Мосты. Велопутешествие по Беларуси 2.23
Велопутешествие по Беларуси — начало:
1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор
2 — Второе велопутешествие по Беларуси. Западная Беларусь: обзор
2.1 — Иваново / Янов-Полесский
2.3 — Закозель. Часовня-усыпальница рода Ожешко. Людвиново. Воловель. Антополь
2.5 — Здитово. Жабинка. Збироги. Хмелево. Самый старый деревянный храм Беларуси
2.6 — Чернавчицы. Вистычи. Скоки
2.7 — Брестская крепость. Берестье. Брест.
2.8 — Брест Часть 2 — за пределами крепости
Малорита. Самый старый дуб Беларуси. Хотислав
2.9 — Котельня-Боярская. Сычи. Раковица. Малые Малые Щитники. Вельямовичи. Река Пульва
2.10 — Свято-Михайловский родник, камень-следовик, усадьба Пузынов
2.13 — Рясна. Войская. Николаево.
2.14 — Каменец. Каменецкая башня
Резиденция Деда Мороза в Беловежской пуще
2.16 — Беловежская пуща 2. С юга на север
2.18 — Мстибово. Шиловичи. Гнезно.
2.21 — Кремяница. Большая Рогозница
2.22 — Самуйловичи. Струбница. Пески.
2.23 — Мосты
Продолжаю воспоминания со второго велопутешествия по Беларуси. На шестой день путешествия проснувшись в палатке возле Зельвы я поспересек границу Зельвенского и Мостовского районов и поехал в направлении районного центра — города Мосты. По дороге на территории Мостовского района я посетил ряд красивых и интересных в плане архитектуры храмов, наиболее интересные из которых находятся в Большой Рогознице, Самуйловичах, Струбнице и Песках. О них я писал в предыдущей статье:
Мост через реку Неман
Выехав из Песков я в 12:40 подъехал к одной из главных рек Беларуси — Неману, который в том месте разделяет потоком воды две деревни: Мосты Левые на юге, на левом берегу реки и Мосты Правые на севере, на правом берегу реки. Между собой обе деревни с общим названием Мосты соединяться металлическим мостом через реку Неман:
Мост этот не похож на типичные современные мосты, он имеет интересную металлическую конструкцию, верхняя часть которой напоминает своей формой волны — такие мосты не часто встретишь в настоящее время в Беларуси. Поэтому, оставив велосипед на мосту, я спустился вниз и некоторое время бродил возле него делая фото с разных ракурсов:
Находясь на мосту сделал с него фото и главной водной артерии тех мест — реки Неман. Берега его заросшие, покрыты кустарником и лесом, какого либо песчаного пляжа для отдыха не имеется:
При съемке Немана в западном направлении, на его высоком, северном берегу, я заметил усадебный дом в зеленых оттенках, к которому и направил свой велосипед:
Мосты Правые. Усадьба Ознобишиных
Усадьба здесь была заложена представителями рода Ознобишиных в XIX веке на высокой террасе реки Неман, которая круто обрывается к руслу реки. От усадьбы до наших дней сохранился усадебный дом, который очень эффектно выглядит на возвышении террасы со стороны реки. Среди общей композиции дома выделяется круглая башня, пристроенная к углу дома и увенчанная крестом. От дома к реке при этом можно спуститься по установленной на склоне холма лестнице, но берега Немана и здесь заросшие:
Усадебный дом построен в стиле классицизм, представляет собой одноэтажное здание, с двухэтажной центральной частью:
Центральная двухэтажная часть усадебного дома выглядит наиболее интересно: на первом этаже, на входе привлекают взгляд три арки, на втором — две колонны, в центре фронтона — небольшое круглое окно:
Каких-либо табличек при этом на здании я не видел, напишите кто знает, что в бывшем усадебном доме находится сейчас:
Мосты — город, районный центр Гродненской области
Посмотрев на усадьбу Ознобишиных в Мостах правых я вдоль реки Неман направился в Мосты — город — небольшой районный центр Гродненской области с населением 15000 человек. Впервые в исторических документах Мосты упоминаются как местечко и центр волости Гродненского павета Великого княжества Литовского в 1486 году, о чем сообщает дата на въездной композиции в город:
«Мостовдрев»
При этом по всей видимости первое упоминание Мостов относится ни к современному городу Мосты, а Мостам правым, которые я посетил до этого, и где находится бывшая усадьба. А населенный пункт на месте современного города на этом месте получил развитие только в первой половине XX века, когда в 1927 здесь, на берегу реки Неман была построена фанерная фабрика братьев Конопацких. Созданный возле фабрики поселок, некоторое время даже назывался Фабричный. После прихода советской власти фанерное предприятие было национализировано. В дальнейшем завод был модернизирован и в настоящее время является крупнейшим предприятием Мостовского района — «Мостовдрев» — одним из крупнейших деревообрабатывающих предприятий Беларуси. На следующем фото вид на завод со стороны Неман, а снимок этот я сделал с подвесного пешеходного моста через реку:
Я в Мостах был в первый раз, поэтому двигаясь на велосипеде в центр города смотрел по сторонам в поисках интересных мест, но таких оказалось не много. По пути встретился стадион с названием Неман — как и у протекающей рядом реки:
В центре города возле гостиницы видел красивую карету в цветах:
Привлек мое внимание и небольшой желтый магазин, причем не архитектурой, а цветом стен и названием магазина — они совпадали — магазин назывался Желтый, а стены его окрашены также в желтый цвет.
Побывал я и на площади Ленина с памятником Ильичу, видел здания райисполкомов, дома культуры и другие административные сооружения, но их фото я в тот день не делал — на то время я никаких статей писать не собирался, а кадры на стандартные и типовые здания тратить не хотел. Каких-либо древних зданий в Мостах, в отличии от Мостовского района, я не видел, что говорит в пользу мысли о том, что город стал развиваться только после строительства фанерной фабрики.
Самый длинный в Беларуси пешеходный подвесной мост
Однако, не смотря на отсутствие в городе древних архитектурных достопримечательностей город Мосты однозначно рекомендую посетить каждому, ради того, чтобы увидеть уникальный подвесной пешеходный мост через реку Неман. До велопутешествия я про этом мост много слышал, но никогда не видел его лично, поэтому мост был главной точкой моего интереса в этом районном центре, к нему я и направил велосипед. При подъезде к мосту показалась высокая металлическая конструкция и памятный знак у ее основания:
Этот мост по настоящему уникален для нашей страны — он оригинальной конструкции, не имеет опор над рекой, его длина составляет 193 метра — и это самый длинный пешеходный подвесной мост в Республике Беларусь, не имеющий аналогов:
Пейзажи с металлическим мостом без опор через реку Неман завораживают:
Подвесной мост через реку Неман разработан и построен в Мостах в 1972 году. В честь постройки моста у его подножья установлен памятный знак:
В 1993-1995 годах проведена реконструкция моста. Крепится мост на многочисленные металлические тросы, закрепленные на берегу:
Ширина прохожей часть на мосту составляет полтора метра, пешеходная часть в отличие от остальной металлической конструкции уложена деревянными досками:
Мост имеет оригинальную конструкцию, таких в Беларуси больше нет и я с любопытством рассматривал его составные части. Я ни одном мосту в Беларуси не провел столько времени за один раз, как на этом пешеходном в Мостах, рассматривая как сам мост в деталях, так и виды, открывающиеся с него, наслаждаясь при этом непривычным легким покачиванием моста:
Осматривая мост, было любопытно узнать, за что крепятся металлические тросы, удерживающие мост в воздухе, сделал фото одного из таких мест креплений:
Следующее фото, с видом на пешеходный мост я сделал с моста автомобильного при выезде из города:
Слышал версию, что подвесной пешеходный мост был построен для удобства добираться рабочим, которые жили на другом берегу реки, на деревообрабатывающий завод, однако я возле реки с другой стороны никаких домов не видел. Пешеходный мост связывает жилую часть города и лесопарковую зону, расположенную на противоположенном берегу Немана. Там же имеется и небольшой оборудованный пляж. Есть вероятность, что этим летом (в 2023 году) в ходе седьмого велопутешествия я повторно посещу город Мосты, и если приеду туда под вечер, то не исключаю возможности ночевки в палатке на этом пляже:
Костел Матери Божьей Трижды Чудесной
Осмотрев подвесной пешеходный мост через Неман я пообедал на скамейке в сквере возле моста, затем прокатился по улицам города. Из архитектурных строений, которые мне встретились в Мостах наиболее интересен костел Матери Божьей Трижды Чудесной. Храм хоть и был построен относительно недавно, с 1993 по 2000 годы, но выглядит он интересно. Прямоугольный в плане храм с пятигранной апсидой и двумя небольшими сакристиями построен в неоготическом стиле, и напоминает своими формами неоготические костелы Беларуси начала XX века. Главный фасад костела выглядит необычно, с многоуровненными треугольными завершениями, по его краям возвышаются узкие башенки — пинакли, увенчанные остроконечными шпилями:
Стены костела прорезаны узкими вытянутыми оконными проемами с пятигранными завершениями, в простенках ниши такой же формы с узкими пилястрами по сторонам, в целом костел выглядит интересно:
Территория костела ограждена ажурным металлическим забором. На входе верующих на пьедестале встречает бронзовая фигура Христа, несущего крест. Надпись на пьедестале Sursum corda (Вознесем сердца) означает начальную часть анафоры католической литургии:
Рядом с храмом, на территории костела, находится двухъярусная колокольня. На ее первом ярусе по центру имеется арка-проход, на втором ярусе в трех сквозных арочных проемах висят колокола:
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
После католического костела я поехал смотреть православный храм города — церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Этот храм построен также относительно недавно, в 1994 -1995 годы из красного кирпича, но при этом смотрится неплохо:
Фото церкви у меня только одно. При подъезде к храму я в очередной раз пробил камеру на велосипеде и клеил ее злой под деревом неподалеку, поэтому было не до фото. Из шести путешествий по Беларуси, совершенных на время написания этой статьи, я пробивал колеса только в одном из них, но делал это я тогда достаточно часто. Предполагаю, что причина проколов была не в плохих покрышках (они были хорошие, ранее я с покупки велосипеда ни разу не пробивался), а в том, что я одну из них я сильно надорвал сбоку (не знаю где и когда), и она стала видимо плохо плохо удерживать давление и от этого периодически пробивалась. До Мостов в ходе второго велопутешествия я пробивал эту же камеру в Брестской крепости (в первый раз) и в Волковысске. Подъезжая к Мостам, учитывая статус города как районного центра я наделся решить две возникшие в ходе путешествия проблемы, но полноценно не решил не одну. Первая — это вопрос с покрышкой, которая как я понимал в дальнейшем может добавить мне проблем (так впереди и получилось). Однако в районном центре я не смог себе найти хорошую покрышку, да и вообще купить любую покрышку на 28 колеса с антипрокольным слоем там оказалось нереальным. В местном велосипедном отделе в городе мне лишь порекомендовали достаточно дорогой набор для заклейки пробитых камер, мотивируя это тем что набор очень качественный и профессиональный. Я набор купил, однако как показала практика клей в этом наборе абсолютно не клеил камеру, по крайней мере мне это сделать с помощью купленного клея в дальнейшем
не удалось.
Вторая проблема с которой я столкнулся в путешествии и надеялся решить ее в Мостах — это севший аккумулятор в старом телефоне, который перестал заряжаться. В ходе бесед с местными узнал, что в городе только один мастер по ремонту телефонов, к нему я и направился за помощью. Мастер согласился помочь, заменил в телефоне небольшой блок с зарядными контактами, я на месте убедился что зарядка пошла и довольный поехал дальше. Мастер вроде как решил возникшую проблему, за что ему спасибо, однако, в последующем, когда я отъехал на значительное расстояние от города, то при звонке по телефону обнаружил, что у меня перестал работать на телефоне микрофон. Оказалось, что на одной замененной мастером небольшой платке находились и контакты для зарядки аккумулятора и микрофон, мастер просто заменил плату, поставил в мой телефон бывшую в употреблении плату с рабочей возможностью зарядки, но с поврежденным микрофоном. Возвращаться в Мосты не стал. В общем город Мосты не оправдал возложенных на него в ходе велопутешествия моих надежд и оставил некий неприятный осадок от первого его посещения. Возможно это просто стечение обстоятельств. Зато мост подвесной порадовал…. При выезде из города, недалеко от автостанции увидел здание с красиво выделенными белым цветом колоннами и элементами декора, воле него военная техника на постаменте. Здание похоже на типичные здания домов культуры времен Советского союза,но там размечается что-то другое:
На самой окраине города сделал фото строящейся из кирпича церкви Софии Слуцкой:
Белавичи
Выехав из Мостов я направился на юг и доехал до деревни Белавичи.
Придорожная часовня
Прямо возле дороги, на границе поля там установлена придорожная часовня XIX века:
Покровская церковь
Меня же в первую очередь в Белавичах интересовал храм, построенный в стиле ампир в 1822 году из кирпича и бутового камня на средства владельцев имения Оскирковых. Покровская церковь находится на холме в центре деревни:
Перед церковью возведена двухъярусная каменная шатровая колокольня-ворота с арочным входным порталом на первом ярусе и полукруглым слуховым окном на втором ярусе, там же находится колокол.
Из первого на второй ярус колокольни ведет металлическая лестница:
К храму, на холм ведет достаточно высокая лестница. На главном фасаде треугольный фронтон с вогнутыми боковыми гранями.. Над входом во внутренние помещения надпись: «Храм сей построен тщанием помещицы Гонораты Оскирко в 1822 году». Над фронтоном возвышается 8-гранная колокольня с луковицеобразным куполом в завершении.
Храм представляет собой прямоугольный объем с невысокой полукруглой апсидой. Боковые каменные фасады храма расчленены арочными оконными проемами. На фоне бутовой кладки стен оштукатуренные и побеленные элементы архитектурные элементы декора (угловые пилястры, наличники оконных проемов, карнизы) выделяются и смотрятся интересно:
Проехавшись по достопримечательностям Мостовского района я стал постепенно привыкать к каменным храм, что однако не помешало мне с интересом рассматривать стены храма в деревне Белавичи, возведенные, как из крупных отесанных валунов, так и из более мелких камней:
Выехав из деревни Белавичи я поехал смотреть Красносельские затоплены меловые карьеры, которые также в народе получили второе название — Белорусские Мальдивы, о них читайте в следующей статье…
Велопутешествие по Беларуси — продолжение
2.24 — Белорусские Мальдивы. Красносельск. Россь.
2.28 — Гродно. Старый и Новый замки. Коложская церковь.
2.29 — Гродно. Костел Франциска Ксаверия. Иезутский монастырь.
2.30 — Гродно. Бернардинский, Бригитский и Францисканский монастыри.
2.31 — Гродно. Синагога, кирха, Базилианский монастырь, Покровский собор.
2.32 — Достопримечательности Гродно. Часть 5
2.33 — Понумень. Скидель. Мильковщина
2.37 — Василишки. Старые Василишки. Головичполье. Костенево
2.38 — Мурованка. Можейково. Тарново. Белогруда
2.43 — Больтеники. Бенякони. Подворишки.
2.44 — Гайтюнишки. Конвелишки. Германишки
2.46 — Лидский район Крупово. Минойты. Гончары
2.49 — Слоним. Часть 2 — Синагога и Троицкая церковь XVII веков
2.50 — Сынковичи. Церковь Архангела Михаила — храм-крепость оборонительного типа
2.52 — Часовня-усыпальница Ордов, Переволокский родник, Смовжитский валун. Близная
2.54 — Ружаны. Дворцовый комплекс Сапег