Стайки. Ольковичи. Крайск. Велопутешествие по Беларуси 3.4
Велопутешествие по Беларуси:
Первое велопутешествие по Беларуси
Второе велопутешествие по Беларуси. Западная Беларусь
Третье велопутешествия по Беларуси
3.1 — Старт третьего велопутешествия по Беларуси. Минск. Куропаты. Раубичи
Плещеницы. Стайки. Ольковичи. Крайск
Продолжаю воспоминания с третьего велопутешествия по Беларуси. Стартанув 8 июня из столицы Республики Беларусь — города Минска, я в первый день путешествия посетил Раубичи, Логойск и мемориальный комплекс «Хатынь», о которых рассказал в предыдущих статьях на сайте. Находясь под большим впечатлением от увиденного в Хатыни, я вечером выехал из мемориального комплекса и направил свой велосипед в сторону городского поселка Плещеницы, расположенного на территории Логойского района. Именно из Плещениц 22 марта 1943 года выехала та самая автоколонна 118-го полицейского батальона шуцманшафта, в ходе обстрела которой партизанами бригады «Дяди Васи» был убит олимпийский чемпион Германии, командир роты немецкий гауптштурмфюрер СС Ханс Вёльке, что и повлекло за собой жестокую карательную операцию в Хатыни, в ходе которой все местные жители и дома в деревне были сожжены, деревня перестала существовать на карте. Историю уничтожения Хатыни читайте в предыдущей статье:
Плещеницы. Логойский район
В Плещаницы я приехал вечером, и вспоминая о хатынской трагедии в 20:20 посетил мемориал на братской могиле, почтил память погибших в годы войны:
В Плещаницах я обнаружил любопытный мемориальный камень на месте боя 1812 года. Табличка на камне гласит, что здесь русская армия под предводительством фельдмаршала М.И.Кутузова нанесла поражение главным силам отступающих войск французского императора Наполеона. После переправы через реку Березина, французская армия собралась недалеко от Плещениц, имея в авангарде корпус Виктора. В ходе боев под Плещаницами она была была разбита российским войсками во главе с передовым отрядом под командованием генерала Чаплица. Место форсирования наполеоновской армией реки Березина с обоих ее сторон я посетил в ходе шестого велопутешествия, и о тех местах будет подробная статья на сайте:
Дом-церковь в Октябре
Выехав из Плещениц я направил свой велосипед на запад, по дороге сделал остановку в деревне Октябрь, где меня привлекло деревянное здание православной церкви. По сути это обычный бывший жилой деревянный дом, на крышу которого поместили на барабане луковичную главку с крестом, а на входе пристроили притвор, на который поместили икону. Так быстро и просто можно превратить обычный жилой дом в культовый объект:
Вилейский район
Продолжая движение по дороге Р63 от Плещениц в направлении Вилейки я пересек границу Логойского и Вилейского районов, доехал до деревни Стайки, в которой свернул на местную полевую дорожку, ведущую в северном направлении к деревне Ольковичи:
Двор Стайки. Усадьба Богдановичей. Бровар
К северу от деревни Стайки, на некотором расстоянии от нее, находится бывшая усадьба Богдановичей, которая меня и интересовала в тот поздний июньский вечер:
Двор Стайки с первой половины XVIII века принадлежал роду Богдановичей герба Багория, а первым его владельцем был Северин Богданович. Усадьбу здесь заложил внук Северина — Тадеуш Богданович во второй половине XVIII века. По некоторым источникам в усадебном доме, в 1812 году останавливался возвращаясь из Москвы французский император Наполеон, но тот дом до наших дней не сохранился. Сейчас на территории усадьбы можно увидеть парк с водоемами и несколько построек. Наиболее интересной из сохранившихся построек усадьбы является здание бровара:
Бровар был построен в начала XX века из крупного, отполированного камня разных цветовых оттенков и находится в хорошем состоянии:
В настоящее время усадебно-парковый комплекс Богдановичей «Двор Стайки» находится в частной собственности, его можно снять целиком и провести там день на какое-либо торжество:
Место ночевки в палатке
Двор Стайки я покинул поздно вечером, в 22:00 и направился по местной полевой дороге дальше в сторону деревни Ольковичи, где меня интересовал неоготический костел. Было уже поздно, поэтому по дороге я присматривал место для ночевки. Рядом с дорогой находилось поле, скрытое от взора растущими вдоль дороги деревьями. На нем, за деревьями, недалеко от дороги, возле тюков с соломой я и установил палатку на ночь. Поужинав, я забрался в палатку и засыпал под приятный шум падающих на палатку капель дождя. Проснувшись с утра сделал фото места первой ночевки третьего велопутешествия по Беларуси:
К 08:00 палатка после ночного дождя немного подсохла, я уже выпил кофе со вкусняшками, сложил вещи на велосипед и был готов к дальнейшему путешествию. Велокомпьютер показал что за первый день я проехал 137 километров. Неплохо, принимая во внимание, что стартанул я не с самого утра, при этом в первой половине дня немало времени провел осматривая достопримечательности исторической части Минска, а во второй половине дня много времени потратил на осмотр мемориального комплекса «Хатынь». При это за день был набран почти километр высоты, что необычно для равнинного Пинского Полесья, где я проживаю:
Ольковичи. Костел Посещения Пресвятой Девы Марии
К деревне Ольковичи меня привела живописная полевая дорожка, а возвышающийся впереди над деревьями шпиль неоготического костела указывал мне правильное направление:
Ольковичи — совсем небольшая деревня в Вилейском районе, но с историей и красивым храмом. Впервые деревня упоминается в 1618 году при разделе имения Юнцевичи наследниками Льва Гурина. В 1699 году здесь была построена первая деревянная католическая часовня с образом Девы Марии. Первый деревянный костел Рождества Богородицы в деревне был возведен в 1722 году на средства владельца Ольковичей епископа Александра Гараина. В 1761 году монахи из ордена кармелитов основали при костеле больницу. В 1754 был построен новый деревянный костёл в стиле неоклассицизм, но все эти сооружения не сохранились. Все внутреннее убранство из последнего разобранного костела было перенесено в новый большой кирпичный храм, возведенный в 1897 — 1902 годы, который и сохранился до наших дней. Костел в Ольковичах был освящен в 1905 в честь Посещения Пресвятой Девы и в наши дни украшает собой деревню и прилегающую к ней местность, а его высокий шпиль служит маяком для туристов:
Костел Посещения Пресвятой Девы Марии в Ольковичах был возведен из красного кирпича в неоготическом стиле и представляет собой трехнефную базилику с высокой апсидой к которой по бокам примыкают невысокие сакристия. Стены боковых фасадов храма и апсиды прорезаны свойственными неоготике стрельчатыми оконными проемами, а по углам они укреплены трехступенчатыми контрфорсами.
Доминанта храма — многоярусная башня расположена по центру главного фасада. Главный вход в нижнем ярусе оформлен стрельчатым порталом. Над ним круглое окно-роза:
Костел Посещения Пресвятой Девы Марии в Ольковичах величественен и очень велик, чтобы оценить его размеры по фото предлагаю по традиции найти на следующей фотографии мой велосипед и сопоставить его размеры с размером храма:
Углы стен сакристий также укреплены контрфорсами, правда уже без ступеней и меньшими по размерам. В общем костел мне понравился своей архитектурой, что неудивительно — неоготика всегда смотрится привлекательно:
Храм в Ольковичах был закрыт советской властью в 1950, после чего здание костела использовалось под зернохранилище. В 1969 году во время грозы в здании произошел пожар в результате которого была уничтожена крыша, здание бывшего храма превратилось в длительную заброшку. Возвращено здание католикам было в 1989 году, после проведенного ремонта костел стал действующим. Территория костела, кроме высоких, красивых туй, ничем не запомнилась:
От Ольковичей я поехал в северо-восточном направлении, где находилась главная цель моего второго дня путешествия — Бернардинский костел в Будславе — один из трех храмов Беларуси с титулом малой базилики. По дороге к Будславу я решил посмотреть Николаевский храм в деревне Крайск, для чего я вновь пересек границу Вилейского и Логойского районов. Из Ольковичей в Крайск вела грунтовая, но живописная дорога, свисающие кроны деревьев по обе стороны от дороги создавали природную зеленую арку и я получал удовольствие от открывающихся мне видов:
Портили впечатление от наслаждения красивой природой лишь проезжающие мимо по грунтовке автомобили, покрывающие меня и велосипед слоем дорожной пыли:
Крайск. Николаевская церковь
В 09:30 я приехал в Крайск, агрогородок в Логойском районе, который впервые упоминается во времена Великого княжества Литовского, в 1523 году как собственность детей Юрия Зеновича. Согласно летописей в 1590 году в деревне уже действовала православная церковь. В настоящее время главной исторической и архитектурной достопримечательностью Крайска также является православный храм — Свято-Николаевская церковь, здание которой было построено по разным данным в 1872 ил 1874 году. Возле Николаевской церкви я и припарковал свой велосипед. А прогуливаясь возле храма, на его территории я обнаружил очень любопытный, единственный на территории современной Беларуси памятник, но о нем ниже:
Само здание Николаевской церкви в Крайске своей архитектурой меня не впечатлило, хоть оно и выглядит красиво в сочетании белых стен и зеленых декоративных элементов. Храм представляет собой очередную типовую церковь-муравьевку, состоящую из кубического основного молитвенного объема, который с одной стороны через трапезную соединяется с колокольней над притвором, а с другой стороны соединяется с полукруглой апсидой. Православные церкви такой типовой архитектуры массово строились на территории современной Беларуси российскими властями после подавления восстания Кастуся Калиновского, направленного на отделение от Российской империи и возрождение Великого княжества Литовского и Речи Посполитой:
Свято-Николаевская церковь в Крайске частично была разрушена в 1943 году в ходе пожара, устроенного оккупировавшими в годы второй мировой войны территорию Беларуси немцами, под предлогом того, что в здании храма скрывались партизаны. После окончания войны и ремонта в здании церкви вначале разместилась конюшня, а в 1966 здание храма было приспособлено под сельский клуб, для расширения площади клуба пристроенв кирпичная пристройка. Возвращено здание храма верующим было в конце 1990-х, церковная служба возобновлена в 2000 году:
Обратите внимание на кирпичную пристройку справа от храма — это Крайский сельский клуб. В годы советской власти эта пристройка соединялась со зданием церкви, которое также принадлежало клубу, в настоящее время храм и клуб хоть и примыкают друг к другу, но являются разными организациями:
На территорию храма ведет трехарочная брама, украшенная многочисленными иконами:
Однако самые любопытные иконы находятся на главном фасаде храма по обе стороны от входных дверей, на них два разных Николая:
Справа икона святого Николая Чудотворца, который жил на Земле во второй половине IV — первой половине V веков, в честь которого и был назван храм в Крайске. Святой Николай почитается христианами как чудотворец, на Востоке считается покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей. Николай Чудотворец является одним из самых почитаемых святых в православной вере, больше церквей освящено только в честь Матери Божьей:
С другой стороны от входа в церковь на стене храмаразмещена одна из самых необычных икон, которые я видел. На ней изображен российский император Николая II со своей семьей. Последний российский император после Октябрьской революции 1917 года был арестован и вместе с семьей расстрелян большевиками. В последующем православной церковью Николай II был причислен к лику святых.
Кто внимательно смотрел первую фотография храма обратил внимание на большой портрет императора Николая II на стене бокового фасада церкви. Надпись под портретом гласит: Прости нас Государь
Памятник императору Николаю II — единственный в Беларуси
У стен Свято-Николаевской церкви в Крайске, на территории храма, я неожиданно для себя обнаружил бюст последнего российского императора Николая II, установленный в 2009 году, и как оказалось, это единственный памятник императору на территории Республики Беларусь:
Возникает вопрос, почему памятник российскому императору установлен в этой деревне в Логойской районе. Оказалось, что местные прихожане со священником заметили, что все важные события для Крайского православного прихода приходятся на даты, связанные с с событиями и датами жизни членов невинно убиенной семьи царствующего дома Романовых. Например, самые большие пожертвования на церковь приходили в день расстрела царской семьи либо в дни рождения кого-то из ее членов. И таких совпадений много, они зафиксированы в дневнике настоятеля. Бюст императора был установлен в канун 90-летия со дня расстрела царской семьи. Под бюстом сделана надпись благодарности, которую испытывают верующие христиане к Царственным Мученикам за многолетнюю небесную помощь им и их православному Крайскому приходу:
Большая фотография с членами императорской семьи Николая II размещена и на ограде храма:
Крайск. Свято-Алексеевская церковь
Осмотрев Николаевскую церковь я направился на север, в направлении деревни Камено. Сразу за Крайском на местном кладбище я увидел еще один православный храм со столетней историей. Это Свято-Алексеевская церковь, которая была построена на кладбище в 1897 году. Храм ничем не привлекательный, представляет собой прямоугольный в плане объем накрытый двухскатной крышей с восьмигранным барабаном по центру, к которому пристроена невысокая двухъярусная колокольня:
Отдавая должное вековому храму сделал фото и поехал дальше — ведь впереди меня ждало большое количество новый для меня интересных исторических достопримечательностей Беларуси, с которыми я познакомлю Вас в следующих статьях на сайте…
Велопутешествие по Беларуси — продолжение
Продолжение следует