Логишин — городской поселок в Пинском районе
Логишин

Логишин — городской поселок в Пинском районе Брестской области Республики Беларусь с населением около 2000 человек. Он расположен на пересечении автодорог Р6 (Ивацевичи-Пинск-Столин) и Р105 (Логишин-Ганцевичи), в 25 километрах от районного центра — города Пинска, в котором я живу. Я неоднократно бывал в Логишине, в том числе проезжал через поселок в двух из шести своих велопутешествий по достопримечательностям Беларуси, в ходе которых я объехал на велосипеде все 118 районов нашей Родины:
При въезде в Логишин со стороны Пинска и Ивацевичей установлены однотипные знаки с названием поселка, годом его основания и гербом:



На пересечении вышеуказанных автодорог в Логишине находится автостанция «Логишин». куда можно приехать на автобусе либо маршрутке для осмотра поселка:

Название Логишина предположительно произошло от слова лог: долина, впадина или местность, лежащая между склонами холмов, так как поселок находится в понижении рельефа. Однако есть и официальная легенда происхождения названия и образования Логишина. По легенде название поселка пошло от купца по имени Логиш, который ехал в Пинск, чтобы продать свой товар. По дороге ночь застала Логиша на месте, где сейчас расположен Логишин и он решил остаться. Вокруг было много волков, а когда они завыли, кони испугались и понеслись, при этом обоз, в котором находился сын Логиша, улетел в волчью яму. Сын погиб, а купец решил остаться на этом месте и основал поселение. Кода его люди приехали продавать товар в Пинск, горожане поинтересовались откуда они прибыли, на что получили ответ: с Логишинова Берега, с Логишина. С тех пор и закрепилось за поселком название Логишин. Основатель Логишина — купец Логиш и сейчас находится в поселке, но лишь из дерева:

За Логишем можно увидеть жителей местечка Логишин:

А волки до сих пор обитают в Логишине, как например деревянный волк на следующих фото. Забегая вперед скажу, что это не единственный волк в Логишине:


В письменных источниках Логишин впервые упоминается в 1552 в «Писцовой книге Пинского княжества», когда он находился в Пинском повете в составе Великого княжества Литовского. Эта дата красуется возле названия поселка в центре Логишина в виде цветника:


Также дату первого упоминания в летописи Логишина и волка на гербе можно увидеть на стене одного из домов поселка:

За время своего существования Логишин побывал в собственности многих знаменитых родов. В XVII веке местечко находилось в собственности рода Радзивиллов, был центром староства. От Радзивиллов перешло в наследство Огинским, а от них Друцким-Любецким. Многих исторических личностей, связанных с Логишином можно увидеть в сквере в центре поселка в виде деревянных скульптур. Рядом установлен информационный плакат на котором можно почитать о тех исторических личностях, чьи скульптуры установлены:

25.02.1643 от короля польского и великого князя литовского Владислава IV Логишин получил Магдебурское право:

Известил логишинцев о даровании поселку магдебургского права глашатай:

Брат Владислава IV — последний, третий король польский и великий князь литовский из династии Ваз — Ян Казимир Ваза в 1643 году даровал Логишину герб:


На гербе Логишина, как вы видели на первых фото, изображен мистический волк с лосиными ногами и лисьим хвостом на голубом фоне. Лосиные ноги помогали волку пробираться, а лисиный хвост заметать следы. В 2021 к проведению областных «Дожинок» символу Логишина — волку был установлен интересный памятник:

Это кстати второй интересный памятник волку, который я встречал в Беларуси. Первый находится в Волковыске, но там волк обычный, а не мистический, как в Логишине;

В 1795 после 3-го раздела Речи Посполитой Логишин вошел в состав Российской империи, стал центром волости Пинского уезда Минской губернии. В XIX веке в поселке действовали мельницы Айзенберга, Хазана и Дубимского, Марцинкевича, Бунькевича, маслобойня и мельница Циперштейна, кожевенный завод Фридмана, однако они до настоящего времени не сохранились. В 1828 Логишину был присвоен статус города. В 1874 Логишин получил известность в связи с бунтом, вязанным с нежеланием местных жителей продавать земли минскому губернатору Токареву. В 1881 в Логишине были построены каменные торговые ряды, которые также не сохранились. С 1921 по 1939 Логишин находился в составе Польской республики, являлся центром гмины Пинского повета Полесского воеводства. С 1939 в составе Пинской области БССР, с 15 января 1940 по 25 декабря 1962 года был центром Логишинского района, 22 декабря 1959 получил статус городского посёлка, с 1962 по настоящее время городской поселок в составе Пинского района.
Храмы Логишина
В настоящее время Логишин является ярким примером толерантности к вероисповеданию в Беларуси, где в центре поселка, в сквере, по соседству располагаются православный и католический храмы, а на некотором расстоянии от них и протестанский дом молитвы.

Но так было не всегда. Первый храм в Логишине был построен еще в 1634 году на средства владельца местечка и пинского старосты Альбрехта Станислава Радзивилла, и это был деревянный католический костел. Основателя храма и владельца Логишина также можно увидеть в сквере в центре поселка в деревянном виде:

В последующем при костеле была образована миссия католического ордена иезуитов и госпиталь. После восстания 1863 года, направленного против российской власти и за восстановление Речи Посполитой, костел в Логишине, как и большинство католических храмов Беларуси, был закрыт, здание храма передали вначале униатам, а затем православным, так в здании бывшего костела разместилась православная церковь. В 1897 деревянное здание храма сгорело, на его месте было построено новое здание церкви, которое сохранилось до наших дней;
Спасо-Преображенская церковь

Спасо-Преображенская церковь построена из кирпича во второй половине XIX века в ретроспективно-русском стиле и является самым старым из сохранившихся зданий современного Логишина:


В архитектурном плане здание храма имеет очень распространенную на то время каноническую объемно-пространственную композицию, состоящую из 4 объемов (частей): колокольни (звонницы), трапезной, основного объема (нефа, молитвенного зала) и четырехгранной апсиды. Основу здания составляет кубический объем молитвенного зала, накрытый четырехскатной крышей, которую венчают пять куполов луковиц. К основному объему присоединяются через небольшой переходной объем (трапезную) притвор со звонницей и четырехгранная апсида.

Пять куполов в церквях устанавливают в честь Иисуса Христа (самый большой купол по центру) и четырёх евангелистов (купола размером поменьше):

Вертикальной доминантой храма является возведенная над притвором двухъярусная колокольня, выполненная традиционно: первый ярус четверик (четырехугольное сооружение или часть композиции) второй ярус — восьмерик (восьмиугольное сооружение или часть композиции). Восьмерик на четверике наиболее распространенная композиция в белорусских православных церквях. Колокольня накрыта шатровой крышей с куполом похожим на луковицу с заострением сверху (купол-луковица, луковичная глава, маковка) в завершении:

Главный и боковые входы в храм выполнены в виде порталов и обрамлены трехлепестковыми арочными нишами. Этот же декоративный мотив используется в обрамлении одинарных и строенных арочных оконных проемов.

Церкви такой архитектуры стали очень распространены в Российской империи на территории бывшего Великого княжества Литовского (Беларуси), со второй половины XIX века, когда они стали массово строится после восстания 1863-1864 годов, во время политики русификации, и называются они «муравьевками». Такое название церкви получили в честь графа Михаила Муравьева, генерал-губернатора виленского, который руководил подавлением восстания на территории Северного-Западного края Российской империи, в состав которого вошли земли, которые до раздела Речи Посполитой входили в состав ВКЛ. С целью подавление польского языка и католической веры, а также продвижения русского языка и православной веры был разработан план по обновлению действующих и возведению новых православных церквей по типовым проектам. При строительстве обращали внимание на то, чтобы возводимые храмы как по внешнему, так и по внутреннему виду были похожи на традиционные российские церкви, поскольку местная архитектура православных храмов до этого испытала на себе сильное влияние католического, униатского и отчасти протестантского храмостроительства. Одной из таких церквей-муравьевок и является православный храм в Логишине:

В комплекс церкви также входит четырехгранная небольшая часовня, с шатровой крышей, расположенная в сквере недалеко от церкви и освященная во имя князя Александра Невского.


Костел Петра и Павла в Логишине — неоготическая жемчужина Полесья

Как я отмечал выше, первый католический костел в Логишине был построен в 1634 на средства Альбрехта Станислава Радзивилла. После восстания 1863-1864 годов он был закрыт и передан православным, в последующем здание сгорело. С тех пор и до начала XX века костела в Логишине не было, так как российская власть не разрешала строить католические храмы. Только в 1905 году, после подписания императором Российской империи Николем II Указа «Об укреплении начал веротерпимости» католики получили возможность построить новый костёл. И они этой возможностью воспользовались и построили очень красивый неоготический костел, который стал жемчужиной архитектуры Полесья:



Строительство храма велось с 1907 по 1909 годы, освящен костел был в 1913 году епископом Могилевским Винцентом Ключевским в честь апостолов Петра и Павла. Костел построен из красного кирпича в неоготическом стиле по проекту архитектора Императорской академии в Санкт-Петербурге Дзеконского. Большую помощь в строительстве костела оказал владелец имения в Стошанах Эдмунд Корсак (От имения сохранился амбар с арочным подвальным помещением и парк частично).


Костел Петра и Павла пережил две мировые войны и эпоху атеизма советского времени и теперь украшает не только Логишин, но и все Полесье. На Полесье редко встречаются строения в стиле неоготики, среди который можно вспомнить только часовни-усыпальницы Рейтанов в Грушевке и Ожешко в Закозеле. Тем ценнее с архитектурной точки зрения Логишинский неоготический храм:


В архитектурном плане костел представляет собой построенную из красного кирпича однонефную базилику с пятигранной апсидой, покрытую высокой двухскатной крышей. Основу храма составляет прямоугольный в плане объём (неф), к которому по длинной оси примыкает четырёхъярусная шатровая звонница (колокольня) на входе, и пятигранная апсида с тыльной стороны. Сбоку от апсиды находятся несколько дополнительных помещений, которые вносят ассиметрию в общую композицию здания. Это помещение сакристии и пристроенная к основному объему с западной стороны граненая башенка с узкими окнами, похожими на бойницы. Она предназначалась для винтовой лестницы, ведущей на хоры:



Стены храма расчленены свойственными для готики двухступенчатыми контрфорсами и стрельчатыми оконными проемами:



Вход в костел выполнен стрельчатым порталом с вимпергом:


При входе в святыню привлекают внимание внушительные металлические двери, с лепестками цветков, которые их украшают:

На территории костела имеется небольшая часовня со статуей Девы Марии:


Рядом с часовней возвышается крест с распятым Иисусом:

Интерьер костела украшают три деревянных дубовых резных алтаря. Главный алтарь выполнен в романском стиле, в центре него помещен знаменитый Образ Матери Божией Логишинской — Королевы Полесья. Боковые дубовые алтари стилизованы под готику, в одном из них – образ Святого Андрея Боболи, в другом – Святого Доминика:


Икона была коронована 10 мая 1997 года, после того как усилиями кардинала Казимира Свёнтека образ, находившийся до 1938 года в православной церкви, был обновлен и возвращен на прежнее место — в костел.
Королева Полесья
Икона «Божей матери Логишинской — Королева Полесья» находящаяся на главном алтаре костела Петра и Павла в Ллогишине — одна из наиболее почитаемых католических икон Беларуси. Когда был создан образ достоверно не известно. Икона появилась в Логишине в апреле 1706 во время Северной войны, когда один из шведских отрядов заехал в Логишин отдохнуть и пополнить припасы. Ее привез с собой шведский офицер Галабурда, который был в составе этого отряда и остановился он на отдых у секретаря городской управы Малишевского, Когда отряд шведов покинул Логишин, икона осталась в доме, при этом неизвестно, то ли забыл ее шведский офицер, то ли рассчитался ею за постой. После отъезда отряда шведов Милашевский отнес икону в деревянный костел, где образ прославился чудесами. Ему приписывают спасение храма от пожара, когда сгорели все соседние здания. После закрытия костела и преобразования его здания в церковь, икона осталась в храме, верующие католики приходили в православную церковь и молились иконе. Однако, после передачи храма православным, икона церковь не спасла, деревянное здание сгорело, при этом сама икона от пожара не пострадала, и это тоже называют чудом. После строительства кирпичной православной церкви икона находилась в ней. После строительства и освящения в Логишине кирпичного костела икону католикам православные не вернули. Вернулся чудотворный образ Матери Божией Логишинской в новый костел не совсем правильным путем. Из здания православной церкви его вынесли то ли в 1936, то ли в 1938 году подростки — католики. Было возбуждено уголовное дело, по результатам судебного разбирательства суд постановил, что икону надлежит вернуть католическому костелу. Церковь и костел трижды судились по поводу прав на икону, но образ оставили за костелом. Осеню 1939 образ отправили на реставрацию в Варшаву, после которой брестский бискуп Казимир Букраба лично привез его в Логишин и поместил в главный алтарь костела. Данную икону почитают как католики, так и православные. Важнейшим событием в истории святыни стала ее торжественная коронация, которую 10 мая 1997 года осуществил единственный кардинал Беларуси Казимир Свентек в присутствии многочисленных священников и нескольких тысяч верующих. С той поры костел Святых Петра и Павла имеет статус санктуария Королевы Полесья. 22 августа на праздник Пинской епархии к иконе ходят пилигримы.
Дом молитвы Христиан Веры Евангельской.
Кроме католического костела и православной церкви имеется в Логишине и еще один христианский храм — протестантский: Дом молитвы Христиан Веры Евангельской, построенный после 1990 года из красного кирпича и привлекающий высокими арочными окнами в белом обрамлении:



Таким образом в небольшом Логишине размещаются культовые сооружения трех религиозных конфессий, что является ярким примером толерантности к вероисповеданию в Беларуси.
Логишинский дом милосердия

В 2011 в Логишине открыт дом милосердия, где находят приют и заботу, люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации независимо от своего вероисповедания, В его экуменической часовне попеременно проходят католические мессы, православные богослужения и звучат проповеди местного пресвитера…




Центр Логишина
В центре, рядом со сквером, в котором находятся православный и католический храмы, построен Молодежный центр культуры:

Перед зданием центра культуры установлен памятник Ленину, напоминающий о советском периоде Логишина:

В ходе велопутешествия по Беларуси я посетил на велосипеде все 118 районов Беларуси и видел более сотни памятников Ленину. Они есть, за редким исключением, практически в каждом районном центре. Большинство памятников однообразны и интерес для меня не представляли. На их фоне памятник Ленину в Логишине мне показался довольно стильным и проработанным. Скульптура Ильичу была создана скульптором Заиром Азгуром и установлена в Логишине в 1957:


Напротив центра культуры разместился двухэтажный торговый дом, на стене которого прикреплен плакат с видами на поселок и его достопримечательности:

Рядом с торговым домом композиция-клумба с названием городского поселка и земным шаром, увенчанная голубями:

В центре Логишина размещен плакат со схемой основных дорог поселка и местом размещения некоторых достопримечательностей:

На некотором расстоянии от центрального сквера находится трехэтажное здание школы, в которой имеется историко-краеведческий музей, основанный в 1995 году и имеющий звание народного:

Недалеко от средней школы и от центра разместилось здание музыкальной школы:

Рядом с музыкальной школой установлен ряд статуй и интересных композиций:




Поселковая застройка
Жилая застройка Логишина состоит как из деревянных домов, так и из кирпичных. Каменные постройки стали появляться в Логишине в XIX – первой половине XX века. Послевоенная реконструкция сильно изменила облик исторического центра: не стало здания синагоги, торговых рядов, еврейской аптеки и ряда жилых домов. И все же, частично, старая застройка еще осталась. К примеру, на углу улиц Томилова и Ленина (Костельной и Пинской) сохранился двухэтажный кирпичный дом с балкончиком и срезанным углом. Здесь до войны принимали пациентов врач и фельдшер, также в здании находились парикмахерская и колбасный цех. На втором этаже жили владельцы дома и их квартиранты:


Мемориальная доска на здании посвящена Павлу Петровичу Томилову – организатору и руководителю партизанского движения на Пинщине, который в 1944–1945 годах работал начальником Логишинского отдела НКВД, разместившимся в этом здании.

На улице Томилова сохранился ряд старых зданий:




В современном Логишине появились многоэтажные жилые дома. Особый интерес представляет серия трехэтажных домов, расположенных вдоль трассы Ивацевичи-Пинск, торцы которых красиво расписаны на мотивы поселка и уборки урожая:










В сквере, недалеко от дороги на траве находится неподписанная статуя. Чья эта статуя я не знал. Наталья в комментарии к этой статье подсказала что это Иван Мичурин, интересно какое отношение он имел к Логищину? :

В 2021 в Логишине проходили областные «Дожинки», к проведению которых в поселке появился ряд интересных клумб-цветников и иных композиций, которые остались от праздника поселку в наследство:








На следующем фото, за клумбой-цветником в виде воздушного шара видно местное кафе «Ясельда»:

Память о войне
Мирный в настоящее время Логишин помнит и трагические страницы своей истории, он, как и большинство белорусских населенных пунктов сильно пострадал в годы мировых войн первой половины ХХ века. Так в годы первой мировой войны, 18 сентября 1915 году Логишин был занят немецкими войсками. Затем последовало успешное контрнаступление русской армии. Во время ожесточенных боев 21-23 сентября 1915 года большинство логишинских домов было разрушено. Линия фронта Первой мировой войны около двух с половиной лет проходила в непосредственной близости от Логишина по Огинскому каналу и реке Ясельде. Следы той войны сохранились до наших дней: вдоль Огинского канала до сих пор стоят ДОТы, построенные немецкими солдатами:




После окончания первой мировой войны Логишин не миновала советско-польская война (1919–1921). В Логишине был образован отряд, который действовал на стороне Войска Польского и насчитывал около 170 человек. На католическом кладбище похоронены польские легионеры и партизаны, павшие в боях в этой войне:


Практически в каждом более-менее крупном населенном пункте Беларуси имеется мемориал или памятник, напоминающий о жертвах второй мировой войны. Логишин в этом плане не стал исключением, поселок в годы второй мировой войны был оккупирован немецкими войсками и пострадал. В центральном сквере на улице Ленина в поселке имеется братская могила, в которой похоронено около 60 советских войнов и партизан, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками при освобождении Логишина и окрестных деревень в июле 1944 года. На братской могиле в 1957 установлен памятник: скульптура солдата с автоматом, рядом, на мемориальных плитах имена героев-освободителей:




О жертвах войны напоминает и памятный знак 15 мирным жителям поселка, заживо сожженных немецкими оккупантами 9 февраля 1943 года в урочище «Черный луг» за связь с партизанами. Памятный знак установлен на месте трагедии в 2009 году. Сначала памятник представлял собой символические ворота с набатным колоколом. Теперь на этом месте насыпан невысокий курган, над которым возвышается крест с распятием, а возле него установлен камень-валун с мемориальной доской. Останки погибших, среди которых были и малолетние дети, захоронены на местном кладбище.



Оккупация Логишина немецкими войсками в годы второй мировой войны продолжалась более 3 лет, с 27 июня 1941 до 15 июля 1944. Через месяц после начала оккупации, в августе 1941 на территории Пинского Полесья немцы начали проводить масштабную операцию «Припятские болота», направленную на уничтожение местного еврейского населения. Более трехсот евреев Логишина (по другим данным до 500) – были согнаны на восточную окраину христианского кладбища и расстреляны. В следующем, 1942 году фашисты уничтожили по разным источникам от 555 до 1605 евреев Логишина. На месте расстрела евреев была обнаружена братская могила длиной 10 и шириной 3 метра, на которой в 1990 году на средства евреев Израиля, выходцев из Логишина, был установлен памятник-стелла из гранитной крошки:




Еврейское кладбище
На окраине Логишина возле больницы скрывается в зарослях старое еврейское кладбище, напоминающее о довоенной еврейской общине местечка. Евреи до второй мировой войны составляли значительную часть населения Логишина. Еврейские кладбища отличаются от христианских, кто их не видел ранее, будет любопытно взглянуть:




Христианское кладбище

Христианское кладбище в Логишине заложено на рубеже XVIII-XIX веков. В центре кладбища находится деревянная католическая часовня, построенная в 1904 году:

На кладбище, подтверждая слова о толерантности местных жителей к вероисповеданию, по соседству стоят католический и православный кресты:

Рядом с часовней находится могила ксендза Логишинского костела Станислав Рыжко, который десять лет провел в сталинских лагерях, а после возвращения в 1956 году 28 лет был настоятелем костела, составил хронику храма:

Так как кладбище в Логишине старое. то там сохранился ряд старых захоронений:






Дожынки -2021
04 сентября 2021 года в Логишине прошли областные «Дожинки». Я был на этом празднике урожая и сделал ряд фотографий, некоторое из них выкладываю ниже:





В городском поселке с 2005 существует бейсбольная команда «Логишинские волки». Клуб становился серебрянным и бронзовым призером чемпионата Беларуси по бейсболу. На бейсбольном стадионе во время проведения Дожинок установили сцену и поздравляли победителей:

Зрители размещались на трибуне стадиона. Так как стадион бейсбольный, то его часть по периметру ограждена высокой сеткой. На бейсбольный матч мне пока попасть не удалось:

Интересные локации встречаются и на окраине поселка, как например вышка:

На этом пока о Логишине пока все. Я уезжаю по дороге, изображенной на фото снизу из Логишина в Пинск, чтобы обязательно вернутся в этот полесский поселок. Если в Логишине появится что-нибудь интересное — добавлю в эту статью. А вы читайте старые и ждите новые cтатьи на сайте LDD.by

После посещения Логишина. тем, кто еще не был в районном центре Пинского района — столице Полесья — городе Пинске, настоятельно рекомендую это сделать. Изучить историю древнего Пинска и увидеть все его основные достопримечательности можно в моей статье на сайте по ссылке снизу — приятного просмотра:
Дмитрий, спасибо за чудесный яркий фоторепортаж! Насчет скульптуры у дороги: говорят, что это памятник ученому, биологу, селекционеру Ивану Мичурину. Почему и когда он появился в Логишине — загадка)
Наталья, спасибо Вам за приятный отзыв о моей статье и фото. а также за информацию по поводу скульптуры в Логишине.