Ивье — город четырех религий. Юратишки. Трабы. Велопутешествие по Беларуси -1.19
Велопутешествие по Беларуси — начало:
1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор
1.1 — Старт из Пинска — Ганцевичи — Огаревичи — Минская область (Голынка)
1.2 — Усадебно-парковый ансамбль в Совейках — костел в Медведичах — Ляховичское водохранилище
1.3 — Усадьбы во Флерьяново и Кореневщине, Ляховичи, Потаповичские камни.
1.4 — Усадебно-парковые комплексы в Грушевке и Наче
1.10 — ЗУБР, Ишкольдь, Полонечка, Жуховичи
1.12 — Достопримечательности Мира
1.14 — Щорсы — дворцово-парковый комплекс Хрептовичей
1.16 — Новогрудок — первая столица ВКЛ. Руины замка.
1.17 — Новогрудок — первая столица ВКЛ. Храмы Новогрудка. Адам Мицкевич.
1.18 — Ловчицкая мечеть — Литовка — Вселюб. Самый старый костел Беларуси.
1.19 — Ивье — город четырех религий. Юратишки. Трабы.
Ивье
Продолжаю воспоминания о первом велопутешествии по Беларуси. В 18:30 пятого дня путешествия я подъехал к небольшому городу Ивье — районному центру Гродненской области, с населением менее 8000 человек. Статус города Ивье получил только в 2000. На въезде в Ивье меня встретила композиция с названием города, его гербом и годом основания — 1444. С этого года сохранилось первое письменное упоминание об Ивье, как двора в Великом княжестве Литовском, который великий князь Литовский Казимир IV подарил надворному литовскому маршалку Петру Монтыгердовичу. В первой половине XVI Ивье принадлежало князьям Заберезинским, в 1558 – 1654 — Кишкам.
Мусульманская мечеть и мизар в Ивье
В Ивье я ранее никогда не был, но слышал, что его называют городом четырех религий, в связи с чем я хотел увидеть храмы всех религиозных конфессий. Первым из храмов Ивье по ходу моего движения была мусульманская мечеть. Правда чтобы к ней подъехать пришлось немного съехать в сторону от дороги и пробираться вдоль частных огородов. Здание мечети окружает частный сектор с огородами и теплицами. Здесь и проживает вторая по численности татарская община Беларуси (после Минска), ее численность составляет около 600 человек. Сейчас этот район проживания татар входит в состав города Ивье, а ранее был отдельной деревней Муровщизна. Татары, которые в религиозном плане являются мусульманами, обосновались здесь еще при великом князе Литовском Витовте, который урочище Муравщизна подарил татарам за помощь в Грюндвальской битве против крестоносцев. Мечеть в Ивье в настоящее время действующая. Она была построена в 1882 на средства графини Эльвиры Августовны Замойской, которая владела в то время местечком. В честь графини внутри мечети установлена мемориальная доска, но я ее не видел, так как здание мечети было закрыто и я в него не попал. К мечети я подъехал с тыльной стороны, и она предстала предо мной в таком виде:
При подъезде к мечети мое внимание сразу привлек 8-гранный минарет, который обнесён балконом по периметру и заканчивается высоким шпилем с полумесяцем на вершине:
Мечеть в Ивье уникальная в своем роде — она была единственной действующей мусульманской мечетью в Беларуси на протяжении всего советского периода. За всё время своего существования мечеть ни разу не была повреждена. Мечеть в Ивье считается неофициальной татарской «столицей» Белоруси. Здесь ежегодно проводится мусульманский праздник, на который слетаются белорусские татары. Мечеть имеет статус историко-культурной ценности:
Интересный факт: на время написания этой статьи за время велопутешествий по Беларуси я видел всего три действующих мечети: Новогоудскую мечеть, Ловчицкую мечечть и эту в Ивье, , причем все три в один день, и на время моего посещения все они были закрыты. Мечеть в Ивье я обошел со всех сторон, сделал фото главного фасада:
Мечеть в Ивье является памятником деревянного зодчества с чертами модерна, представляет собой прямоугольное деревянное здание с 5-гранной пристройкой-михрабом, указывающим направление на Мекку — священный город для мусульман.
После осмотра мечети я вернулся немного назад и заехал посмотреть на мизар — мусульманское татарское кладбище в Ивье. На кладбище в Ивье, как и на татарском кладбище возле Ловчицкой мечети, имеются как старые каменные надмогилья с полумесяцами и звездами, так и современные памятники. Направление могил и надписей на памятниках также направлено в сторону Мекки. На татарских памятниках можно увидеть надписи как арабским шрифтом, так и кириллицей. Любопытно почитать имена, которые носят представители татарской общины: Айша, Мустафа, Халиль, Фатима и другие.
Ивье. Комсомольская площадь
Из татарского района я проехал в центр города, к площади. Главная площадь в Ивье называется Комсомольской, возле нее находятся традиционные для небольших районных центров Беларуси здания райисполкома и дома Культуры, мемориалы погибшим во время войн:
На Комсомольской площади в центре города установлены мемориалы погнившим жителям Ивьевщинвы в ходе войн XX века. Первый посвящен жертвам Второй мировой войны (1941-1945), второй жертвам войны в Афганистане (1979-1989):
Ивье — город четырех религий. Монумент единства конфессий.
Ивье — город четырех религий, и этому статусу посвящен установленный в 2012 на площади в центре города монумент в честь дружбы и единства конфессий Ивьевщины, состоящий из четырех стел с арками, каждая из которых посвящена одной из четырех религий: католичеству, православию, исламу и иудаизму. Большая часть жителей Ивье в настоящее время являются католиками. На католической части изображена греческая анаграмма Христа:
На православной части изображен лик Иисуса и покров Богородицы:
На иудейской части изображена менора — золотой семирожковый светильник, символ иудаизма:
На исламской части изображены полумесяц и коран — священная книга мусульман:
Большая иудейская синагога
От монумента в честь дружбы и единства конфессий Ивьевщины я направился к ближайшему от площади храму — иудейскому:
Здание иудейского храма — бывшей синагоги, находится недалеко от площади. Оно было построено в 1929 в барочных мотивах на месте старой деревянной синагоги. Евреи в Ивье поселились в XVI веке и до 1942 они составляли большую часть его населения. Во время войны практически все еврейское население Ивье было уничтожено немецкими войсками. Синагога была закрыта. В настоящее время в здании бывшей синагоги размещается детская спортивная школа, на стене здания установлена памятная табличка о синагоге:
Возле здания бывшей синагоги понравилась клумба с карандашами:
Городская застройка Ивье
Со времен проживания евреев в Ивье, по обе стороны от бывшей синагоги, сохранился ряд построенных ими домов, которые украшают город своими фасадами. Сохранившаяся городская застройка конца XIX — начала XX веков интересна, меня она привлекала больше, чем современные новострои:
Ивье. Православная церковь св. Гавриила Белостокского
От бывшей синагоги по улице Первомайской, рассматривая городскую застройку, я доехал до православного храма. Православная церковь святого Гавриила Белостокского в Ивье относительно молодая, она была построена в 1994 путем перестроения в храм жилого дома начала XX века:
Ивье. Мельница на реке Ивенка. Пляж.
От православного храма я проехался по улицам Ивье, вернулся на площадь, от которой поехал в сторону католического храма, при этом по дороге остановился возле здания старой мельницы на реке Ивенка, которая протекает через Ивье. Здание мельныцы было построено в XIX веке, сейчас находится в хорошем состоянии, отреставрирована, но по назначению не используется:
Благодаря плотине возле бывшей мельницы в долине реки Ивенки образован водоем, на берегу которого оборудован городской пляж:
Ивье. Католический костел святых Петра и Павла
Главной достопримечательностью Ивье является католический храм — костел святых Петра и Павла, который находится на возвышении и хорошо виден с разных точек города. Ниже выкладываю фото с видом на костел со стороны площади:
Католический храм на холме в Ивье был построен в XV веке, в 1491-1495 годах на средства Петра Монтыгердовича. Храм был возведен в готическом стиле и по мнению некоторых историков он был похож на костел в Ишкольди — самый древний костел на территории современной Беларуси, который дошел до наших дней в первозданном, не перестроенном виде. Во второй половине XVI века костел в Ивье был преобразован в кальвинистский собор, а после перехода Ивье во владения Яна Кишки в арианский. Ариане основали при храме типографию и школу.
Возвышающиеся над храмом с главного фасада две высокие барочные баши и расположенный между ними барочный фронтон с часами смотрятся величественно:
В 1612 храм был возвращён католикам. В 1631 Николаем Кищкой костел был передан католическому ордену бернардинцев. Рядом с костелом, на средства Н.Кишки, для монахов-бернардинцев был построен жилой корпус монастыря. Монастырь бернардинцев просуществовал до 1837, когда он был закрыл российской властью. До настоящего времени сохранились западное и, частично, восточное крыло жилого корпуса монастыря. Интересно смотрится стена из арок:
Во время русско-польской войны 1654-1667 храм был сожжен. В конце XVIII века Станиславом Кишкой началось возведение на том же месте нового костёла в стиле барокко. Освящён новый храм был в 1787. Этот храм и сохранился до настоящего времени:
Храм представляет собой однонефную двухбашенную постройку зального типа. Неф венчают цилиндрические своды, в алтарной части неф заканчивается пятигранной апсидой. Главный фасад храма разделён карнизом на два яруса, нижний украшен тонкими пилястрами, а верхний состоит из двух фигурных башен с гранёными куполами и центральным аттиком между ними. По углам основной постройки и апсиды располагаются ступенчатые контрфорсы.
Обходя костел по кругу, с тыльной стороны я обратил внимание на пятигранную апсида, а именно на несколько контрфорсов, поддерживающих апсиду по периметру. Контфорсы свойственны готическим сооружениям, а вспоминания, что до того, как костел в стиле барокко был отстроен после пожара его предшественника, который был построен именно в стиле готики, возникает предположение, что аспида с контфорсами является частью древнего готического храма XV века, включенная в состав барочного храма XVIII века. Как например готические часовни храма времен Витовта были включены в состав Фарного костела в Новогрудке.
На время моего посещения города Ивье, в храме проходила служба. Католиков наверно в Ивье много, так они не все поместились в храм, многие слушали службу на территории храма. Чтобы не мешать верующим я в храм не заходил:
Ивье-де-Жанейро.
Возе костела святых Петра и Павла расположена очень интересная статуя Христа с распростертыми руками. Статуя очень похожа на знаменитую статую Христа в Рио-де-Жанейро, в связи с чем город Ивье часто называют белорусским Ивье-де-Жанейро:
Юратишки
Выехав из Ивье я направился в сторону Гольшан, где сохранились руины замка Сапег, который я хотел увидеть. Дорога к замку проходила через ряд населенных пунктов. В двух из них я нашел интересные объекты. Первый — это городской поселок Юратишки, второй Трабы. Юратишки — поселок в Ивьевском районе, известный с начала XVI века как частное владение Гаштольдов перешедшее к ним в качестве приданного от князей Гольшанских. Юратишки имели статус местечка. С тех времен в поселке ничего не сохранилось, местность была сожжена еще во время польско-русской войны. Первой из сохранившихся до наших дней достопримечательностей в Юратишках на моём пути встретилась православная церковь святого Николая первой половины XIX века. В архитектурном плане церковь не впечатлила, обошел вокруг, посмотрел и поехал дальше:
Последними владельцами Юратишек, до прихода советской власти, были Радкевичи, в поселке сохранился их деревянный усадебный дом, построенный в XIX веке. Подъехал к усадебному дому, сделал снимок:
Недалеко от усадебного дома мое внимание привлек любопытный камень больших размеров. Подъехав к нему я стал осматривать камень. Как оказалось это установленный немцами памятный камень штабу 85-го немецкого пехотного дивизиона, который в годы 1-й мировой войны размещался в Юратишках:
Продолжая свой путь я увидел в Юратишках и католический храм — костел Преображения Господнего, новострой 2003 года:
Место ночевки
Покинув Юратишки, я продолжил свой путь в направлении Гольшанского замка. Понимая, что до замка я в тот день не доеду, так как солнце начинало потихоньку прятаться за горизонт, я по дороге высматривал подходящее место для ночевки. Забегая наперед отмечу, что в предстоящую ночь меня ожидала первая моя ночевка в поле. Предыдущие ночевки в палатке у меня всегда были возле водоемов (Ляховичское водохранилище, пруды возле Несвижского и Мирского замков), в которых я купался перед сном. Планировал я остановится возле воды и в ту ночь, но на этот раз не возле озер, которых по дороге не было, а возле какой-нибудь речки, которые я видел на карте у себя на пути. К сожалению, как оказалось, небольшие белорусские речки в тех местах на время моего посещения больше напоминали сильно заросшие канавы, к которым было сложно подойти. Поэтому я стал искать альтернативные варианты размещения на ночь. По обе стороны от дороги простирались поля, отделенные от проезжей частью полосой деревьев. Я сделал несколько остановок, заглядывая за полосу деревьев в поисках хорошего места для ночевки, но меня что-то не устраивало, наверно надеялся увидеть нормальный водоем. Так я доехал до КСУП Трабы.
Так в поисках места для ночевки, после знака «Трабы», я сделал очередную остановку и заглянув за полосу с деревьями принял решение об остановке, так как время на часах было 22.00, и на улице начинало темнеть. Палатку я поставил на траве, сразу за полосой деревьев, которые закрывали меня от проезжей части дороги, велосипед пристегнул с одному из деревьев. За деревьями находилось колхозное поле с травой, где как я понял, в дневное время пасли коров, так как луг был огорожен электропастухом. Вдали виднелись колхозные постройки. В общем не самое романтическое место, но принимая позднее время, искать лучшее место для ночевки я не стал, так не хотелось устанавливать палатку в полной темноте. Помывшись водой из бутылок и влажными салфетками, приготовив на газовой горелке ужин я лег отдыхать, слушая свист проводов линии электропередач, которая проходила недалеко, и которой я сразу не придал значения, а также хор комаров, которые тучей окружили мою палатку. Тент от палатки я не одевал, так как на улице было жарко, при этом москитная сетка в палатке хорошо справлялась со своими обязанностями и комаров внутрь не пропускала. При этом заснул я в ту ночь довольно быстро, хорошо выспался и рано встал. Фото ниже с палаткой я сделал уже утром, когда собирался уезжать:
Утром, к 06.30 я уже собрался и был готов к продолжению велопутешествия. Зафиксировал данные на велокомпьютере. За пять дней путешествия мною было преодолено на велосипеде 542 километра, то есть по 100 с небольшим километров за день. Много это или мало? С одной стороны, безусловно, можно проезжать за один день и больше, что я и делал далее. С другой стороны учитывая большое количество остановок, которые я делал возле достопримечательностей в течении первых пяти дней, статуса самих достопримечательностей, которые требовали много времени на осмотр, сделанных тысячи фотографий, а также длительную остановку в Новогрудке, то пройденное расстояние нормальное. Сделал вывод: любой здоровый человек в состоянии на велосипеде преодолевать в день 100 километров, посвящая остальное время осмотру достопримечательностей, отдыху, бытовым вопросам и иным потребностям.
Трабы.
Покинув место ночевки, я с утра заехал в Трабы, главной достопримечательностью которого является неоготический костел Рождества Девы Марии, построенный из кирпича в 1901-1905 годах на месте старого деревянного храма. Освящён новый храм был только в 1928, при этом ктолический приход в Трабах основан еще в XV веке. В первом велопутешествии это был первый костел (после Логишина), который мне повстречался на территории Беларуси, построенный в стиле неоготики. Забегая вперед отмечу что в Беларуси сохранился целый ряд неоготических костелов на западе и северо-западе страны, и все они, как правило, величественны и красивы, являются своего рода шедеврами белорусской архитектуры, по крайней мере неоготические костелы меня притягивали в ходе путешествия к себе своей архитектурой. Показываю Вам костел в Трабах с разных сторон:
Кроме католического костела есть в Трабах и деревянная православная церковь святых Петра и Павла, которая древнее костела — она была построена еще в 1784. В начале XX века возле церкви напротив ее главного фасада была построена двухъярусная брама-колокольня. К сожалению, в настоящее время древние стены храма, как и более новые стены колокольни скрыты под современным сайдингом, смотрится храм аккуратно, но дух старины утрачен. Наверно поэтому, церковь в Трабах, в отличие от костела мне не запомнилась, :
При выезде из Трабов увидел два амбара-ледовни, сохранившиеся от хозяйственного двора XIX века:
Выехав из Траб я продолжил свой путь, всматриваясь в даль, ведь впереди меня ожидал Гольшанский замок Сапег, или то что от него осталось. По дороге меня окружали красивые ландшафты: леса, луга, горки. Я начал размышлять о том, что Беларусь все-таки не равнинная страна, какой я ее считал проживая на Полесье, в Пинске, а холмистая. И что самое интересное я к тому времени привык к горкам, и хоть на груженом велосипеде в горку подниматься труднее, но мне это нравилось. Споймал себя на мысли, что когда местность холмистая, то и ландшафты на ней открываются более красивые чем на плоской равнине:
Велопутешествие по Беларуси — продолжение:
1.20 — Гольшаны. Гольшанский замок.
1.23 — Сморгонь, руины храма в Новоспасске
1.26 — Островец. Белорусская АЭС
1.35 — Виленский тракт. Красное. Радошковичи. Линия Сталина.
1.36 — Заславль. Ратомка. Минское море.
1.37 — Высшая точка Беларуси — гора Дзержинская. Дзержинск. Станьково.
1.38 — Столбцы. Новый Свержень.
1.39 — Вольно. Столовичи. Барановичи.