Виленский тракт. Красное. Радошковичи. Линия Сталина. Велопутешествие по Беларуси -1.35
Велопутешествие по Беларуси — начало:
1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор
1.1 — Старт из Пинска — Ганцевичи — Огаревичи — Минская область (Голынка)
1.2 — Усадебно-парковый ансамбль в Совейках — костел в Медведичах — Ляховичское водохранилище
1.3 — Усадьбы во Флерьяново и Кореневщине, Ляховичи, Потаповичские камни.
1.4 — Усадебно-парковые комплексы в Грушевке и Наче
1.10 — ЗУБР, Ишкольдь, Полонечка, Жуховичи
1.12 — Достопримечательности Мира
1.14 — Щорсы — дворцово-парковый комплекс Хрептовичей
1.16 — Новогрудок — первая столица ВКЛ. Руины замка.
1.17 — Новогрудок — первая столица ВКЛ. Храмы Новогрудка. Адам Мицкевич.
1.18 — Ловчицкая мечеть — Литовка — Вселюб. Самый старый костел Беларуси.
1.19 — Ивье — город четырех религий. Юратишки. Трабы.
1.20 — Гольшаны. Гольшанский замок.
1.23 — Руины в Новоспасске — Сморгонь
1.26 — Островец. Белорусская АЭС
1. 35 — Виленский тракт. Красное. Радошковичи. Линия Сталина.
Продолжаю воспоминания о первом велопутешествиии по Беларуси. На закате девятого дня путешествия, выехав за пределы Молодечно, я направился по дороге Р28 в направлении Заславля, присматривая по сторонам место под палатку. Хорошие места для ночевки вдоль дороги не попадались, и так я доехал до деревни Криница Молодеченского района, где возле дороги сделал фото на закате придорожной православной часовни и интересного придорожного кафе с гостиницей, здание которого сложено из камня, как в старину и этим сразу привлекает к себе внимание. Здание кафе мне понравилось:
Виленский тракт.
В гостинице я останавливаться не собирался, даже в придорожной, поэтому продолжил свой путь, крутя педали и подыскивая место под палатку. Смеркалось. Я несколько раз останавливался и заходил за деревья, растущие вдоль дороги, но за ними были поля с неровной поверхностью, не совсем подходящие для установки палатки на ночь и я продолжал катить вперед. Так в поисках места для ночевки я доехал до поворота на деревню Мясота, расположенную возле дороги Р28. Прямо возле поворота, рядом с дорогой и деревней, я увидел четыре больших валуна с облагороженной территорией. Я остановился, зашел посмотреть что за валунами. Там оказалась небольшая полянка с невысокой травой, которая со стороны обоих дорог была закрыта валунами и кустарником, а со стороны поля и деревни — полосой кустарников и деревьев. Подумал про себя, что принимая во внимание очень позднее время это отличный вариант. Я завел велосипед за валуны и поставил палатку. Слегка напрягало близкое расположение дорог и деревни. Я решил осмотреться и, установив палатку, вышел на трассу, посмотреть видна ли она с дороги. Оказалось, что валуны и кустарник хорошо защищали палатку от чужих глаз. По трассе периодически проезжали разные автомобили, со стороны деревни прошло рядом несколько человек, но палатку они не увидели. Успокоившись, я подошел к валунам и стал их рассматривать вблизи. На валунах были установлены таблички. Как оказалось это не просто валуны а памятник дороге по которой я ехал — Вилейскому тракту. Фото ниже сделаны уже утром:
Памятник «Виленскому тракту» был установлен в 1979 и представляет собой четыре валуна, с прикрепленными на них информационными плитами. На одной из плит написано название старой дороги: Виленский тракт, и схематически изображена дорога тракта от Вильнюса до Минска через Ошмяны, Сморгонь, Молодечно, Красное, Радошковичи, Минск. По этому тракту я и держал свой путь, на нем же и заночевал:
На плите, на втором валуне, выгравированы строки из произведения Янки Купалы «Еду сёння я ў Вільню…» , посвященные тракту:
Оказалось, что Виленский тракт — это старая дорога, которая была очень популярна среди знаменитых людей Беларуси, по тракту проходили или проезжали Сымон Будный, Михаил Огинский, Тарас Шевченко, Николай Гоголь, Владислав Сырокомля, Дунин-Марцинкевич, Францишек Богушевич, Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович и многие другие знаменитые люди, чьи имена выгравированы на табличках на оставшихся двух валунах. И вот, в июле 2020 в число этих знаменитых личностей попал и я, преодолевая часть старинного Виленского тракта на велосипеде:
Ниже выкладываю фото палатки и велосипеда на том месте где они ночевали на Виленском тракте. Как видите по фото, место хоть и находится на перекрестке возле дорог, но довольно скрытое, может кому и пригодится, ориентир — поворот с трассы на деревню Мясота. При этом место удобное в том плане, что оно защищено от ветра и обзора. Единственным недостатком является близкое нахождение трассы, я еще никогда не ночевал так близко от дороги, в нескольких метрах от проезжей части, сама дорога оживленная, на ней был довольно активный трафик, плюс к этому несмотря на позднее время рядом по дороге активно прогуливались жители деревни. Шум от транспорта и разговоры мимо проходящих людей меня сначала слегка напрягали, но через небольшое время я почувствовал, что хорошо скрыт от окружающих, к шумам привык, поэту спокойно поужинал приобретенными в Молодечно продуктами и довольно быстро уснул. Фото ниже сделал на следующее утро, когда собирался в путь:
Утром, позавтракав и собравшись, я перед выездом сделал и фото данных велокомпьютера: за девять дней было преодолено 964 километра, сотню из низ я проехал на девятый день пути, выехав с озера Нарочь только в обед, и при этом успел посетить и осмотреть три районных центра: Мядель, Вилейку и Молодечно. За оставшиеся три дня велопутешествия, по дороге в Пинск, я проехал еще более 450 километров:
Красное
Собравшись, я направился дальше по Виленскому тракту и доехал до деревни Красное в Молодеченском районе, которая впервые упоминается в XV веке пол названием Красное Село, когда входила в состав Великого княжества Литовского. В 1486 получила статус местечка, с 1954 — деревня. Красное — деревня большая, в ней проживает около 3000 человек. Через деревню протекает приток Вилии — река Уша, впадающая в расположенное там же озеро. В Красное меня заинтересовали две архитектурные достопримечательности: католический и православный храмы.
Красное. Костел Вознесения Девы Марии
Первым мне на пути повстречался костел Вознесения Девы Марии, который размещается на холме и доминирует над деревней.
Костел построен из желтого кирпича в 1908-1912 годы в неоготическом стиле. Отметил про себя, что это уже далеко не первый неоготический костел, построенный из желтого кирпича, которые я видел в Беларуси в ходе первого своего велопутешествия, ранее это были храмы в Трабах, Островце, Вилейке.
В архитектурном плане костел Вознесения Девы Марии в Красное представляет собой трехнефную однобашенную базилику с питигранной апсидой и боковыми сакристиями. В центре главного фасада находится трехъярусная, квадратная в плане, башня-колокольня, усиленная по углам контрфорсами с небольшими 4 декоративными башенками (пинаклями) на верху, завершенная высоким шпилем и крестом. Вход в храм осуществляется через стрельчатый проем, над которым расположено окно-роза.
Боковые фасады храма ритмично расчленены сдвоенными узкими стрельчатыми окнами, нишами и ступенчатыми контрфорсами. Здание костела накрыто двухскатной крышей с небольшой башенкой в алтарной части.
Красное. Покровская церковь
Осмотрев костел я направился ко второму культовому сооружению деревни — православной церкви. Покровская церковь построена в 1889 из бутового камня в ретроспективно — русском стиле. Это крестово-купольный храм с полукруглой апсидой, трансептом и коротким притвором, над которым установлена трехярусная колокольня. Нижний ярус колокольни квадратный в плане, верхний восьмигранный, завершенный куполом и крестом:
Место пересечения главного нефа и трансепта в храме — средокрестье — накрыто большим восьмигранным светловым барабаном с арочными проемами, декоративными нишами и полуколонами. Барабан накрыт широким куполом в сине-желтых цветах, над куполом возвышается крест:
Музей Максима Богдановича в Ракутевщине
Рядом с Красное находится небольшая деревня Ракутевщина, в которой находится литературный музей Максима Богдановича, одного из знаменитых поэтов Беларуси, бывавших на Виленском тракте:
Про музей я узнал из таблички-указателя, после чего свернул с тракта посмотреть как он выглядит. Оказалось, что музей расположен на месте старой усадьбы Лычковских, в которой поэт проживал в 1911 году на протяжении двух месяцев, и там он написал ряд своих произведений. Старые усадебные здания не сохранились, в связи с чем здания для музея были воссозданы заново. Оригинальных вещей, которыми пользовался поэт в доме не сохранилось, поэтому чтобы не терять время в дом я не заходил, прошелся по территории, сделал ряд фото. При этом отмечу, что восстановленные деревянные здания внешне мне понравились. Например усадебный дом похож на спрятанный сказочный домик, скрытый окружающей его зеленью:
Хозпостройка выделяется воссозданной крышей из тростника. Кстати у нас на Полесье местами еще можно встретить такие крыши в оригинале. На территории музея имеется каменный фундамент, возможно от старой усадьбы:
Заглянул внутрь хозпостройки в усадьбе, обстановка напоминает старую, довоенную:
Плебань
Вернувшись от музея Богдановича на Виленский тракт я продолжил свой путь и доехал, до расположенной на дороге, недалеко от Красное, деревни Плебань, название которой происходит от слова плебания. Плебания — это дом католического священника. Такое название деревня носит не спроста. Первый деревянный костел заложил здесь еще великий князь Литовский Александр Ягелончик около 1500 года. Данный костел посещали и католики близлежащего села Красное, о котором я упоминал выше. До наших дней здание деревянного костела не сохранилось, новый кирпичный костел был построен уже в Красное и католики Плебани ходят туда. При этом в Плебани имеется православный храм — действующая Успенская церковь. Храм был построен из кирпича в 1800-58 как костел, Во время восстания 1863—1864 годов в этом храме повстанцы отряда Ю. Бокшанского хранили оружие. После восстания здание было отобрано у католиков и передано православным, с 1872 в нем разместилась церковь. В советское время храм был закрыт, здание постепенно разрушалось, в 1996 здание возвращено верующим и восстановлено как православная церковь. В настоящее время церковь действующая:
Здание самого храма прямоугольное в плане, безбашенное, безапсидное, накрытое высокой двухскатной крышей, построенное в стиле эклектики с синтезом барочных и готических форм. С запада к зданию пристроено одноэтажное крыло. Главный фасад двухъярусный, декорирован пилястрами и нишами, завершается треугольный фронтоном. Стены чередуются вытянутыми пятиугольными оконными проемами и пилястрами в простенках. При этом оконные проемы мне сразу бросились в глаза необычной формой их завершений. Обычно завершения оконных проемов прямые, либо полукруглые, арочные, а в храме в Плебани они в виде треугольника с острым углом сверху, напоминающие двухскатные крыши домов. Рядом с храмом имеется двухъярусная колокольня XIX века, нижний ярус колокольни каменный, верхний деревянный:
Как обычно обошел храм со всех сторон, возле здания храма сохранилось деревянное здание плебании, которая была построена при бывшем костёле в XIX веке. Сейчас в здании размещается музей. Фото здания плебании я не делал, зато храм снял со всех сторон:
Продолжая свой путь по Виленскому тракту я любовался окружающими пейзажами: то из за верхушек деревьев выглянут башни интересного современного здания, похожего на замок, то глаза радуют красивые холмистые луга и поля:
Радошковичи
Так, любуясь окружающими пейзажами, я незаметно доехал до Радошковичей — крупного городского поселка в Молодеченском районе с населением около 6000 человек. Родошковичи впервые упоминается в 1447 в связи с основанием здесь деревянного костела на средства виленского каштеляна Петра Сеньки Гедигольдовича. В 1569 Радошковичи получили статус города, магдебурское право и герб, на котором изображен в серебряном поле Святой Стефан забросанный камнями. После второй мировой войны статус Радошковичей с города понизили до городского поселка. Год основания, название поселка и герб нарисованы на камне, установленном в поселке:
Подвиг Николая Гастелло
На подъезде к поселку на холме возвышается стела — мемориал экипажу под руководством Н. Ф. Гастелло. Наверно практически все еще со школы слышали имя Николая Гастелло и его подвиг, совершенный вначале второй мировой войны. 26 июня 1941 экипаж под командованием капитана Николая Гастелло в составе штурмана лейтенанта Бурденюка А.А, летчика — наблюдателя лейтенанта Скоробогатого Г.Н. и стрелка-радиста старшего сержанта Калинина А.А. на самолете ДВ-3ф вылетел на бомбардировку механизированной колонны на дороге Молодечно-Радошковичи. Во время боя самолет был подбит, в результате попадания снаряда был поврежден топливный бак, в результате чего в самолете возник пожар. Командир самолета Гастелло направил горящий бомбардировщик на скопление вражеских танков, автомашин и цистерн с бензином, в результате чего противник понес большие потери, а сам Гастелло и его экипаж погибли. Николай Гастелло за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза. «Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи СССР. Фамилия Гастелло стала нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено по одному из источников 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов и 160 танковых таранов.
Долгое время считали, что Николай Гастелло совершил подвиг на въезде в Радошковичи именно на том месте, где установлен памятник. Однако в последующем выяснилось, что на месте, где установлен памятник, совершил огненный таран другой экипаж, под руководством капитана Александра Маслова. Об этом подвиге стало известно только в 1996, после чего Маслову было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Огненный таран экипажа Николая Гастелло произошел тоже под Радошковичами, около деревень Миговка и Дикшняны. Имя Николая Гастелло носит площадь в Радошковичах, на которой в сквере Герою Советского Союза установлен памятник:
Радошковичи. Троицкий костел
При въезде в Радошковичи на поселок открывается красивый вид, на время моего посещения дома в поселке утопали в зелени. При этом, несмотря на наличие в поселке многоэтажных домов, главной доминантой Радошковичей является Троицкий костел:
Троицкий костел в Радошковичах был построен в 1855-59 годы в стиле классицизм из кирпича взамен сгоревшего деревянного костела. Храм знаменит тем, что в нем в 1882 году был крещён Ян Луцевич, более известный как Янка Купала, который родился неподалеку в деревне Вязынка Молодеченского района. В советское время в 1946 году костёл был закрыт, в здании храма размещался цех завода «Белорусская керамика», к концу XX века здание пришло в аварийное состояние. В 1990 здание было возвращено католикам, началась реставрация костела, которая продолжалась 13 лет. Повторное освящение восстановленного храма состоялось в 2003 году.
Костел Святой Троицы в архитектурном плане представляет собой трёхнефную двухбашенную базилику с полукруглой апсидой, и сакристиями по сторонам от апсиды, накрытый двускатной крышей. В первую очередь в храме внимание привлекают две квадратные в сечении четырёхъярусные башни, декорированные сквозными арочными проемами и завершены шлемовидными куполами с крестами. Боковые фасады ритмично расчленены высокими арочными оконными проемами и широкими пилястрами в простенках. Внутрь храма я не попал, так как он был закрыт.
Проезжая мимо кладбища в Радошковичах сделал фото католической часовни Яна Непамука, построенной из камня в середине XIX века:
Есть в Радошковичах и православный храм. Церковь построена из дерева в 1940-е, состоит она из трех частей: двухъярусной квадратной в плане колокольни, прямоугольного в плане основного объема и граненой апсиды. Все вместе части, ели смотреть сбоку, составляют длинный, вытянутый храм, окрашенный в синий цвет. Синий цвет имеет и крыша церкви. Церковь напомнила мне старые деревянные синие церкви Полесья:
Выехав из Радошковичей я продолжал ехать в направлении Заславля, при этом остановился попить воды возле указателя, перед развилкой дорог у МКАД-2. Глядя на белорусские города на указателе: Гродно, Брест, Минск, Витебск я в тот момент задумался, сколько у меня впереди новых интересных мест. Забегая наперед отмечу, что на момент написания этой статьи все вышеуказанные города я уже посетил на велосипеде, сделал фото их основных достопримечательностей, так что периодически заходите на сайт и читайте новые статьи о достопримечательностях Беларуси:
Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Двигаясь далее по Виленскому тракту за МКАД-2 я в 12:30 оказался возле историко-культурного комплекса «Линия Сталина»:
Любопытно было увидеть храм на холме, а у подножья холма памятник Сталину:
Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» был открыт 30 июня 2005 года к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне на месте оборонительных сооружений исторического Минского укрепрайона, построенных в 1930-е годы, возле границы СССР и Польши. После присоединения в 1939 к СССР Западной Беларуси граница отодвинулась на запад необходимость в «Линии Сталина» отпала, на новой границе СССР началось строительство нового комплекса укреплений, который получил название «Линии Молотова». Но построить его не успели — началась война, в ходе которой боевые действия велись в том числе и на «Линии Сталина». В настоящее время комплекс представляет собой военно-исторический музей под открытым небом, где собрана экспозиция военной техники, артиллерии, танков, авиации, стрелкового оружия. На военной технике можно прокатится, а из военного оружия пострелять. Ниже цены на июль 2020 года, сейчас думаю уже выше, но общее представление об услугах можно получить;
«Линия Сталина» наверно интересный объект для посещения его с сыном, но в том день я комплекс не посещал, так как уже спешил домой, заканчивался отпуск, а на осмотр требовалось много времени. Предполагаю, что сюда я еще вернусь с посещением. Напротив комплекса с обратной стороны от дороги находится горка, на которую я забрался с фотоаппаратом и сделал ряд фото территории Линия Сталина», которые дают общее представление о комплексе. Кого фотографии заинтересуют, тот посетит музей под открытым небом:
От Линии Сталина я продолжил свой путь по Виленскому тракту в сторону Заславля, о нем и будет следующая статья. Не пропустите — в Заславле сохранился ряд интересных достопримечательностей. Там я покажу фото дома с чертями в Ратомке….
Велопутешествие по Беларуси — продолжение:
1.36 — Заславль. Ратомка. Минское море.
1.37 — Высшая точка Беларуси — гора Дзержинская. Дзержинск. Станьково.
1.38 — Столбцы. Новый Свержень.
1.39 — Вольно. Столовичи. Барановичи.