Камено. Долгиново. Велопутешествие по Беларуси 3.5

Велопутешествие по Беларуси:

Первое велопутешествие по Беларуси

Второе велопутешествие по Беларуси. Западная Беларусь

Третье велопутешествия по Беларуси

photo-2021-06-28-02-29-46
Трек третьего велопутешествия

3.1 — Старт третьего велопутешествия по Беларуси. Минск. Куропаты. Раубичи

3.2 — Логойск

3.3 — Хатынь

3.4 — Плещеницы. Стайки. Ольковичи. Крайск

Камено. Долгиново

Камено

Продолжаю воспоминания с третьего велопутешествия по Беларуси. Проснувшись в палатке во второй день путешествия я осмотрел неоготический костел в Ольковичах, увидел единственный в Беларуси памятник последнему российскому императору на территории Николаевской церкви в Крайске, а в 10:15 уже был возле деревни Камено Вилейского района, которая на въезде меня встретила красным зубром, спрятавшими под дубом:

kameno
Камено. Красный зубр на въезде

Камень «Воротишин крест»

Деревня Камено известна в первую очередь благодаря находящемуся в ней камню-валуну, который имеет собственное название — «Воротишин крест», и от которого деревня и получила своё название. А до начала XX века деревня Камено и вовсе называлась просто Камень. Я нашел этот знаменитый камень в Камено, а возле него информационный плакат о деревне, после чего припарковал рядом велосипед и стал изучать историю деревни и осматривать местную достопримечательность:

kameno-2
Камено. Камень «Воротишин крест»

Так, из информации на плакате я узнал, что деревня Камено впервые упоминается в летописях в 1519 году, когда она находилась во владении канцлера Великого княжества Литовского Николая Радивиловича. Потом владельцы неоднократно менялись, а камень «Воротишин крест» здесь был всегда:

kameno-3
Камено. Информационный плакат

Валун Воротишин крест — символ деревни Камено — один из трех Борисовых камней, сохранившихся на территории Беларуси, при этом он единственный из них находится на своем первоначальном месте, куда его принес ледник во время Днепровского оледенения приблизительно 220-150 тысяч лет тому назад. Валун представляет собой глыбу из гранита с вкраплениями кварца. Его высота над поверхностью земля 2.1 метра, длина 3.7, периметр 10.4 метра, вес видимой части приблизительно 38.2 тонны:

kameno-4
Камено. Камень «Воротишин крест»

Этот камень был свидетелем многотысячной истории на современной белорусской земле, видел как менялась здесь природа, появились люди… Два сфероподобных углубления диаметрами около 5 сантиметров на вершине камня по мнению исследователей свидетельствуют о том, что этот камень издревле был языческим капищем, еще до прихода в эти земли христианства. Валун относится к историко-культурной ценности Республики Беларусь, о чем у основания камня установлена соответствующая охранная табличка:

kameno-5
«Воротишин крест» — охранная табличка

Борисовыми камнями называют древние огромные камни- валуны, размерами в несколько метров, с крестами и древними надписями на них датируемых XII веком. Свое название эти камни получили от полоцкого князя Бориса, правившего в XII веке, по приказу которого во время длинного и тяжелого похода на валунах были выбиты кресты и надписи с молитвой о помощи, направленной к Богу — «Господи, помоги рабу своему Борису». Вверху по сторонам креста на них также высечены буквы: «IС ХС НИКА», что означало на старославянском языке  «Иисус Христос побеждает».  На территории Беларуси сохранилось три таких Борисова камня и всех их я, во время третьего велопутешествия по Беларуси, посетил. Помимо Камено борисовы камни встречались мне в Друе и в Полоцке, возле Софийского собора — о них статьи на сайте еще впереди. Воротишин крест в Камено был первым борисовым камнем который я увидел в своих велопутешествиях. Открыл древний валун в Камено с крестом и надписями граф Константин Тышкевич, во время его научной экспедиции по берегам реки Вилии:

kameno-6
Камено. Валун «Воротишин крест» — один из Борисовых камней

На камне «Воротишин крест» в Камено высечен шестиконечный крест, который виден отчетливо и надпись «Воротишин хрьстъ», по которой камень и получил своё имя. Как и у других Борисовых камней, вверху по сторонам креста присутствует надпись «IС ХС НИКА», что означает «Иисус Христос побеждает». На противоположной от креста стороне камня прослеживаются остатки традиционного для камней этой группы текста: «господи помоги рабу своему…» Упоминания имени Бориса на камне в Камено не сохранилось, по словам старожилов бывший владелец поручил местному кузнецу поотбивать надписи на камне с одной из его сторон. Сохранившиеся на валуне надписи обнаружил и расшифровал  историк, археолог и краевед А. П. Сапунов. Некоторые буквы с надписей на камне, несмотря на, что со временем он покрылся многолетними наростами мха можно увидеть и сейчас. Например на следующем приближенном фото справа от вершины креста хорошо просматриваются буквы Хс, что на старославянском обозначало «Христос»:

kameno-7
Камено. Камень «Воротишин крест»

Существует и местная легенда, что давным-давно, местный сельский, житель сохою запряжённою двумя быками пахал на этом месте своё поле в первый день церковного христианского праздника Пасха, за что бог его покарал и превратил вместе с волами в камень. Может это было то самое поле, что на следующем фото между камнем и деревянным деревенским домом:

kameno-8
Камено. Камень «Воротишин крест»

Есть и еще одна красивая легенда о камне. Очень давно в этой местности жили парень и девушка, которые любили друг друга и никогда не ссорились. Но однажды между ними все же произошла ссора, в ходе которой девушка сказала парню, чтобы он превратился в камень, на что парень ответил, чтобы девушка превратилась в реку. Вот с тех времен и стоит на этом месте камень, а недалеко от него протекает река. Местные жители говорят, что за последние годы река все ближе и ближе подбирается к камню, и по легенде когда вода полностью приблизится к камню, то река превратится в прекрасную девушку, ну а валун в парня.

Река Вилия

Я же осмотрев камень поехал смотреть реку, припарковал велосипед у скамейки на ее берегу и стал изучать реку, не забывая, что возможно она и есть та самая девушка из легенды:

kameno-12
Река Вилия. Скамейка на берегу
kameno-9
Река Вилия

Памятный знак и место старта экспедиции графа Тышкевича по реке Вилия

На небольшом холме возвышенного берега реки Вилия я обнаружил еще несколько валунов, размерами поменьше и табличку с якорем и надписью у их основания:

kameno-19
Памятный знак экспедиции графа Тышкевича по реке Вилия

Подойдя ближе я прочитал, на табличке, что это памятный знак, установленный в 2007 году в четь 150-летнего юбилея международной экспедиции по Вилии, которая была организована графом Константином Тышкевичем в 1857 году. Константин Тышкевич, археолог, историк, краевед, этнограф и фольклорист был родом из Логойска, руины его дворца я посетил в первый день этого путешествия и его фото выложил в статье про Логойск.

kameno-10
Памятный знак экспедиции графа Тышкевича по реке Вилия

В 1857 граф Тышкевич на свои средства и на собственном судне совершил экспедицию по реке Вилия от её истоков у деревни Камено до впадения в Неман. На протяжении четырёх месяцев научная экспедиция исследовала реку Вилию, изучая рельеф и ландшафты, проводя археологические раскопки, измеряя глубину реки, изучая встречающиеся на пути деревни, собирая местный фольклор. Экспедиция Тышкевича от деревни Камено до устья Вилии преодолела по воде 682 версты, побывала в 295 деревнях и городках. Данная экспедиция легла в основу фундаментального труда «Вилия и её берега». На месте старта этой экспедиции в деревне Камено и был установлен памятный знак..

kameno-11
Памятный знак экспедиции графа Тышкевича по реке Вилия

На следующем фото место старта экспедиции, с этого берега граф и его команда садились в корабли, которые были построены специально для экспедиции в Логойске и притянуты волоком на берег реки Вилия в Камено. Главное судно имело название «Мечта», его украшал родовой герб Тышкевичей. В настоящее время река Вилия кажется неширокой и неглубокой, но в XIX река была полноводная, и от Камено начиналась ее судоходная часть. Найдите на фото мой велосипед на берегу Вилии, откуда я продолжил свое велопутешествие, только не по реке, как граф, а по дорогам Беларуси в поисках новых достопримечательностей:

kameno-14
Место старта экспедиции графа Тышкевича на реке Вилия

Реку Вилия я кстати первый раз пересекал в районном центре Вилейке, в статье о которой я разместил фото красивой девушки Вильяны-Вилии и не менее красивую еще одну легенду возникновения этой реки. По той легенде девушка Вильяна была помолвлена с портным Степаном, который был очень трудолюбивым человеком, и работал даже в церковные праздники, за что был наказан и превращен в камень. Вильяна, опечаленная эти событием, начала плакать, слезы ее падали на землю, и постепенно из земли начал пробиваться ручей из слез, который потом превратился в полноводную реку Вилию. Вот вам в одной статье две легенды возникновения реки Вилия — пищите в комментариях, какая из них вам больше понравилась.

kameno-18
Река Вилия

Недалеко от памятного знака в честь экспедиции обнаружил лодочку со страничкой Камено в ВК:

kameno-15
Камено

Там, же в деревне обнаружил необычную локацию — пишите, что она обозначает:

kameno-20
Камено

Долгиново

Деревня Камено в наше время входит в состав Долгиновского сельсовета, осмотрев Воротишин камень и место старта экспедиции Тышкевича на реке Вилия я поехал в административный центр сельсовета — агрогородок Долгиново, в котором также сохранилось несколько интересных достопримечательностей.

Троицкая церковь в Долгиново

Первой из них на пути мне повстречалась Троицкая церковь, построенная в 1886 из кирпича на деньги российских властей. Храм состоит из классических на те годы объемов: притвора с надстроенной колокольней, трапезной, главного объёма молитвенного зала и апсиды. Однако, особо отмечу в архитектуре церкви ее два придела, они как и апсида храма имеют широкую полукруглую форму, что придает храму некоторую индивидуальность по сравнению с типическими церквями — муравьевками. Дополняет силуэт храма большой восьмигранный барабан над срееднекрестьем, накрытый сомкнутым сферическим куполом, с увенчанной крестом главкой на вершине. К нашему времени храм оштукатурен, покрашен — выглядит красиво. Часть храма скрывают растущие возле него деревья и кустарники, но рассмотреть архитектуру по фото можно:

dolginovo
Троицкая церковь в Долгиново

Территория церкви огорожена оградой из бутового камня, вход на территорию осуществляется через трехпролетную браму, рядом с брамой скамейка, можно посидеть в тени деревьев, отдохнуть:

dolginovo-3
Троицкая церковь в Долгиново
dolginovo-2
Троицкая церковь в Долгиново

Костел святого Станислава в Долгиново

От Троицкой церкви я поехал в центр агрогородка, где на площади находится главная достопримечательность Долгиново — костел святого Станислава, возведенный в стиле классицизм в 1853 году. Территорию костела окружает высокая ограда из бутового камня — чтобы оценить ее высоту по фото, а также размеры самого храма найдите мой велосипед на следующем фото:

dolginovo-8
Костел святого Станислава в Долгиново

Припарковал свой велосипед я возле информационного плаката, из которого узнал что первое упоминания о Долгиново относятся к 1440 году, когда селение привелегием короля Ягайло перешло в собственность виленского воеводы Яна Довгерда. В последующем владельцы местечка часто менялись:

dolginovo-7
Долгиново. Информационный плакат

В 1553 году в Долгиново был основан католический приход, тогда же в местечке возведён первый деревянный костёл. Интересный факт, что в тот костел в  Долгиново в 1610 году священник Исаак Солакай перевёз из Вильно икону Пресвятой Девы Марии, которая через три года, в 1613 году была передана бернардинскому монастырю в Будславе, где впоследствии широко прославилась как чудотворная Будславская икона Божией Матери — наиболее почитаемая икона у католиков Беларуси. Первым владельцем этой иконы был минский воевода Ян Пац, который получил образ из рук папы римского Клементия VIII. Псоле смерти Паца, в 1619 икона стала собственностью его капелана Исаака Солокая, который и привез образ в Долгиновский костел. Образ находился в Долгиновском костеле с 1611 по 1613, после чего Солакай переедал его в Будслав. Про Будславский храм я расскажу в следующей статье.

dolginovo-10
Костел святого Станислава в Долгиново

Первый костел в Долгиново сгорел во время  войны 1654—1667 годов между Речью Посполитой и Русским царством. Храм был отстроен из дерева в 1672-1673 на средства князя Друцкого-Соколинского, но и тот храм сгорел через 30 лет. В 1704 году на том же месте на средства Кароля и Евы Друцких-Соколинских был возведен новый храм, также деревянный, освященный во имя святого Станислава. Еще один сгоревший деревянный костел был построен в 1795. Современный, каменный костел был построен на средства прихожан в 1853 году по инициативе ксендза Каласантия Львовича. В архитектурном плане современный костел святого Станислава представляет собой трехнефную безбашенную базилику, с высокой полукруглой апсидой. Храм построен в стиле классицизм, имеет симметричную композицию здания. Главный фасад храма оформлен мощным портиком с четырьмя высокими массивными колоннами дорического ордера. Портик завершён треугольным фронтоном, над которым укреплён крест. Костел в Долгиново кстати не закрывался ни во время войны, ни в советское время, что редкость для Беларуси:

dolginovo-9
Костел святого Станислава в Долгиново

Рядом с храмом находится отдельно стоящая деревянная одноярусная квадратная колокольня, завершенная покатой, четырёхскатной крышей.

dolginovo-15
Костел святого Станислава в Долгиново

Костел святого Станислава в Долгиново впечатляюще смотрится и со стороны апсида, которая имеет массивную полукруглую форму на всю высоту главного нефа, являясь его продолжением. Боковые нефы ниже. По сторонам апсида прорезана высокими прямоугольными окнами с полукруглыми завершениями:

dolginovo-14
Костел святого Станислава в Долгиново

За храмом со стороны апсиды находится здание плебании, но оно мне показалось невзрачным и фото я его не делал. по дорожке вдоль костела я спустился к местному водоему, где устроил перекус.

Памятный знак Змитроку Бядуле

Вернувшись с водоёма на площадь я подошел к камню с табличкой. Оказалось, что это памятный знак Змитроку Бядуле, известному белорусскому писателю, который жил и и учился в этой деревне:

dolginovo-6
Долгиново. Памятный знак Змитроку Бядуле

Самуил (Шмуэл-Нохим) Ефимович Плавник, а именно такое настоящее имя писателя, который писал свои произведения под псевдонимов, был родом из небогатой еврейской семьи, после окончания начальной еврейской шкоды хедера Самуил поступил и учился в Долгиновской иешиве — высшем учебном заведении евреев, где готовили иудейский священников -равинов.

Синагогальный двор в Долгиново

По состоянию на 1931 год в Долгиново проживало около 4500 евреев, которые молились в своих культовых сооружениях — синагогах, которых в Долгиново было четыре. До наших дней от еврейского наследия сохранились некоторые строения местного синагогального двора, в частность два здания бывших синагог, построенных из красного кирпича в самом начале XX века. Некоторые аутентичные черты бывших долгиновских синагог хорошо просматриваются и в наши дни:

dolginovo-13
Долгиново. Синагога
dolginovo-12
Долгиново. Синагога
dolginovo-11
Синагогальный двор в Долгиново

А вы знаете как выглядит современный Теремок? — я пока не попал в Долгиново не знал. Современное здание «Теремка» я обнаружил рядом с синагогальный двором со стороны улицы, сделал фото и отправился дальше, рассматривая по сторонам домики этого интересного местечка с историей:

dolginovo-5
Долгиново. Современный теремок

Ну я мой дальнейший путь, как и иконы Пресвятой Девы Марии в 1613 году пролегал из Долгиново в Будслав, к Бернардинскому костелу, который является санктуарием этой иконы. Будславский костел является одной из четырех малых базилик Беларуси и он был главным объектом второго дня моего третьего велопутешествия — следующая статья на сайте будет о нем…

Велопутешествие по Беларуси — продолжение

Продолжение следует

Вам может также понравиться...

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии