Статья-интервью в газете «Транспортная безопасность» о безопасности велосипедиста на дороге в Беларуси
«Накрутил на всю катушку» — Статья в газете «Транспортная безопасность»
Приветствую Вас друзья на своем сайте LDD.by, в котором я знакомлю вас с достопримечательностями Республики Беларусь, которые я посетил в ходе неоднократных велопутешествий по Родной Стране. Всего мною на велосипеде было накатано около 50000 километров дорог Родины, которые включили все 118 районов Беларуси. Это заинтересовало журналиста газеты «Транспортная безопасность» Светлану Ярошевич, которая несколько дней назад связалась со мной с целью взять интервью, после чего между нами состоялся самый длинный в моей жизни телефонный разговор (мы общались по телефону четыре часа), а результатом беседы стала статья в №11 газеты, которая вышла 22 марта 2025 года.
Статья получила название «Накрутил на всю катушку» — «Пешеходы остаются неорганизованными и дезориентированными в плане пиетета прав велосипедистов» и заняла 8 страницу в газете — ниже привожу ее скриншот. Кстати открыл для себя новое слово — пиетет, что означает глубокое уважение :
Спасибо журналисту газеты «Транспортная безопасность», Светлане Ярошевич за поднятие вопроса безопасности велосипедиста на дорогах Беларуси — это важная тема, об этот надо писать и периодически напоминать. Но, к сожалению на одной странице газеты нельзя изложить четырехчасовое интервью и раскрыть ответы на поставленные вопросы должным образом, поэтому в этой статье ниже, я дам более полные ответы, которые и должны были быть помещены в статью газеты. Изначально статья имела больше вопросов и текста, но редактор дал команду журналисту урезать статью и мои поправки и дополнения к ответам уже никто не принял. Так как некоторые вопросы в статье остались не полностью раскрытыми, а некоторые акценты не достаточно выделенными, то ниже выкладываю все вопросы журналиста без изменений, а мои ответы на них с учетом небольшого редактирования, оставляя в их основе текст написанный журналистом. А для начала вставлю мое личное короткое мнение о правилах дорожного движения в Беларуси и безопасности велосипедиста на дороге, которое частично расходится с ПДД в РБ:
Мое мнение о безопасности велосипедиста на дороге и ПДД в Беларуси
По моему мнению велосипедист должен знать и по возможности соблюдать действующие правила дорожного движения, уметь четко и внимательно читать складывающуюся вокруг дорожную обстановку и поступать исходя из нее, не мешая другим участникам дорожного движения, но в то же время и не в ущерб себе, а для этого должны быть созданы надлежащие условия: проложена сеть качественных велодорожек с одновременной пропагандой недопустимости выхода на них пешеходов, создание велосипедной инфраструктуры, изменение в ПДД приоритета последовательности движения велосипедиста, а именно перемещение крайней правой полосы проезжей части дороги с последнего на второе место после велодорожки, как наиболее естественное и безопасное для движения велосипеда место после велодорожки, при этом прорисовывая на дороге справа широкую разделительную полосу, чтобы водители авто не забывали о двухколесных участниках движения по правую руку от них…
Интервью газете «Транспортная безопасность». Вопросы и ответы
Знакомьтесь: Дмитрий Ленковец – велопутешественник из Пинска, двукратный лауреат Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь», блогер, автор сайта о путешествиях по Беларуси — LDD.by и просто увлеченный человек. Для него велосипед – это свобода и инструмент, позволяющий увидеть достопримечательности Беларуси и погрузиться в историю и культуру Родины на максимальную глубину. Личный опыт, который включает посещение всех 118 районов Беларуси и накат около 50 000 километров по дорогам Родины, дает право Дмитрию не просто говорить о безопасности велосипедистов на дороге и в дороге, но и иметь о ней свое собственное мнение.
Мир посмотреть и себя покатать
– Дмитрий, откуда снизошло на вас озарение путешествовать на велосипеде на достаточно удаленные расстояния от места вашего проживания?
– Появилось желание ближе познакомиться со своей Родиной. Сначала сделал ставку на общественный транспорт, чтобы посетить наиболее раскрученные достопримечательности вроде Мирского или Несвижского замка, однако к подобному виду туризма я сразу же утратил интерес по ряду причин. Это и привязка к расписанию, необходимость искать ночлег, отсутствие возможности попутного изучения интересующих меня объектов, которые не укладывались в маршрут автобуса или поезда. Анализ данного опыта привел меня к выводу, что велосипед – оптимальный вариант, соединяющий в себе удобство передвижения, свободу действий и экономическую выгоду. Спальник, палатка, цифровой фотоаппарат, газовая горелка, велокомпьютер, пауэрбанк, телефон, хорошее настроение и готовность к приключениям – вот, пожалуй, основные атрибуты моих путешествий по стране.
– Почему велосипед, а не автомобиль?
– Одну из причин я уже назвал – это бюджетность. Второй немаловажный аспект, если не главный, – необыкновенное ощущение свободы. Автомобиль – замкнутое пространство, где ты лишен возможности соприкасаться с окружающим миром напрямую. Также для городского жителя, коим я явлюсь, велосипедная езда позволяет поддерживать здоровый образ жизни. Особенно актуальна данная компонента для тех, у кого работа не предполагает физической активности. Хотите держать мышцы в тонусе и испытывать приятные нагрузки и ощущать положительные эмоции от посещения новых мест – вам прямая дорога в велотуристы.
– Интенсивное использование велосипеда в качестве средства для передвижения у вас возникло раньше увлечения путешествовать или совместно?
– В детстве мой опыт ограничился 36 километрами в деревню до бабушкиного дома, затем какое-то время ездил на велосипеде на работу, однако окончились эксперименты из-за кражи железного коня. После этого я лет 10 на данный вид транспорта вообще не садился. Поэтому с позиции человека-новичка в области велотуризма могу сказать, что не стоит бояться преодолеть первые сто километров или закапываться в долгие размышления, как это сделать лучше. Требуется лишь желание, а остальное – наверстается в процессе. Хочешь катать – садись на велосипед и крути педали, а не мечтай! Теперь в среднем за 12 – 13 дней велопутешествия я проезжаю до 2000 км. С полной уверенностью заявляю, что если человек не ограничен заболеваниями опорно-двигательного аппарата, то даже при относительно небольшой подготовке он в состоянии преодолевать без особых усилий, без суеты, 100 км в день. Уже испытано на жене!
– Самое короткое и самое длинное из ваших велопутешествий?
– Самое первое и было самым коротким – 1420 км за 12 дней. Самые длинные велопутешествия по Беларуси за 13 дней превышали 2000 км. А самое длинное велопутешествие в целом на данный момент было свыше 2400 км по дорогам Баларуси и Росии из Пинска в Санкт-Петербург с посещением старых крепостей, императорских дворцово-парковых комплексом и мест откуда Русь зарождалась. Кстати, первая поездка и определила дальнейшую страсть к велотуризму. Вернувшись домой, открыл двери, и мир внутри показался мне каким-то странным и ограниченным с его шкафами и диванами, а позади осталось чувство легкости и свободы. Тогда я осознал, что не накатался: не насытился умиротворенностью закатов, не напился свежести рассветов.
Красный – сигнал опасный
– Что касается безопасности перемещения по горам и долам Беларуси: как вы сами спасаетесь и как сберегаете свой дорожный скарб, если дождик застанет вас в пути? Я уж не говорю про то, каким макаром вы обозначаете себя на проезжей части в условиях плохой видимости или темное время суток, подпадая под категорию уязвимых участников движения?
– Дождевик и сумки-непромокашки, которые пришлось заказывать за границей, поскольку у нас в стране, к сожалению, такие не только не производят, но даже не продают, – базовый арсенал, обеспечивающий вполне приемлемую защиту от влаги мне и моему имуществу. Я почти всегда ночую в палатке, но если же дождь затягивается на несколько дней, и требуется просушить одежду, то можно переночевать ночь и гостинице, так как в условиях палатки обеспечить комфорт при затянувшейся непогоде – весьма проблематично. Сумки у меня красного цвета, велоодежда тоже, что уже является предупреждающим сигналом для других участников движения, на который у водителей уже сформировался условный рефлекс. Фонари красный и белый, работающие от динамо-втулки, – всегда в наличии. Этот простенький генератор обеспечивает меня автономным источником света, обязательным по ПДД в темное время суток. Вожу с собой для страховки дополнительный фонарь, который в путешествии также использую и для бытовых целей
– Насколько важны велосипедные звездочки?
– С помощью звездочек регулируется скорость велосипеда и нагрузка на велосипедиста, поэтому переключение скоростей, там, где местность имеет крутые высотные перепады, либо дорожное покрытие плохого качества с песками и камнями — необходимость. Иначе будут страдать колени, особенно при подъеме. Опыт подсказывает, что давление на педали должно быть умеренным, без фанатизма: если вы начинаете прикладывать излишнее усилия, то это звоночек к смене передачи. Если давить через силу можно забить мышцы и они будут болеть, а также будет большая нагрузка на цепь и звезды, и их быстрее придется менять, а качественные комплектующие к велосипеду стоят не мало. Соблюдая эти простые правила я при движении поддерживаю среднюю туристическую скорость около 25 километров в час, но иногда она переваливает и за 50
– Вы сами проверяете исправность велосипеда или обращаетесь в сервис?
– Есть две категории отношения людей к велосипедам: одни сдувают пылинки и ездят время от времени, другие же, вроде меня, эксплуатируют свой транспорт нещадно, признавая в нем не гаражный экспонат, а механизм для перемещения в пространстве. Поэтому километраж работает в пользу велосипедиста: ты буквально срастаешься с трансмиссией и при любой неполадке ощущаешь даже на уровне интуиции, что требуется техосмотр. Я с собой вожу ремкомплект и мелкий ремонт делаю сам, если необходим сложный ремонт, то обращаюсь к специалисту. К примеру всегда вожу с собой стяжки которые не раз меня выручали, когда от нагрузки лопался алюминиевый багажник, хомутиками укреплял его и доезжал до первого населенного пункта, где можно обратиться за помощью к специалисту. В Пинске меня выручат мастер по ремонту Евгений, у которого можно приобрести и необходимые детали.
Велосипедист – водитель с дефицитом внимания
– В настоящее время ПДД не обязывают велосипедистов спешиваться перед пешеходным переходом, но планируется вернуть эту практику в обиход. Вы за или против?
– По моему мнению велосипедист должен знать правила дорожного движения, уметь читать складывающуюся дорожную обстановку и поступать исходя из нее, не мешая другим участникам дорожного движения, но в то же время и не в ущерб себе, а для этого должны быть созданы условия. Исходя из моего опыта, возвращение в правила обязательного спешивания для велосипедистов не улучшит ситуацию на дороге. Смотрите, если, допустим, турист на велосипеде с грузом станет спешиваться через каждые сто метров по количеству зебр на его пути, пересекая населенный пункт, то далеко он не уедет, а к выезду из города в жаркую погоду он будет мокрый хоть выкручивай. И велосипед из средства, облегчающего передвижение, превратится в обузу. А вот правая часть дороги, по моему мнению, должна быть возвращена в пользование велосипедистов, чтобы ее приоритетность сменила последнее место на второе, после велодорожки. На мой взгляд правая сторона проезжей части – естественное и безопасное положение велосипедиста на дороге и его туда необходимо вернуть в правилах дорожного движения. Например, в России проезжая часть, даже в таких крупных городах, как Санкт-Петербург, – законное место для езды на велосипеде, а правая часть проезжей части занимает там в приоритете второе место после велодорожки, что разумно и естественно, так необходимо сделать и в Беларуси.
В последнее время в Беларуси много снимания уделяется велодорожкам, но они присутствуют как правило только в новых микрорайонах и создаются при их строительстве. Исторические части городов в Беларуси, за редким исключением, не имеют велодорожек, а ведь это наиболее притягательные места для туристов, предпочитающих экологический вид транспорта. Получается, что водители «захватили» проезжую часть и отвыкли от того, что мы, двухколесники, – тоже водители, а нам стремно балансировать среди пешеходов на тротуарах, которые так и норовят подвернуться под руль. Но на тротуарах законные хозяева пешеходы. А куда деваться нам, где нам комфортно катать, если велодорожек в стране очень мало?
– То есть инфраструктура обслуживания велотуристов еще не доросла до уровня, когда возможности соответствуют потребностям?
– На велодорожках мамочки оставляют детские коляски, там гуляют пешеходы разных возрастов, а это препятствует нормальному передвижению велосипеда. И их никто не привлекает к ответственности. А если велосипедист выедет на правую сторону проезжей части, то к нему применят административное взыскание – не справедливо по отношению к велосипедистам. Получается, что отпущенная в пользование велосипедиста территория часто занята, а естественная для движения велосипеда зона по правому краю проезжей части дороги, которую они моли бы использовать для свободного передвижения, – запретна. Вот и образуется замкнутый круг. При подготовке ПДД необходио учитывать интересы все участников ПДД, не только водителей и пешеходов, но и велосипедистов! Назрела нужда в повышении культуры поведения пешеходов. Ведь сеть велодорожек расширяется, тренд на велопрогулки завоевывает города и веси, а пешеходы остаются неорганизованными и дезориентированными в плане прав велосипедистов.
– А с обочиной какие проблемы?
– За городом велосипедисту правила предписывают движение по обочине, но в Беларуси в большинстве это рыхлый песок с камнями. Груженый велосипед и песок – вещи несовместимые. Рытвины, камешки, невозможность удерживать равновесие – все это может привести к падению в кювет или выезду на проезжую часть, что противоречит безопасности. Вот и напрашивается вывод, что обочина вообще в большинстве случаев непригодна для движения на велосипеде, а более безопасное место – правая часть дороги. Мое видение решения данной проблемы, включая города, – разрешить законодательно велосипедисту передвигаться по правой части дороги, а для большей безопасности выделение отдельной полосы для велосипедистов именно на проезжей части, конечно, если ширина позволяет. Практический опыт россиян, когда крайняя правая полоса отдана в полное распоряжение общественного транспорта и велосипедистов, достоин подражания.
Три велосипедных темперамента
– Насколько белорусские велосипедисты придерживаются ПДД?
– Их можно разделить на три условные категории. Первые – любители сгонять за пивасом в ближайший магазин или охотники сократить дорогу к работе – граждане с велопробегом, ограниченным бытовыми вопросами, которые идеально вписываются в концепцию ПДД относительно движения по тротуарам (главное чтобы они не сбивали этих самых пешеходов).. Вторые – фанаты высоких скоростей и ровных дорог, спортсмены, оседлавшие шоссеры. Для таких велосипедов критически важна ровная поверхность и отсутствие помех на дороге. Шаг вправо, шаг влево чреваты риском для жизни. Этим ребятам категорически противопоказаны обочины, тротуары, пески и прочее из данной оперы. И средняя категория, третья в нашем списке, – велотуристы или путешественники. Люди с активным велопробегом, который регулярно пополняется сотнями километров не только дорог с улучшенным покрытием, но и лесных троп, и полевых грунтовок. Две последние группы велосипедистов знают, хотят и стараются соблюдать все правила дорожного движения, но иногда они включают здравый смысл и им приходится некоторые существующие правила нарушать, потому что на кону порой не только их имущество, но безопасность и здоровье. Та же рыхлая песчаная обочина серьезно отражается на суставах коленей, на трансмиссии и на способности стабилизировать и удерживать равновесие. Законодательство должно учитывать эти нужды, чтобы наказание за правонарушения не выходило за рамки справедливости.
– Президент поставил задачу в ближайшее время перевести все грунтовки, ведущие к агрогородкам, в асфальтобетон. Было бы здорово, если бы тенденция к улучшению велосипедной инфраструктуры продолжала сопутствовать строительству дорог.
– Ну, вот это замечательная новость! Есть повод проявить участие к потребностям велотуристов – и при строительстве новых дорог отрисовать линию горизонтальной дорожной разметки для движения велосипеда, но не на 20 см, как это зачастую имеет место быть, а на хотя бы 50 см. Поскольку отпущенные 20 см с уклоном для стека воды – это не совсем безопасное поле для езды и маневров. А в идеале было бы на каждой проезжей части справа выделить метр дороги в виде велодорожки для велосипедистов и отделить эти дорожки сплошной линей — получилась бы без барьерная среда для всех участников дорожного движения: автомобили двигались бы по проезжей части, пешеходы — по тротуарам, ну а велосипедисты по выделенным и отрисованным по краю дороги велодорожкам. К этому надо стремится — к безбарьерной среде для всех участников дорожного движения
Мозоль на попу
– Какие места велотуриста наиболее уязвимы и чем их защитить?
– Необходимо заботится о безопасности всех органов человека. К примеру глаза – очень нежный орган. Для их защиты нужны велосипедные фотохромные очки, линзы которых чувствительны к ультрафиолету, очки защищают от солнца, от мошек, от веток, от дождя. Ладони рук нуждаются в перчатках. Велосипедиста летом можно узнать по рукам, которые лишены загара в области кистей. Перчатки обеспечивают лучшее сцепление с грипсами на руле и предотвращают серьезные травмы в случае падения.
– Есть мнение, что при продолжительном путешествии можно натереть мозоли на руках, поэтому перчатки еще и в этом отношении эффективны.
– Руки безусловно могут уставать если долго держать их на руле в одном положении и в напряженном состоянии, но это решается перчатками и сменами хвата руля. По поводу мозолей: не знаю, как с руками, но на другом месте неопытному человеку мозоли натереть – дело плевое. У начинающего велотуриста ткани на пятой точке нежные, поэтому попрактиковаться на близких расстояниях, чтобы снизить вероятность болезненного травмирования, – задача № 1, как бы комично это не звучало. Предмет обсуждения – самая деликатная мышца, нуждающаяся в особой заботе, а не трицепсы, бицепсы и квадрицепсы, как предполагает большинство новичков. От того, подружите ли вы с попой сиденье велосипеда, зависит успех вашего туристического дебюта. Хотя и эту проблему можно облегчить ношением специальных велопамперсов. Я же их в путешествиях не одеваю – не совсем удобно, да и мышцы привыкли.
– А шлем на голову?
– Правила не обязывают – я не пользуюсь, но логика подсказывает, что в целях безопасности данный атрибут обусловлен инстинктом самосохранения. Я осознаю, что голова — это наиболее важная часть человека, которая отвечает за его жизнь и функционирование всех других органов, но лично мне в длительных велопутешествиях он обременителен. В дальних поездках мне приходится часто останавливаться, заходить в старые храмы, монастыри и другие объекты, где наличие головного убора у мужчин не приветствуется. Вот и получается, что таскать на руке шлем – неудобно, а оставлять на руле – чревато хищением, плюс лишний объем шлема, если он не голове, то его надо куда-то девать, а у меня и так в велосумках часто дефицит места. За десятки тысяч преодоленных километров я пока ни разу не пожалел, что у меня с собой не было шлема, а неудобства бы мне в дороге он приносил часто, поэтому в длительные путешествия я езжу без шлема. Если когда-то моя душа пожелает высоких скоростей и я приобрету шоссер, то шлем будет уже для меня не желательным элементом для полноты экипировки, а непременным. Вот бейсболка с козырьком – это вещь, которая в солнечную погоду – самое то.
– Иностранцы очень восхищенно отзываются о красоте нашей страны. Это лесть или заслуженная похвала?
– В целом это правдивая оценка, в Беларуси очень красивая природа: ее леса, поля, реки и озера радуют своими красками и отличными видами. Для меня, как для жителя равнин, необычно и нарядно выглядит холмистый рельеф Новогрудской возвышенности и в целом Белорусской Гряды. Особую атмосферу создают затопленные меловые карьеры с их изумрудной водой. Возле одного из таких карьеров под Кричевом я провожал самый красивый закат. Мест, которые западают в душу, реально очень много. Есть такой агрогородок Друя на берегу Западной Двины, где я засыпал под шикарнейшее пение птиц, а просыпался в дымке, сотканной туманами. И таких мест много. Съехав с основных дорог в леса и поля можно увидеть много косулей, иногда лосей, лисиц, зайцев и других зверей и птиц в природе. Так что не врут: наша Беларусь влюбляет с первого взгляда:
Не сидите дома — познавайте Родину !
Я отвечал на вопросы журналиста исходя из своего личного опыта велопутешествий по Беларуси, и мое мнение может не совпадать с вашим. В чем вы со мной согласны, а в чем не согласны — пишите в комментариях.
Ну и напоследок хочу сказать – НЕ СИДИТЕ ДОМА – ПОЗНАВАЙТЕ РОДИНУ, а подобрать наиболее интересные места куда поехать вы можете в на моем сайте — LDD.by