходе восстановления после пожара в середине XVII храм был преобразован в однонефный с одной апсидой. В 1778 году к храму с южной стороны была пристроена большая прямоугольная в плане часовня с криптой, накрытая двухскатной крышей, что изменило первоначальный облик храма:
Основными фундаторами часовни выступили Сулистровские, которые владели Камаями с 1772 года. Стены пристроенной часовни, как и основного более древнего храма, прорезаны высокими узкими оконными проемами с арочными завершениями. В треугольном фронтоне прорезаны два небольших квадратных окна:
Обходя костел по периметру я также с любопытством рассматривал ограду, окружающую территорию храма. Она достаточно высокая, сложена из бутового камня разных оттенков цвета, местами укреплена выступающими массивными каменными контрфорсами:
Обойдя костел по периметру я вернулся к браме, через которую осуществляется проход на территорию костела, оформленной в виде двух массивных пилонов, накрытых шатровыми крышами с крестами:
На одном из пилонов прикреплена охранная табличка, информирующая о том, что костел является историко-культурной ценностью Республики Беларусь:
Зайдя на территорию костела я стал рассматривать главный фасад храма, который фланкирован двумя круглыми башнями по 16 метров высотой, диаметром свыше 5 метров и толщиной стен до 2 метров. Внешний облик храма практически полностью лишён декоративных элементов, единственным исключением являются четыре арочные неглубокие ниши, расположенные в верхней части главного фасада:
Высокие круглые башни костела прорезаны бойницами для обороны храма от неприятеля. Бойницы верхнего яруса предназначались для дальней стрельбы. В нижней половине башен имеются необычные по форме круглые, шароподобные амбразуры, которые позволяли получить широкий угол обстрела возле самого храма. Такой формы амбразуры я практически нигде не встречал. Бойницы наряду с общей монументальностью здания храма указывает на то, что костел помимо религиозных функций, служил и целям обороны. Таким образом, костел Иоанна Крестителя в Камаях является одним из наиболее интересных оборонительных храмов Беларуси. На следующем фото одна из круглых амбразур круглой башни крупным планом:
Зайдя на территорию я еще раз обошел здание костела по периметру. Вокруг здания храма выложена пешеходная дорожка:
Обходя костел мое внимание привлекли вмурованные в стены храма ядра — вы ведь тоже рассмотрели их на предыдущих фото? Оказалось, что это шведские ядра времен далекой Северной войны (1700—1721). В годы той войны храм был обстрелян шведами из пушек и получил повреждения. При восстановлении костела шведские ядра были вмурованы в стены храма и сейчас напоминают о той далекой, но очень разрушительной для Беларуси войне начала XVIII века. На следующем фото шведское ядро в стене крупным планом:
Ядра и ниши встречаются в разных частях стен храма:
На следующем фото видно как оконные проемы разной формы и в разных местах прорезают стены пристроенной часовни:
На следующем фото асинхронные оконные проемы на разных уровнях в сакристии:
Интерьер костела в Камаях
Костёл Иоанна Крестителя в Камаях — один из немногочисленных католических храмов Беларуси, который с момента основания никогда не закрывался — и в этом еще одна его особенность, Даже в советский период костел оставался действующим, говорят, что местный ксёндз Булька в ходы войны спас одного партизана, который потом занял высокое положение в парти, в связи с чем местные власти были к нему благосклонны и позволяли костелу оставаться действующим. Учитывая солидный возврат хама и то, что не закрывался я хотел попасть внутрь и увидеть оригинальный интерьер костела. В ходе третьего велопутешествия мне сделать это не удалось, так как храм был на время моего посещения Камай закрыт. Специально, чтобы увидеть интерьер этого оборонительного храма я вернулся в Камаи в ходе восьмого велопутешествия и тогда мне уже повезло и я попал внутрь костела. Чтобы не тянуть до выхода подробных статей с восьмого велопутешествия ряд фото интерьера костела выложу ниже в этой статье.
Костел Иоанна Крестителя в Камаях внутри сейчас однонефный, но так было не всегда. Изначально храм состоял из трех нефов накрытыми сводами и разделенных колоннами, однако во время пожара, устроенного русскими войсками во время войны между Речью Посполитой и Россией 1654—1667 годов своды обвалились. При восстановлении храма колонны были разобраны и храм стал однонефным,
В интерьере храма выделяется двухъярусный главный алтарь второй половины XVIII века. Его основу составляют 4 коринфские колонны, между которыми в нишах первого яруса находятся деревянные статуи святых Петра и Павла начала XVIII века. На втором ярусе алтаря находится живописное изображение Крещения Господня, а венчает алтарь резное изображение Господа Саваофа в облаках.
От алтарной части в сакристию ведет арочная дверь, стены украшают гербы:
В апсиде, над алтарем сохранились оригинальные своды с момента постройки храма. Отмечу что своды разрисованы в технике гризаль :
Основное пространство нефа после восстановления от пожара в XVIII веке было перекрыто деревянным сводом и расписано:
На следующем фото вид на интерьер костела от главного алтаря в направлении входа в храм:
Над входом в костел сверху установлен орган конца XVIII века — один из древнейших на территории Беларуси:
На этом органе в Камаях постигал азы органной музыки Бронислав Рутковский — будущий профессор, польско-белорусский органист, музыкальный критик, дирижёр и композитор начала 20-го века, который родился в деревне Камаи — ему посвящена табличка в храме:
При внесении в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь специалисты насчитали в храме 118 предметов исторической ценности. Среди них помимо показанных выше иконы Матери Божьей, алтарных деревянные статуй святых Петра и Павла и органа выделяется картина Камаи. Костел Иоанна Крестителя в XIX веке:
На авторство картины мне указал местный ксендз во время разговора в костеле, когда он узнал что я приехал в Камаи из Пинска. Ведь в величественном Францисканском костеле Успения Девы Марии в Пинске, одном из четырех костелов Беларуси, имеющих титул малой базилики, так же имеется картина написанная Альфредом Ромером — Пинская Мадонна с челкой. В костеле в Камаях в честь художника установлена табличка. Говорят, что на территории беларуси сохранилось всего две картины этого художника, одна в Камаях, вторая в Пинске:
Ниже на фото другие ценности в храме:
Окна в костеле украшены витражами:
Из главного нефа я зашел посмотреть часовню Опеки Наисвятейшей Девы и святого Иосифа (Юзефа):
Фундаторам часовни установлена памятная табличка:
Часовня просторная и светлая — ее освещает свет из большого количества окон, которые украшены витражами:
На потолках и стенах костела можно увидеть много гербов родов, в том числе и причастных к строительству храма:
Одной из особенностей костела являются невысокие деревянные двери в стенах храма:
Камаи. Крипта в костеле
Одна из таких дверей ведет в крипту костела, расположенную под часовней, куда я спустился с разрешения ксендза:
В крипте находятся захоронения фундаторов храма, владельцев Камай и ошмянские маршалки:
Помимо захоронений, расположенных в несколько рядов крипта мне запомнилась звездчатым потолком. Также я обратил внимание на окна в нишах под потолком крипты — на фото выше вы видели их со стороны улицы практически у самой земли — это и были окна в крипту. А сейчас соедините длины ниши до окна изнутри и снаружи, и поймете насколько толстые стены в храме в районе часовни:
Костёл Иоанна Крестителя в Камаях мне понравился как снаружи, так и внутри, будите в Камаях обязательной зайдите в этот костел — он того стоит
Камаи. Каменный крест
Рядом с костёлом находится старинный каменный крест, датируемый XV—XVI веками высеченный из гранитного валуна. То есть этот каменный крест более старый, чем костел. Высота креста — 2,5 метра, ширина перекладины — 1,88 метра. В средокрестии вырублена треугольная ниша для распятия:
Костел главным фасадом выходит к парку имени Бронислава Рутковского, в котором помимо древнего креста установлен каменный памятный знак с гербом и историческими датами поселка, из которых можно узнать, что с XVI века Камаи входили в состав Виленского воеводства Великого княжества Литовского, с 1795 Виленской губернии Российской империи, после вхождения в состав СССР вначале Камаи находились в составе Молодеченской области, а после ее упразднения, с 1960 в составе Поставского района Витебской области:
Рядом с костелом находится бывший парафиальный дом, построенный в 1929 и принадлежащий ранее католическому приходу. В настоящее время в старом деревянном доме размещается Камайское лесничество:
Рядом со зданием бывшего парафиального дома я обнаружил камень с крестом:
Территория возле костела и лесничества благоустроена, там я обнаружил ряд скульптур и композиций:
Здание в зелени напротив бокового фасада костела по всей видимости плебания — дом ксендза:
При выезде из Камай мое внимание привлекли красиво расписанные частные дома:
Дорога на Поставы
Дорога от Камай до Постав, как и от Лынтуп до Камай носила холмистый рельеф, прилегающие к дороге виды Поставского района смотрелись красиво:
После 15:00 я остановился возле дорожного знака указывающего направления на прилегающие районные центры Витебской области: Поставы, Глубокое, Шарковщина, Браслав — именно в таком порядке я их и посетил все в ходе третьего велопутешествия по Беларуси — в таком порядке о них на сайте и будут выходить статьи:
От знака я поехал прямо — в районный центр — город Поставы, который мне также очень понравился — там сохранилось много интересных исторических достопримечательностей — о них и будет следующая статья на сайте с третьего велопутешествия…
Велопутешествие по Беларуси — продолжение
Продолжение следует