Ловчицкая мечеть — Литовка — Вселюб. Самый старый костел Беларуси. Велопутешествие по Беларуси -1.18
Велопутешествие по Беларуси — начало:
1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор
1.1 — Старт из Пинска — Ганцевичи — Огаревичи — Минская область (Голынка)
1.2 — Усадебно-парковый ансамбль в Совейках — костел в Медведичах — Ляховичское водохранилище
1.3 — Усадьбы во Флерьяново и Кореневщине, Ляховичи, Потаповичские камни.
1.4 — Усадебно-парковые комплексы в Грушевке и Наче
1.10 — ЗУБР, Ишкольдь, Полонечка, Жуховичи
1.12 — Достопримечательности Мира
1.14 — Щорсы — дворцово-парковый комплекс Хрептовичей
1.16 — Новогрудок — первая столица ВКЛ. Руины замка.
1.17 — Новогрудок — первая столица ВКЛ. Храмы Новогрудка. Адам Мицкевич.
1.18 — Ловчицкая мечеть — Литовка — Вселюб. Самый старый костел Беларуси.
Ветряки возле Новогрудка
Продолжаю воспоминания о первом велопутешествии по достопримечательностям Беларуси. Как Вы помните, четвертую ночь в путешествии я провел в городе Новогрудке. Находясь в первой столице Великого княжества Литовского, и изучая на карте расположенные в Новогрудке и его окрестностях достопримечательности, я увидел, что в шести километрах от города в деревне Католыши есть мечеть. До этого, я мечеть в Беларуси видел только один раз, в самом Новогрудке, и то — только с одной, доступной для обзора стороны, поэтому любопытство взяло верх, и проснувшись я поехал в северо-западном направлении искать мусульманский храм в Каполышах. По дороге из Новогрудка в Каполыши меня сопровождали ветряки — ветряные электрогенераторы — устройства для преобразования кинетической энергии ветрового потока в механическую энергию вращения ротора с последующим её преобразованием в электрическую энергию. Ветряки я периодически встречал в Беларуси, но на данный момент на Новогрудской возвышенности их скопление было самым большим из тех, что я видел. И размеры ветряков конечно впечатляют:
Ловчицкая мечеть и мизар
Свернув с дороги Р11, я холмистыми грунтовками добрался до мечети. Интересный факт: хоть мечеть расположена в деревне Каполыши, но приписывают ее к деревне Ловчицы и называется она Ловчицкой. Ловчицы — это соседняя деревня, почему такое название я не знаю. Ловчицкая мечеть расположена на холме Новогрудской возвышенности на территории мусульманского татарского кладбища. Здание мечети окрашено в зеленый цвет, как и металлический забор по периметру кладбища, видимо красили в одно время одной краской. Проход у мечети осуществляется через металлическую калитку в заборе:
Ловчицкая мечеть — одна из древнейших в Беларуси, она основана в 1420. Однако, в 2002 мечеть была обновлена и я увидел уже новое здание мусульманской святыни. При этом взгляд сразу же бросается наверх, где над куполом храма вместо привычных христианских крестов расположен мусульманский полумесяц:
Чтобы подойти к мечети мне пришлось преодолеть ряд ступенек. Что интересно, вдоль лестницы к мечети имеется перило, что не часто встретишь, при подобных лестницах:
Само здание мечети небольшое, одноэтажное, деревянное, простой формы, кроме полумесяца над куполом ничем не выделяющиеся:
Возле мечети на возвышении находится Мизар — мусульманское татарское кладбище — одно из самых больших на Беларуси. Первые захоронения на кладбище датированы серединой XVІ века. На кладбище, среди травы, сохранилось много старых надгробий в виде больших камней, на которых кое-где сохранились высеченные надписи и полумесяцы, но на многих уже со временем стерлись:
При этом, кроме старых каменных надгробий, на кладбище имеются и современные памятники, при этом все они расположены в одном направлении, имеют надписи на арабском шрифте в направлении Мекки, а также непривычные для христиан полумесяцы со звездой. В интернете нашел следующую трактовку мусульманских символов: Полумесяц символизирует начало лунного месяца по мусульманскому календарю. Это напоминает мусульманам историю хиджры (миграции) Пророка Мухаммеда из его дома, чтобы распространять ислам и учить принципам права и добродетели. Звезда олицетворяет улыбающуюся надежду, красоту цели и объекта и свет веры мусульман в Бога, ее достоинство и честь, которые освещают путь и дают конец тьме:
Татарское кладбище в Ловчицах является в Беларуси для мусульман местом Малого Хаджа (паломничества) к могиле святого пастушка Контуся Эулии. Согласно легенде, на этом кладбище похоронен Святой Контусь, обладавший возможностью перемещаться в священный для мусульман город Мекку и обратно. О данной легенде я прочитал уже дома, в Пинске, в связи с чем фото могилы Контуся не делал, хотя и видел ее, но не придал значения.
Новогрудская возвышенность
Осмотрев Ловчицкую мечеть и мусульманское кладбище я вернулся в Новорудок, где продолжил осматривать его достопримечательности, описанные в предыдущих двух статьях. Виды на Новогрудок, по дороге от Ловчицкой мечети впечатляют:
Новогрудок — один из наиболее понравившихся мне городов в Беларуси, там я провел наибольшее количество времени в ходе первого велопутешествия. Забегая вперед, отмечу, что вторая по длительности остановка была на самом большом озере Беларуси — Нарочи. Из Новогрудка я выехал только около 15:00, и поехал в направлении города Ивье. Дорога радовала прекрасными пейзажами Новогрудской возвышенности:
Забравшись на очередной холм Новогрудской возвышенности, я сделал остановку, некоторое время смотрел на Новогрудок и возвышающиеся на Замковой горе башни Новогрудского замка:
Там же запечатлел на память велосипед на пятый день путешествия, после чего двинулся дальше:
Литовка
Так поднимаясь и спускаясь с холмов, любуясь окружающими пейзажами Новогрудской возвыщенности, я не заметил, как подъехал к озеру:
Озеро Литовка — главное место отдыха жителей Новогрудка, в котором нет водоема:
Рядом с озером установлен информационный щит о Литовке, из которого можно узнать ряд интересных фактов. Например о том, что в XIII века Литовка принадлежала католическому епископу Христиану, который крестил основателя Великого княжества Литовского короля Миндовга, затем после упадка католического епископства с 1316 принадлежала Новогрудскому православному митрополиту. В долине озера Литовка развивались события описанные Адамом Мицквичем в поэме: «Гражина. Литовская повесть». В 1969 во время съемок «Сыновья уходят в бой» в Литовке проживал Владимир Высоцкий.
Возле озера Литовка расположена самая необычная остановка в Беларуси, построенная из камня и дерева, с покрытой камышом крышей. Оформлена она как раз по мотивам поэмы Адама Мицкевича «Гражина».
Вдоль озера ведет тропинка с мостиком из камня.
А ведет дорожка к одному из самых необычных и мистических мест Беларуси — фэнтази-усадьбе «Литовка».
Усадьба имеет весьма необычную архитектуру и отделку, всё вокруг кажется немного нереальным, странным и чужеродным. Усадьба содержит много нестандартных элементов, описывать их не буду, просто внимательно смотрите фото (на большом мониторе, а не на телефоне):
К сожалению внутрь усадьбы я не попал, так как вход в усадьбу оказался платным. И причина не в том, что мне было жаль денег, проход в усадьбу стоил немного — всего 5 рублей, но возле входа сидела женщина, которая принимала только наличные деньги, которых у меня с собой не было. Я вез с собой для расчета банковскую карточку, однако терминала, для расчета карточкой у женщины не было. Это был один из уроков в путешествии: всегда при себе должна быть какая-то сумма наличных денег, ибо банковскими карточками в Беларуси можно рассчитаться далеко не везде. Кстати, платным вход в усадьбу сделали наследники создателя усадьбы, при нем вход был бесплатным. Через забор «зайцем» проникать не стал, сделал несколько снимков из-за забора, намереваясь когда-нибудь еще сюда вернуться. Кому интересно в интернете много информации о усадьбе, а лучше приезжайте сами и посмотрите это мистическое место Беларуси своими глазами, довольно любопытное место, каких с Беларуси не много:
Вселюб. Церковь Михаила Архангела
Двигаясь далее, по дороге Новогрудок — Ивье, я доехал до агрогородка Вселюб, расположенного в 13 километрах к северу от Новогрудка. Вселюб был одним из обязательных пунктов посещения моего путешествия в связи с тем, что в нем сохранился самый древний костел на территории Беларуси, и я хотел его увидеть. Но прежде чем посетить котел, я вначале подъехал к имеющийся во Вселюбе православной церкви:
Церковь святого Михаила Архангела была построена в 1840, то есть ей уже более 180 лет. Мне обычно нравятся старые деревянные храмы, когда видны оригинальные стены, хоть и окрашенные — от таких храмов тянет духом старины. Но церковь во Вселюбе в этом плане одна из исключений. Мне храм внешне не понравился — и виной тому вагонка, которой обито здание храма, отчего храм сразу теряет дух старины и историческую привлекательность. Видя такое, начинаешь ощущать себя обманутым: ехал смотреть старый храм, а мне показали вагонку. Если б я хотел посмотреть вагонку, то заехал бы в какой-нибудь дачный поселок. Церковь во Вселюбе к сожалению не единственная в Беларуси, где старые стены обивают вагонкой и портят восприятие от храма. Тот редкий случай, когда колокольня понравилась больше, чем сам храм. На территории церкви имеется несколько захоронений. На одной из могил на памятнике имеется информация о захоронении тут в 1899 княгини Софьи Игнатьевны Долгоруковой. Могилы обычные, как на любом православном кладбище, поэтому фото здесь размещать не буду.
По вышеуказанной причине я на территории церкви долго не задержался, посмотрел и на выход. Недалеко от церкви окинул взглядом памятник погибшим во время войны землякам, расположенный на углу сквера, возле которого я оставлял велосипед, пока осматривал храм:
Вселюб. Самый древний костел Беларуси
Еще когда я находился возле сквера и православной церкви мое внимание привлекал и манил к себе самый древний костел Беларуси и главная достопримечательность Вселюба — костел святого Казимира:
Впервые Вселюб упоминается в 1422 на печати Яна Немиры — государственного деятеля Великого княжества Литовского, конюшего великого князя литовского Витовта. Имение было передано ему Витовтом после успехов в Грюндвальской битве против крестоносцев. Ян Немира — родоначальник литовского шляхетского рода Немировичей герба «Яcтржембец».
В первой половине XV века, до 1433, владелец Вселюба Ян Немира основал в нем католический костел, который был построен в готическом стиле. Первоначально костел был освящен в честь святого Андрея, в связи с чем некоторые источники называют основателем костела сына Яна Немира — Андрея Немировича. Но кто бы не основал данный храм, сам Ян Немира или его сын Андрей, очевидно одно — Костел Святого Казимира, построенный до 1433 — это самый старый из сохранившихся католический костел на территории современной Беларуси. Когда я подъехал к храму поближе он предстал предо мной в таком виде:
До первой половины XVI века Вселюбом владели Немировичи и их родственники, позже — воевода полоцкий Станислав Довойна, после смерти которого имение перешло к его вдове Барбаре Соломерецкой, которая в 1576 продала его Николаю Радзивиллу «Рыжему». Вы наверное уже заметили, что посещая разные места Беларуси и изучая их краткую историю я часто упоминаю Радзивиллов в общем и Николая Радзивилла «Рыжего» в частности. Последний, будучи ярым кальвинистом, после приобретения Вселюба превратил католический храм в кальвинистский, в связи с чем храм частично был перестроен: готические своды были заменены деревянными перекрытиями, а конрфорсы уменьшены. Католикам храм вернули в 1642, он был переосвящён во имя Святого Казимира. После этого архитектура претерпела ещё ряд изменений — узкие стрельчатые готические окна были переделаны в более широкие, алтарная часть была выровнена по высоте с основным объемом здания. В XVII веке Вселюб принадлежал последовательно нескольким дворянским родам. Несмотря на многочисленные перестройки XVI—XVIII веков храм см. Казимира сохранил свою готическую основу XV века:
Недалеко от костела, возле парка, установлен информационный плакат:
Главным изменением изначального внешнего вида храма стала пристройка к главному фасаду в 1897 трехярусной башни-колокольни, которая, несмотря на то, что почти на 500 лет моложе основной части, вполне гармонично с ней сочетается. Башня-колокольня костела доминирует над Вселюбом и видна издалека. После войны, при советской власти в костеле размещался спортзал. В 1986 году в здании произошёл сильный пожар, с 1988 по 1991 год шла реставрация. Повторное освящение храма со имя Святого Казимира произошло 14 сентября 1991. На время моего посещения проводились работы по реставрации фасада:
Таким образом, за исключением расположенной со стороны входа башни-колокольни, боковые и задние стены храма — это и есть самый старый католический кослел на Беларуси. Древние стены можно увидеть на следующих двух фотографиях:
Интересный факт заметил: получается, что самые древние костелы на территории Беларуси основал род Немировичей. Кто читал мои статьи, помнит, что самый старый из неперестроенных костелов в Беларуси, сохранившийся и действующий до настоящего времени — костел Святой Троицы в Ишкольдь, основал один из сыновей Яна Немира — Николай Немирович. По некоторым источникам костел во Вселюбе изначально, до перестроек был похож внешне на костел в Ишкольдь.
Часто возникает путаница по поводу статуса самого старого костела Беларуси, таким называют как костел во Вселюбе, так и костел в Ишкольдь. Разъясняю, что самый старый костел на территории современной Беларуси — это Костел Святого Казимира, построенный до 1433 во Вселюбе, но он дошел до наших дней с изменениями, про которые я указал выше в этой статье. Троицкий костел в Ишкольдь более молодой, чем костел во Вселюбе, он был построен до 1472, однако он сохранился до настоящего времени в неизмененном виде, и в этом его ценность. Таким образом костел в Ишкольдь второй по древности из костелов Беларуси, но при этом самый старый из неперестроенных костелов Беларуси.
Обходя котел по кругу обнаружил в зелени композицию из камней с Девой Марией:
Обойдя храм я подошел к входу в костел. Хоть дверь в храм была открыта, сам храм был закрыт на внутреннюю решетку. Интерьер костела я рассматривал, как и в костеле в Ишкольдь через решетку. Во время путешествия обратил внимание на то, что в костелах периодически, когда не проходит служба, храм закрывают на внутреннюю дверь — решетку, а внешнюю дверь при этом на замок не закрывают, таким образом остается возможность частично посмотреть интерьер храма через решетку:
Неподалёку от храма расположено хорошо сохранившееся здание плебании (начало XX века):
За зданием плебании на территории храма среди аккуратно стриженого газона имеется деревянная беседка и ряд деревянных композиций под названием; долина Эн-Карэм», где, как я полагаю могут отдохнуть верующие или туристы:
Сразу за костелом начинается кладбище, на котором среди других памятников выделяется статуя без головы:
Вселюб. Усадьба и часовня-усыпальница О’Рурков.
В XIX веке владельцем Вселюба стал генерал граф Иосиф О’Рурк, происходивший из старинного ирландского графского рода, который отличился в войне с Наполеоном. Выйдя в отставку, генерал мирно жил во Вселюбе, построил в местечке усадьбу и сделал Вселюб одним из центров регионального сыроделия. Род О’Рурков владел Вселюбом до прихода советской власти. Среди кладбища возле костела святого Казимира находится часовня-усыпальница последних владельцев Вселюба — О’Рурков, построенная в 1837.
Усадьба О’Рурков была окружена живописным регулярным парком. Парк сохранился, и я прокатился по его дорожкам. А вот усадебный дом О’Рурков в 2012 году полностью сгорел в пожаре. Я нашел место в парке, где находился дом, но от него обнаружил только сохранившийся фундамент и частично подвалы:
Также я обнаружил несколько зданий, видимо сохранились от усадебных построек:
Лесная дорога на Ивье
Выехав из Вселюба я направился дальше на север, в направлении Ивье. Холмы Новогрудской возвышенности постепенно перешли в относительно ровную дорогу, окруженную лесом и понижающуюся в направлении Немана. На одном из поворотов я увидел интересный указатель: Лечебно-профилактический профилакторий, в простонародье тюрьма для алкашей, которые ранее были по всему Советскому Союзу, а сейчас сохранились только в Беларуси и Туркменистане. Помните песню группы «Сектор газа» — ТП:
Дорога Новогрудок — Ивье мне тоже понравилась. Если из Любчи в Новогрудок дорога виляла, рассекая холмы и меняя направление, и двигаясь по ней я наслаждался видами Новогрудской возвышенности, то дорога в направлении Ивье была прямая, с двух сторон на длительном протяжении окруженная лесом, и я ехал по ней без напряга, наслаждаясь оттенками зеленого и дыша кислородом. Запомнилось большое количество акаций:
Неман
Подъехав к Неману я сделал остановку, полюбовался видами с моста на реку. В этом месте Неман был уже пошире, чем возле моста в Любче, но явно уже чем в Гродно:
От Немана до Ивье я сделал только одну остановку — на мосту взглянул на дорогу М6, соеденяющей Минск с Гродно:
Впереди меня ждал Ивье — город четырех религий, но это уже тема для следующей статьи.
Велопутешествие по Беларуси — продолжение:
1.19 — Ивье — город четырех религий. Юратишки. Трабы.
1.20 — Гольшаны. Гольшанский замок.
1.23 — Сморгонь, руины храма в Новоспасске
1.26 — Островец. Белорусская АЭС
1.35 — Виленский тракт. Красное. Радошковичи. Линия Сталина.
1.36 — Заславль. Ратомка. Минское море.
1.37 — Высшая точка Беларуси — гора Дзержинская. Дзержинск. Станьково.
1.38 — Столбцы. Новый Свержень.
1.39 — Вольно. Столовичи. Барановичи.