Усадьба Оскерко возле Будслава. Парафьяново. Велопутешествие по Беларуси 3.7
Велопутешествие по Беларуси:
Первое велопутешествие по Беларуси
Второе велопутешествие по Беларуси. Западная Беларусь
Третье велопутешествие по Беларуси
3.1 — Старт третьего велопутешествия по Беларуси. Минск. Куропаты. Раубичи
3.4 — Плещеницы. Стайки. Ольковичи. Крайск
3.6 — Будслав. Костел бернардинцев
Усадьба Оскерко в Полесье возле Будслава
Продолжаю воспоминания с третьего велопутешествия по Беларуси. На второй день путешествия осмотрев одну из малых базилик Беларуси — Бернардинский костел в Будславе я пересек реку Сервач и оказался в деревне Полесье Мядельского района. В настоящее время Будслав и Полесье являются разными деревнями, разделенными рекой, а ранее они входили в единое имение рода Оскерко. Будславские земли были пожалованы королевскому ротмистру Григорию Оскерко королем Стефаеом Баторием в 80-е годы XVI века и с тех пор, до прихода советской власти принадлежали его наследникам. Последним владельцем был Зигмунт Оскерко. Родовая усадьба Оскерко находилась рядом с рекой Сервач, на территории современной деревни Полесье, она и интересовала меня в тот день, вернее то, что от нее осталось. В Полесье я нашел старый, заросший усадебный парк, на входе в который сохранилось четыре пилона из красного кирпича, на которых крепятся металлические ворота:
Пройдя через заросший парк я вышел к любопытному полуразрушенному, зданию с колоннами, удерживающими террасу:
С противоположенной стороны это строение заполнено дровами, а по стенам видно, что чего-то не хватает:
Оказалось, что эти руины ранее были частью разрушенного в годы второй мировой войны усадебного дома Оскерко, а именно представляли собой две террасы с балюстрадами на входе в дом. Сам усадебный дом был одноэтажный с мансардой — как он выглядел до войны можно увидеть на следующем историческом фото:
Слева на фото видно пристроенное к усадебному дому в 1908-1910 годах двухэтажное здание. Эта пристройка сохранилась до наших дней, отреставрирована, окрашена и выглядит красиво:
Стены здания (за исключением той, которая примыкала к усадебному дому), обильно декорированы рустом, что придает ему привлекательности:
Станция Будслав
Еще, когда я находился в Будславе, возле костела, ко мне подошел местный житель (бывший афганец) проживающий в деревне Полесье и пригласил меня в гости. Я воспользовался предложением, заехал к мужчине в гости, зарядил гаджеты, помылся, перекусил и направился дальше, захватив с собой подаренную открытку с изображением Будславской иконы Божьей Матери. Выехал я из деревни с северной стороны, затем свернул на дорожку вдоль небольшого притока Сервача, после чего через заросшее сельскохозяйственными культуры пробрался к станции Будслав. Станция была построена в 1907 году на положенном железнодорожном пути между Полоцком и Молодечно:
Поворот не туда
Отправляясь в путешествия я не строю конкретный маршрут по определенным дорогам и не забиваю его в навигатор, которым в дороге не пользуюсь. Я составляю список объектов, которые хочу посетить и еду от одного из них к другому, какими именно дорогами определюсь на месте по карте. Причина в том, что когда я ранее пытался довериться навигатору, то он в итоге заводил меня в дебри, где дорога вообще пропадала, да и аккумулятор в телефон быстрее разрядится если ехать по навигатору с включенным экраном. Обычно посмотрев карту запоминаю маршрут в голове и без проблем приезжаю куда задумал, лишь уточняя маршрут по карте на перекрестках. Но иногда отказ от навигатора со мной играл злые шутки. Такой случай и произошел после пересечения железной дороги возле станции Будслав, где я в третям велопутешествии повернул не туда. После Будслава я хотел увидеть костел в Парафьяново по дороге в Докшицы, и после пересечения железной дороги мне нужно было свернуть направо, в северо-восточном направлении, но я двинул прямо и поехал в западном направлении. В спину мне дул усилившийся попутный ветер, и я довольный этим обстоятельством несся вперед вперед со скоростью более 30 километров в час без остановок. Когда я сделал первую остановку, на перекрестке, чтобы достать карту и определится в какую сторону мне необходимо поворачивать, то обнаружил что проехал в противоположенную от необходимой мне стороне около 13 километров. Пришлось разворачиваться и возвращаться назад, тем самым в тот день я намотал более 25 ненужных мне километров.
Все дело в том, что каких-либо интерестных мне досторпимечательностей и локаций на этом участке пути не было. Но так как назад я возвращался уже против сильного ветра, ехал медленнее, то остановился возле остановки с интересным названием «Воробьи», только на белорусском языке, которую заметил сразу, но изначально, мчась по ветру лень было возле нее останавливаться:
Неоднократно мне на пути встречались таблички с указанием на Будславский костел — санктуарий иконы Матери Божьей Будславской, о котором я рассказал в предыдущей большой статье на сайте:
Вернувшись к железной дороге, я повернул возле нее в правильном направлении, при этом до Парафьянова мне каких либо интересных достопримечательностей не попадалось, фото практически не делал. Так в Илово снял велосипед возле въездной табличке на фоне местного дома культуры:
Там же сделал остановку возле скульптуры Матери Божьей, которая мне снова напомнила о Будславе. Рядом было установлено много скамеек, присел на одну из них на пару минут, попил водички:
За деревней Илово в очередной раз пересек реку Сервач:
Витебская область
Около 17:30 я был на границе Минской и Витебской областей. При этом асфальт, который был на дороге в столичной области, на территории Витебской области сразу пропал. Как оказалось в последствии в Витебской области асфальтом покрыты дороги которые соединяют между собой наиболее крупные населенные пункты, при этом на территории области оказалось очень много гравийных и грунтовый дорог, так что переход дорожного покрытия на границе областей оказался знаковым:
По дороге к Парафьяново встретил маленькую деревушки с названием Иваново, которое привлекло меня тем, что такое же название имеет расположеннй недалеко от пинска — города в котором я живу, раййоный центр Брестской области — Иваново, бывший Янов, в котором есть ряд интересных достопримечательностей и которому я на сайте посвятил отдельную большую статью:
По дороге меня накрыл довольно сильный дождь. Каких-либо укрытий не было, поэтому прятался под под листями прлегающих к дороге небольших деревьев:
Когда дождь стал небольшим ч продолжил свой путь в Парафьяново, рассматривая отрывающиеся пейзажи по сторонам:
Парафьяново. Костел Пресвятой Девы Марии
В 18:20 я приехал в Парафьяново — деревню в Докшицком районе Витебской области, первое упоминание о которой относится к XV веку. Главной достопримечательностью пяти векового Парафьяново является костел Пресвятой Девы Марии, возле которого я и припарковал свой велосипед. Чтобы оценить масштабы храма найдите на фото мой велосипед и сопоставьте его с размерами костела:
По периметру территория костела обнесена оградой из бутового камня, высотой более, чем велосипед. Местами ограда укреплены выступами, типа контрфорсов:
Современный костел Пресвятой Девы Марии в Парафьяново был возведен в стиле необарокко в 1900-1908 годы. Архитектором костела был Тадеуш Ростворовский. Помимо официального названия костела нередко встречается и его историческое название — «Костёл Иоанна Крестителя». Само название деревни Парафьяново произошло от слова парафия — религиозной общины католиков объединённых при костеле. Парафия в Парафьяново существовала задолго до строительства этого костела. Самый первый костел здесь был построен еще в 1630 году, но он был возведен из дерева и до наших дней не сохранился:
Костел Пресвятой Девы Марии в Парафьяново красивый и интересный в архитектурном плане. Он представляет собой трехнефную двухбашенную базилику с трансептом и полукруглой апсидой. Интересно выглядит ступенчатая алтарная часть храма, которая завершена полукруглой апсидой с обходной галереей (деамбулаторием). Центральный неф и трансепт накрыты взаимно перпендикулярными двускатными крышами с треугольными фронтонами на торцах. Фасады храма украшены профилированными карнизами и пилястрами:
Доминируют в храме и над прилегающей территорией две высокие башни на главном фасаде костела, увенчанные высокими крестами:
Отдельной колокольни при костеле я не видел, колокол виднеется в арочном окне одной из башен:
Костел Пресвятой Девы Марии оставался действующим до 1962 года, в котором храм был закрыт советской властью и превращен в склад местного спиртзавода. Возвратили храм верующим католикам в 1989, после восстановления костел вновь стал действующим:
Вход на территорию костела осуществляется через трехарочную браму:
Территория костела в Парафьянова благоустроена и выделяется большим количеством интересных зеленых насаждений, которые аккуратно подстрижены и имеют четкие, привлекающие геометрические формы. Ниже серия фото с территории храма:
На время моего посещения костел был открыт, и я зашел посмотреть интерьер храма:
Парафьяново. Другие достопримечательности
Безусловно, главной достопримечательстью Парафьяново является костел, но в деревне есть и ряд других интересных строений. Ранее в Парафьяново имелась и усадьба, которая до второго раздела Речи Посполитой принадлежала костелу, затем разным владельцам: Пшиздецким, Тышкевичам, Слатвинским. Усадебный дом до наших дней не сохранился, но из усадебных построек можно увидеть здание бровара и амбара. Последний был построен в 1930-е годы и имеет три этажа, не слабый такой амбар:
Через Парафьяново проходит железная дорога, имеется одноименная станция:
Недалеко от станции разместились небольшая православная церковь лекаря Пантелеймона, перестроенная в 2013 году из жилого дома и и католическая часовня построена в 1998 году:
Выехав из Парафьяново по дороге к райооному центру сделал остановку возле памятника жертвам второй мировой войны:
В 19:20 с очередного холма на дороге мне открылся вид на районный центр — Докшичы, про посещение его читайте в следующей статье:
Велопутешествие по Беларуси — продолжение
Продолжение следует