Столбцы. Новый Свержень. Мирский тракт. Велопутешествие по Беларуси -1.38
Велопутешествие по Беларуси — начало:
1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор
1.1 — Старт из Пинска — Ганцевичи — Огаревичи — Минская область (Голынка)
1.2 — Усадебно-парковый ансамбль в Совейках — костел в Медведичах — Ляховичское водохранилище
1.3 — Усадьбы во Флерьяново и Кореневщине, Ляховичи, Потаповичские камни.
1.4 — Усадебно-парковые комплексы в Грушевке и Наче
1.10 — ЗУБР, Ишкольдь, Полонечка, Жуховичи
1.12 — Достопримечательности Мира
1.14 — Щорсы — дворцово-парковый комплекс Хрептовичей
1.16 — Новогрудок — первая столица ВКЛ. Руины замка.
1.17 — Новогрудок — первая столица ВКЛ. Храмы Новогрудка. Адам Мицкевич.
1.18 — Ловчицкая мечеть — Литовка — Вселюб. Самый старый костел Беларуси.
1.19 — Ивье — город четырех религий. Юратишки. Трабы.
1.20 — Гольшаны. Гольшанский замок.
1.23 — Руины в Новоспасске — Сморгонь
1.26 — Островец. Белорусская АЭС
1.35 — Виленский тракт. Красное. Радошковичи. Линия Сталина.
1.36 — Заславль. Ратомка. Минское море.
1.37 — Высшая точка Беларуси — гора Дзержинская. Дзержинск. Станьково.
1.38 — Столбцы. Новый Свержень.
Продолжаю воспоминания о первом велопутешествии по достопримечательностям Беларуси. На одиннадцатый день путешествия, проснувшись на высшей точке Беларуси — горе Дзержинской и посетив в последующем районный центр Дзержинск и Станьково, я через поселок Энергетиков выехал на автомагистраль М1, по которой направился в сторону Столбцов.
М1
М1 — главная автомагистраль Беларуси, связывающая столицу Минск с Брестом и Москвой. На ней имеется широкая техническая полоса с ровным асфальтом, в связи с чем катилось мне по ней на велосипеде хорошо, несмотря на большой поток машин я чувствовал себя в некоторой безопасности. Ехал практически без остановок. Периодически вдоль трассы встречалась дорожная инфраструктура, различные кафешки но они мне были не нужны:
Столбцы
Двигаясь по М1 я пересек границу Дзержинского и Столбцовского районов Минской области и в 13:40 приехал к Столбцам — районному центру на реке Неман с населением около 17000 человек. Въездной знак в город сообщил мне, что Столбцы основаны в 1593 году. Основателем поселения была Галышка Кмитянка — вдова кричевского старосты Николая Слушка, которому эти земли отошли от знаменитого рода Радзивиллов. От Слушков имение перешло Денгофам, затем с 1728 по 1831 Столбцы были центром графства, принадлежали графам Чарторыйским, у которых имение было конфисковано российским правительством за поддержку восстания 1830-31 годов. С 1940 Столбы является районным центром Минской области:
Заехав в Столбцы я направил велосипед в центр города. По дороге увидел интересную церковь — храм Воскресения Христова, построенную из красного кирпича. Храм хоть и новострой, но мне понравился: классические для церкви части интересно оформлены и выглядят неплохо:
Столбцы. Церковь святой Анны
Приехав в центр Столбцов я сразу направился к самому старому из сохранившихся зданий города — церкви святой Анноы, построенной на высоком холме в 1825 на средства владельца Столбцов Адама Чарторыйского. Судя по планировке храм строился как костел, а после восстания был преобразован в церковь. В советское время храм не закрывался, в него свозили иконы с закрытых храмов. В настоящее время церковь также действующая:
В архитектурном плане здание храма прямоугольное в плане, построенное из кирпича в стиле классицизма с элементами барокко, накрыто двухскатной крышей, стены расчленены арочными оконными проемами и нишами. Территория церкви по периметру обнесена оградой из бутового камня:
Церковь расположена на высоком холме, к ней ведет довольно высокая лестница:
Вход на территорию храма осуществляется через встроенную в ограду двухъярусную браму-звонницу, а именно через арку в ней на первом ярусе. На втором ярусе звонницы, в арочных проемах, установлены колокола:
Пройдя через арку в браме на территорию церкви, мне открылся вид на главный фасад, который завершен двухъярусным фигурным фронтоном с вогнутыми боковыми гранями, центральной арочной нишей и двумя парами пилястров по сторонам. Привлекают внимание три иконы на главном фасаде: круглая на верхнем ярусе фронтона, арочная в нише на нижнем ярусе фронтона и квадратная в декорированной квадратной рамке над входом в храм. По бокам расположены два высоких арочных окна, отделенных от центра и угла храма пилястрами:
Осмотрев старый храм я направился кататься по улицам Столбцов, осматривая город. Возле стандартного советского здания Дома Культуры установлен камень в честь годовщины основания Столбцов:
Встретился в городе и интересно оформленный мемориал войнам-итернационалистам от жителей Столбцовского района, с красной звездой по центру, фотографиями и именами погибших при исполнении служебного долга:
Есть в Столбцах и скромный фонтан со сценой:
Увидел я в Столбцах и строящийся католический храм — костел святого Казимира. При этом первый деревянный костел в Столбцах был построен еще в 1624 католиками-доминиканцами на средства владельца имения Александра Слушка. Старый костел был разрушен в 1958, сейчас там территория школы. Обратил внимание, что купол возле строящегося костела одной высоты с башней храма:
Находясь с Солбцах я решил посмотреть и железнодорожную станцию, как потенциальный пункт старта возможных будущих небольших покатушек. От Столбцов относительно недалеко находятся Несвижский и Мирский замки, которые я посетил ранее в ходе этого путешествия и посвятил им на сайте отдельные статьи. Железная дорого Брест-Москва была проложена через Столбцы в 1871 и послужила причиной роста города. Современное здание вокзала было построено позже, в 1926 году, когда Столбцы входили в состав Польши, а построили его за 137 дней:
Неман
Из Столбцов я направился в расположенную неподалеку деревню Новый Свержень, в которой сохранились до наших дней два древних храма и я хотел их увидеть. По дороге к деревне я пересек реку Неман. Ранее, до строительства железной дороги Стобцы был первым значимым речным портом на Немане, с которого по реке сплавлялись корабли с товарами. Кстати, название город Столбцы получил от набережных столбов на берегу Немана, к которым привязывались лодки, чтобы их не унесло течением реки. Сейчас возле Столбцов река не такая широкая и полноводная, как возле посещенного мною ранее Любчанского замка, расположенного на берегу Немана, или тем более в Гродно, но локации возле Немана и здесь интересные:
Новый Свержень
Так как в путешествии меня в первую очередь интересовали древние архитектурные достопримечательности, то деревня Новый Свержень в Столбцовском районе в этом плане для меня оказалось более интересная чем районный центр Столбцы. Первое упоминание деревни Новый Свержень относится к 1568 году, а уже в 1575 она переходит во владение Николая Радзивилла Сиротки, наследие которого в виде двух храмов конца XVI века сохранилось до нашего времени. По дороге к храмам сделал остановку возле какого-то невзрачного, одноэтажного, административного здания (возможно сельсовет), на территории двора которого я увидел скрытый за забором мемориал погибшим в годы второй мировой войны — высеченная в каменной глыбе голова солдата мне понравилась:
Новый Свержень. Костел святых Петра и Павла
Два древних храма конца XVI века в Новом Свержене: католический костел и православная церковь находятся рядом и впечатляют своим возрастом. Костел святых Петра и Павла был построен на средства Николая Радзивилла Сиротки в 1588-1600 годы в стиле ренессанс. Год начала строительства нанесен на главном фасада храма. После подавление восстания 1863 года костел был закрыт, однако по многочисленным просьбам верующих в 1901 возвращен католикам. Повторно храм был закрыт советской властью, во время нахождения в составе СССР древнее здание использовалось в хозяйственных целях, возвращен католикам в 1988, в настоящее время костел действующий:
Храм отличается монументальностью и суровостью, здание костела однобашенное, однонефное, прямоугольное в плане с небольшим, слабовыраженным трансептом и невысокой полукруглой апсидой. Над главным фасадом возвышается массивная, трёхъярусная, квадратная в плане башня. Углы нижнего яруса башни укреплены контрфорсами, грани двух верхних ярусов башни декорированы арочными нишами, во втором ярусе декорированы аркадой с пилястрами. В центральной части стены башни прорезаны арочными проемами. Башню венчает четырёхгранный шатёр с коротким шпилем и крестом. Известно, что раньше башня была выше, однако в 1818 ураган снес крышу и частично разрушил верхнюю часть башни. Вскоре башню восстановили, но сделали ее более низкой. Нижний ярус башни служит притвором храма, а верхние функционируют как колокольня:
Еще издали, на подъезде к храму, костел в Новом Свержене мне своим обликом напомнил храм в Заславле. Оба храма во многом похожи: построены они в конце XVI века в стиле ренессанс с четкими геометрическими формами и имеют высокие башни правильной формы на главном фасаде. Внешне, храм В Новом Свержене очень похож на кальвинистские храмы тех времен постройки, и изначально, подъезжая к храму я предположил, что он, как и храм в Заславле, также строился изначально как кальвинистский собор, а уже позже был позже переделан в костел. Однако в последующем, обходя костел Петра и Павла с разных сторон я обнаружил в НовоСверженском костеле апсиду, не свойственную для кальвинистских соборов того времени. Апсида костела ниже основного объёма и сильно выдвинута за его пределы, накрыта отдельной полукруглой крышей. Радзивилл Сиротка, на средства которого был построен храм был противником протестантских убеждений, которых придерживался его отец Радзилилл Черный, в связи с чем по всей видимости храм в Новом Свержене был построен сразу как католический костел. Территория костела обнесена каменной оградой, оштукатуренной в верхней части:
Внутрь храма я не попал, он был закрыт, но читал что исторический интерьер в нем не сохранился, а современный отличается простотой и скромностью. Надо как-нибудь попасть внутрь, проверить. По территории храма прогулялся:
Новый Свержень. Успенская церковь
Практически в одно время с костелом, в 1590 тот же Николай Радзивилл Сиротка основал в Новом Свержене и униатскую Успенскую церковь, при которой в последующем действовал базилианский монастырь. После закрытия ордена базилиан, униатская церковь была переосвящена в православную. Во время второй мировой войны снарядом был поврежден купол-колокольня и крыша. В советское время церковь, как и костел не действовала. В настоящее время храм действующий Территория церкви, также как и костела огорожена стеной из бутового камня:
В архитектурном плане здание церкви относят к стилю барокко, это однобашенный, прямоугольный в плане храм с прямоугольной апсидой и установленной над притвором квадратной в плане башней. Грани башни декорированы арочными нишами, имитирующими окна, Увенчана башня куполом. Стены древнего храма расчленены арочными окнами в верхней части:
Если в костеле мне запомнилось само ренессансное здание храма, то в церкви в Новом Свержени мне больше всего запомнилась двухъярусная брама-звонница, вмонтированная в стену-ограду. Брама впечатляет своей массивностью и монументальностью. Через толстые стены проема в нижнем ярусе брамы осуществляется проход на территорию церкви, в арочном перекрытии между двух башен второго яруса находятся колокола. Это одна из наиболее понравившихся и запомнившихся мне брам Беларуси:
Руины синагоги
Метрах в 150 от церкви ранее находилась иудейская святыня — синагога. В настоящее время от здания конца XIX века остались лишь скромные руины, сейчас там смотреть нечего:
Бывшая водяная мельница
К югу от древних храмов в Новом Свержене находится здание старой мельницы XIX века:
Если присмотреться, то видно, что от старой мельницы XIX века сохранился лишь нижний, цокольный этаж, сложенный из камня. Все что выше, как я полагаю, надстроено в недалеком прошлом. С одной стороны жаль что здание изменило свой внешний облик, с другой стороны можно поблагодарить людей, которые восстановили то что было, и не дали зданию мельницы разрушится дальше, что например произошло со зданием бывшей синагоги, руины которой я выложил выше:
Преодоление возвышенности с ж/д
После осмотра достопримечательностей Нового Сверженя я планировал вернутся к М1 и решил это сделать по кратчайшей дороге, но ….
… дорога неожиданно закончилась перед высоким и длинным вытянутым насыпным холмом, по вершине которого пролегает железнодорожный путь. Я решил его преодолеть, но насыпь была высокая и очень крутая, в связи с чем преодоление этого препятствия отняло у меня много сил и нервов. Поднимался на вершину и спускался с нее я маленькими шагами, стремясь по ходу движения, чтобы не упасть, упереться ногами для упора хоть за какую-нибудь, пусть и небольшую неровность. Если честно, было немного стрёмно и напряжено, в любой момент нога могла соскользнуть и я мог с велосипедом полететь вниз. При этом я отдельно переносил на вершину вначале велосипед, потом сумки по одной, затем также по отдельности их спускал. Спустив велосипед, я отдышался и решил место переправы запечатлеть себе на память, на фото велосипед уже спущен, сумки лежат на верху, возле железной дороги. Преодолев это препятствие и спустив вниз велосипед и сумки я выпил за один раз всю воду, которая у меня была, не менее литра. Даже сейчас, спустя почти два года, я смотрю на фото и вспоминаю эту переправу, хоть фото и не отражает всю высоту и уклон насыпи:
Старый Мирский тракт
Переправившись через железную дорогу я неожиданно для себя попал на очень интересную дорогу, выложенную из камня и окруженную по сторонам высокими тенистыми деревьями, надвисающими над каменной дорогой:
Как оказалось, я попал на многовековой, выложенный камнем Мирский тракт — участок старой дороги Новый Свержень — Мир, известной еще с XVI века. Ранее, еще до изобретения асфальта, все основные и важные дороги мостили булыжником, и на часть такой сохранившейся дороги я неожиданно для себя и выехал. Об этом Мирском тракте я узнал информацию со щита и табличек, установленных возле дороги:
Место оказалось очень атмосферное. Несмотря на то, что по каменной проезжей части на велосипеде ездить не очень приятно, дорога мне запомнилась своими локациями и атмосферой. На дороге я повстречал пожилого мужчину на велосипеде, который несмотря на возраст и обычный велосипед-фикс, неожиданно для меня поддерживал довольно большую скорость. Мы некоторое время ехали вместе, вначале по булыжникам Мирского тракту, затем по асфальтированной трассе Р2. Мужчина катает без навигатора и смартфона, маршруты строит по старым топографическим советским картам. Мы по дороге довольно активно общались на разные темы, вместе доехали до поворота на Городею, где мужчина свернул в направлении Несвижа, недалеко от которого он проживал, ну а я продолжил далее путь по Р2 на юг. Дорога Мирского тракта мне конечно запомнилась:
Большая Лысица
Двигаясь по Р2 на юг, я пересек границу Столбцовского и Несвижского района. В Несвижском районе я уже был на третий день своего велопутешествия, когда посещал достопримечательности Несвижа и Снова. Возвращаясь домой, на одиннадцатый день путешествия, я снова посетил Несвижский район, при этом отклонился от дороги Р2 и заехал в расположенную в районе деревню Большая Лысица, в которой осмотрел Крестовоздвиженскую церковь построенную из красного кирпича в 1915 году:
Храм имеет каноническую для церквей композицию из четырех объемов: притвора с надстроенной башней-колокольней, трапезной, кубоподобного основного объема-молитвенного зала и прямоугольной апсиды. Интересно выглядят узкие высокие арочные оконные проемы, меняющие свое количество от одного в притворе до трех в основном объеме храма, кроме этого привлекли внимание и колонны на входе (на фото выше):
Храм был открыт, я зашел внутрь церкви. Там все стандартно для православных церквей: интерьер украшает деревянный резной иконостас и иконы:
Зубр на границе областей
Вернувшись с Большой Лысицы на дорогу Р2 я продолжил по ней путь на юг. Около 18:20 я увидел располагающийся на границе Минской и Брестской областей большой металлический зубр, который я также посещал на третий день велопутешествия по Беларуси, и его фото выкладывал в статье на сайте вблизи и с разных ракурсов:
Далее я пересек границу областей и заехал не территорию Барановичского района. О посещенных достопримечательностях Барановичского района и будет следующая статья на сайте. …
Велопутешествие по Беларуси — продолжение:
1.39 — Вольно. Столовичи. Барановичи.
здравствуйте .с новым годом я бы хотел узнать координаты старого мирского тракта очень заинтересовало то место
Спасибо за интерес к сайту. Сейчас дорога бывшего Мирского тракта имеет название Р64. Она идет южнее г.Столбцы вдоль железной дороги Минск-Брест, рядом с ней. Информационные плакаты находятся недалеко от деревни Синява