Трокели. Велопутешествие по Беларуси 2.45
Велопутешествие по Беларуси — начало:
1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор
2 — Второе велопутешествие по Беларуси. Западная Беларусь: обзор
2.28 — Гродно. Старый и Новый замки. Коложская церковь.
2.29 — Гродно. Костел Франциска Ксаверия. Иезутский монастырь.
2.30 — Гродно. Бернардинский, Бригитский и Францисканский монастыри.
2.32 — Достопримечательности Гродно. Часть 5
2.33 — Понумень. Скидель. Мильковщина
2.37 — Василишки. Старые Василишки. Головичполье. Костенево
2.38 — Мурованка. Можейково. Тарново. Белогруда
2.43 — Больтеники. Бенякони. Подворишки.
2.44 Гайтюнишки. Конвелишки. Германишки
Трокели
Продолжаю воспоминания со второго велопутешествия по Беларуси. На десятый день путешествия я с утра выехал из агрогородка Жирмуны, расположенного на границе Лидского и Вороновского районов, и весь день уделил осмотру достопримечательностей Вороновского района. В течении дня я посетил на велосипеде районный центр Вороново, усадьбы «Воронов», Путткамеров в Больтениках, Керсновских в Подворишках, увидел уникальный дом-крепость Нонхартов и руины часовни-усыпальницы в Гайтюнишках, осмотрел красивые костелы в деревнях Оссова, Бенякони,, Конвелишках и Германишках.
Трокели. Костел Посещения Девой Марией
Около 19:00 я приехал в деревню Трокели Вороновского района и припарковал свой велосипед возле интересного деревянного костела Посещения Девой Марией Елизаветы. Сразу отмечу, что данный храм я повторно посетил на велосипеде в июне 2023 года, в ходе седьмого велопутешествия по Беларуси, и за время прошедшее между путешествиями на территории храма многое изменилось: появилась корона, множество статуй, поэтому фото в статье ниже буду размещать с обоих путешествий:
Современный костел Посещения Девой Марией Елизаветы построен из дерева в 1809 году на средства Стефана Незабытовского взамен старого костела и представляет собой памятник деревянного зодчества с элементами барокко и классицизма:
Здание костела состоит из трёх одинаковых по высоте срубов: притвора, основной части и апсиды с боковыми низкими сакристиями. Внешне храм выглядит просто, без излишеств и декора, даже купол на граненом барабане, который венчает храм над притвором имеет непривычно маленькие размеры:
Деревянные стены храма прорезаны прямоугольными оконными и дверными проемами, притвор, основной объем и апсида накрыты общей вальмовой крышей:
Во времена СССР в 1961 году храм был закрыт, возвращён верующим в 1975 году, в настоящее время действующий. Скромный и простой внешне костел в Трокелях мне понравился внутри — там царит спокойная и благоприятная атмосфера. Интерьер храма имеет зальный тип и состоит их деревянных элементов. Непривычно было видеть низкий, плоский потолок над молитвенным залом, благодаря которому чувствуешь себя в костеле более по домашнему:
Больше всего в интерьере храма мне запомнился непривычный, но уютный цилиндрический свод над алтарной частью. В молитвенном зале, перед цилиндрическим сводом по сторонам находятся два из трех двухъярусных алтарей. Левый боковой алтарь посвящен святому Каятану с образом святой Терезы во втором ярусе. Правый алтарь посвящен святому Иосифу с образом Скорбящей Богоматери на втором ярусе:
Главный деревянный алтарь выполнен в необарочных формах. При этом главную чудотворную икону Божией Матери Трокельской, о которой речь пойдет ниже можно увидеть только во время богослужений — между богослужениями ее образ скрывается за образом святого Исидора- покровителя крестьянства. Во втором ярусе главного алтаря находится икона Посещения Богородицей святой Елизаветы:
Территория храма обнесена оградой, сложенной из бутового камня в XIX веке, вход на территорию осуществляются через ворота с арочным проемом и треугольным завершением, которые венчает крест:
Недалеко от Брамы и костела, на территории храма расположено восьмигранное здание часовни-усыпальницы Бригиты Шукевич XIX века, рядом деревянный крест с распятием Христа:
В одном их углов возле каменной ограды на постаменте из камней стоит статуя Девы Марии:
Колокольня возле косела металлическая и по видимому новая:
А вот колокол на колокольне по всей видимости старый:
На территории Трокельского костела на некотором расстоянии от храма расположены интересные деревянные строения:
Деревянное здание с большой мансардой является по всей видимости плебанией:
Санктуарий Иконы Божией Матери Трокельской
— Так чем же знаменит этот простой с архитектурной точки зрения костел в Трокелях, который приманивает к себе тысячи поломников со всей Европы?
Для того чтобы получить ответ на этот вопрос надо немного погрузится в историю. Современный костел в Трокелях не первый, до него здесь уже существовали костелы, но они были разрушены. Трокели известны с XV века, когда они входили в состав Великого княжества Литовского. Первое письменное упоминание о Трокелях относится к 1433 году, когда великий князь литовский Сигизмунд Кейстутович передал их во владение Яну Гаштольду. Гащтольдам Трокели принадлежали более века, в частности известно, что в 1539 они были во владении виленского воеводы Альбрехта Гаштольда. В 1500 на средства виленского воеводы Мартина Гаштольда в Трокелях был построен деревянный костел Посещения Девой Марией и образован католический приход, с 1559 года Трокелький костел — центр католической парафии.
В конце XVI века костел уже принадлежал католическому ордену иезуитов, а около 1595 года отцы-иезуиты привезли из Вильно и поместили в Трокельский костел образ Девы Марии, украшенный тремя коронами и 74 драгоценными камнями, который с этого времени стал известен как икона Божией Матери Трокельской. Эта икона прославилась своими чудесами и именно к ней едут тысячи поломников. Эта икона дважды оставалась цела после того, как само деревянное здание храма было сожжено. Первый раз это произошло в 1656 году, во время нападения шведов на земли Великого княжества Литовского и королевства Польского (Речи Посполитой). Тогда деревянный костёл в Трокелях был полностью сожжён, однако икона при этом чудом уцелела. История повторилась в 1738 году, когда храм, отстроенный иезуитами в 1680 году снова сгорел, но икона опять уцелела. Уцелела икона и в ходе последующих войн и советского атеизма. С тех пор она стала одной из самых почитаемых на Беларуси чудотворных икон, и к ней организовываются паломничества. Образ на иконе Богоматери Трокельской является копией образа Матери Божьей Снежной из Рима. Образ представляет Матерь Божью с младенцем Иисусом на левой руке, справа от нее второй половине XVII века на икону был помещен Святой Казимир, покровитель Великого княжества Литовского. 500-летняя икона выполнена на полотне, имеет размеры 180х100 см, автор неизвестен. Образ с этой иконы можно увидеть на большом плакате проезжая по деревне Трокели возле костела:
В 1994 году Трокельский костел, в котором хранится икона получил статус епархиального санктуария. В 2009 году Трокельская икона была торжественно коронована первым и единственным кардиналом Беларуси Казимиром Свёнтеком в присутствии 25 тысяч паломников. Следующие два фото одного и того же сооружения на территории костела с изображением Божией Матери Трокельской — построенного в 1997 году навеса для уличных богослужений во время прибытия пилигримов — показывают главное изменение — на его крыше появилась корона:
При этом корона эта не простая, а очень красивая и величественная — корон такого размера в Беларуси я больше не видел, поэтому сделал несколько ее фото в приближении:
Образ Божией Матери Трокельской можно увидеть и тыльной стороны здания с короной:
За костелом и вышеуказанными сооружениями на территории костела расползаются несколько небольших водоемов и парковая зона с красивыми локациями, по которым приятно прогуляется поломникам, которые приезжают в Троркели на фэст, который проводится в первую субботу июля. Многие из поломников — пилигримы приходят к иконе пешком каждый год. Есть не территории нескротко часовен:
Интересно выглядит вытянутая беседка со скамейками и навесом на дорожке между водоемами:
В деревянной беседке между моими вторым и седьмым велопутешествиями появилась статуя Девы Марии:
Как вам такая четырехколесная карета на территории храма?
Среди водоемов, цветов и зелени в парке на территории Трокельского костела установлена статуя Иисуса Христа на высоком постаменте:
Эта статуя Иисуса в отличие от других белоснежных статуй в Трокелях имеет цветные оттенки:
Что мне запомнилось в седьмом велопутешествии при посещении костела в Трокелях, так это большое количество появившихся различный статуй. Ведут к ним дрожки выложенные тротуарной плиткой. На одной из дорожек имеются высокие деревянные ворота, с ангелами наверху и статуями апостолом внизу:
Слева на фото от ворот по всей видимость скульптура апостола Петра — он держит в руках книгу и ключ от Царства Небесного, переданного ему Иисусом Христом, Петру было дано право открывать другим знания о том, как верные служители Бога, получив святой дух, могут удостоиться чести войти в Царство Небесное:
С другой стороны от ворот, с мечом в руках, скорее всего апостол Павел:
Статуи библейских персонажей в Трокелях составляют целые улицы:
Далее выкладываю некоторые из скульптур вблизи. На следующем фото вновь Петр с ключами от рая:
На следующем фото с чашей в руках по всей видимости апостол Иоанн. По преданию, когда он разрушил алтарь храма Афродиты в Эфесе, жрец храма Аристодем потребовал, чтобы Иоанн выпил чашу с ядом. Иоанн, выпив, остался жив и воскресил двух осужденных, выпивших этот яд до него. Поэтому одним из атрибутов ап. Иоанна является чаша с поднимающейся из нее змеёй.
Скульптуры подписаны на постаментах:
Оригинально выполнены в Трокелях и станции (остановки) Иисуса Христа во время его Крестного пути на гору Голгофу по дороге на казнь — здесь они оформлены в виде аллеи из 14 барельефов:
Ниже выкладываю фото некоторых из станций:
Шикарно выглядят среди библейских персонажей скульптуры баранов:
Ну и напоследок выкладываю белоснежную скульптуру Богоматери. Эта скульптора установлена не на территории костела, как предыдущие, а при въезде в деревню Трокели со стороны деревни Дворище Лидского района. Когда-то эти две деревни составляли одно общее имение, а в настоящее время их разделяет граница административных районов. Я побывал в Дворище в ходе седьмого велопутешествия — там сохранился ряд интересных для туриста объектов, но я их выложу позже, как и другие достопримечательности Вороновского района, которые я посетил в седьмом путешествии. В следующих статьях я продолжу выкладывать достопримечательности, которые я посетил во втором велопутешествии, после выезда из Ворорновского района.
Во время второго велопутешествия, сделал круг по достопримечательностям Вороновского района я вернулся в деревню Жирмуны, расположенную на границе Вороновского и Лидского района, где провел ночь. В Жирмунах, как и в Трокелях, сохранился очень интеревний старый деревянный костел, так что будите в Трокелях — обязательно посетите и Жирмуны:
Велопутешествие по Беларуси — продолжение
2.46 — Лидский район Крупово. Минойты. Гончары
2.49 — Слоним. Часть 2 — Синагога и Троицкая церковь XVII веков
2.50 — Сынковичи. Церковь Архангела Михаила — храм-крепость оборонительного типа
2.52 — Часовня-усыпальница Ордов, Переволокский родник, Смовжитский валун. Близная
2.54 — Ружаны. Дворцовый комплекс Сапег
2.56 — Усадьба Тадеуша Костюшко