Столбцы. Новый Свержень. Мирский тракт. Велопутешествие по Беларуси -1.38

Велопутешествие по Беларуси — начало:

1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор

1
Трек первого велопутешествия по Беларуси в Strava

1.1 — Старт из Пинска — Ганцевичи — Огаревичи — Минская область (Голынка)

1.2 — Усадебно-парковый ансамбль в Совейках — костел в Медведичах — Ляховичское водохранилище

1.3 — Усадьбы во Флерьяново и Кореневщине, Ляховичи, Потаповичские камни.

1.4 — Усадебно-парковые комплексы в Грушевке и Наче

1.5 — Клецк

1.6 — Несвиж

1.7 — Несвижский замок

1.8 — Несвижский парк

1.9 — Снов

1.10 — ЗУБР, Ишкольдь, Полонечка, Жуховичи

1.11 — Мирский замок

1.12 — Достопримечательности Мира

1.13 — Кореличский район

1.14 — Щорсы — дворцово-парковый комплекс Хрептовичей

1.15 — Любчанский замок

1.16 — Новогрудок — первая столица ВКЛ. Руины замка.

1.17 — Новогрудок — первая столица ВКЛ. Храмы Новогрудка. Адам Мицкевич.

1.18 — Ловчицкая мечеть — Литовка — Вселюб. Самый старый костел Беларуси.

1.19 — Ивье — город четырех религий. Юратишки. Трабы.

1.20 — Гольшаны. Гольшанский замок.

1.21 Боруны

1.22 — Кревский замок

1.23 — Руины в Новоспасске — Сморгонь

1.24 — Солы — Жупраны

1.25 — Ошмяны

1.26 — Островец. Белорусская АЭС

1.27 — Ворняны

1.28 — Гервяты

1.29 — Михалишки — Нестанишки

1.30 — Свирь — Засвирь

1.31 — Нарочь

1.32 — Мядель

1.33 — Вилейка

1.34 — Молодечно

1.35 — Виленский тракт. Красное. Радошковичи. Линия Сталина.

1.36 — Заславль. Ратомка. Минское море.

1.37 — Высшая точка Беларуси — гора Дзержинская. Дзержинск. Станьково.

1.38 — Столбцы. Новый Свержень.

Продолжаю воспоминания о первом велопутешествии по достопримечательностям Беларуси. На одиннадцатый день путешествия, проснувшись на высшей точке Беларуси — горе Дзержинской и посетив в последующем районный центр Дзержинск и Станьково, я через поселок Энергетиков выехал на автомагистраль М1, по которой направился в сторону Столбцов.

М1

М1
М1

М1 — главная автомагистраль Беларуси, связывающая столицу Минск с Брестом и Москвой. На ней имеется широкая техническая полоса с ровным асфальтом, в связи с чем катилось мне по ней на велосипеде хорошо, несмотря на большой поток машин я чувствовал себя в некоторой безопасности. Ехал практически без остановок. Периодически вдоль трассы встречалась дорожная инфраструктура, различные кафешки но они мне были не нужны:

М1
М1

Столбцы

Двигаясь по М1 я пересек границу Дзержинского и Столбцовского районов Минской области и в 13:40 приехал к Столбцам — районному центру на реке Неман с населением около 17000 человек. Въездной знак в город сообщил мне, что Столбцы основаны в 1593 году. Основателем поселения была Галышка Кмитянка — вдова кричевского старосты Николая Слушка, которому эти земли отошли от знаменитого рода Радзивиллов. От Слушков имение перешло Денгофам, затем с 1728 по 1831 Столбцы были центром графства, принадлежали графам Чарторыйским, у которых имение было конфисковано российским правительством за поддержку восстания 1830-31 годов. С 1940 Столбы является районным центром Минской области:

Столбцы. Въездной знак
Столбцы. Въездной знак

Заехав в Столбцы я направил велосипед в центр города. По дороге увидел интересную церковь — храм Воскресения Христова, построенную из красного кирпича. Храм хоть и новострой, но мне понравился: классические для церкви части интересно оформлены и выглядят неплохо:

Столбцы. Храм Воскресения Христова
Столбцы. Храм Воскресения Христова

Столбцы. Церковь святой Анны

Приехав в центр Столбцов я сразу направился к самому старому из сохранившихся зданий города — церкви святой Анноы, построенной на высоком холме в 1825 на средства владельца Столбцов Адама Чарторыйского. Судя по планировке храм строился как костел, а после восстания был преобразован в церковь. В советское время храм не закрывался, в него свозили иконы с закрытых храмов. В настоящее время церковь также действующая:

Столбцы. Церковь святой Анны (1825)
Столбцы. Церковь святой Анны (1825)

В архитектурном плане здание храма прямоугольное в плане, построенное из кирпича в стиле классицизма с элементами барокко, накрыто двухскатной крышей, стены расчленены арочными оконными проемами и нишами. Территория церкви по периметру обнесена оградой из бутового камня:

Столбцы. Церковь святой Анны (1825)
Столбцы. Церковь святой Анны (1825)

Церковь расположена на высоком холме, к ней ведет довольно высокая лестница:

Столбцы. Церковь святой Анны (1825)
Столбцы. Церковь святой Анны (1825)

Вход на территорию храма осуществляется через встроенную в ограду двухъярусную браму-звонницу, а именно через арку в ней на первом ярусе. На втором ярусе звонницы, в арочных проемах, установлены колокола:

Столбцы. Церковь святой Анны (1825)
Столбцы. Церковь святой Анны (1825)

Пройдя через арку в браме на территорию церкви, мне открылся вид на главный фасад, который завершен двухъярусным фигурным фронтоном с вогнутыми боковыми гранями, центральной арочной нишей и двумя парами пилястров по сторонам. Привлекают внимание три иконы на главном фасаде: круглая на верхнем ярусе фронтона, арочная в нише на нижнем ярусе фронтона и квадратная в декорированной квадратной рамке над входом в храм. По бокам расположены два высоких арочных окна, отделенных от центра и угла храма пилястрами:

Столбцы. Церковь святой Анны (1825)
Столбцы. Церковь святой Анны (1825)

Осмотрев старый храм я направился кататься по улицам Столбцов, осматривая город. Возле стандартного советского здания Дома Культуры установлен камень в честь годовщины основания Столбцов:

Столбцы. Дом Культуры. Камень в честь годовщины основания города
Столбцы. Дом Культуры. Камень в честь годовщины основания города

Встретился в городе и интересно оформленный мемориал войнам-итернационалистам от жителей Столбцовского района, с красной звездой по центру, фотографиями и именами погибших при исполнении служебного долга:

Столбцы. Мемориал воинам-интернационалистам
Столбцы. Мемориал воинам-интернационалистам

Есть в Столбцах и скромный фонтан со сценой:

Столбцы. Фонтан
Столбцы. Фонтан

Увидел я в Столбцах и строящийся католический храм — костел святого Казимира. При этом первый деревянный костел в Столбцах был построен еще в 1624 католиками-доминиканцами на средства владельца имения Александра Слушка. Старый костел был разрушен в 1958, сейчас там территория школы. Обратил внимание, что купол возле строящегося костела одной высоты с башней храма:

Столбцы. Строящийся костел святого Казимира
Столбцы. Строящийся костел святого Казимира

Находясь с Солбцах я решил посмотреть и железнодорожную станцию, как потенциальный пункт старта возможных будущих небольших покатушек. От Столбцов относительно недалеко находятся Несвижский и Мирский замки, которые я посетил ранее в ходе этого путешествия и посвятил им на сайте отдельные статьи. Железная дорого Брест-Москва была проложена через Столбцы в 1871 и послужила причиной роста города. Современное здание вокзала было построено позже, в 1926 году, когда Столбцы входили в состав Польши, а построили его за 137 дней:

Столбцы. Железнодорожный вокзал
Столбцы. Железнодорожный вокзал

Неман

Из Столбцов я направился в расположенную неподалеку деревню Новый Свержень, в которой сохранились до наших дней два древних храма и я хотел их увидеть. По дороге к деревне я пересек реку Неман. Ранее, до строительства железной дороги Стобцы был первым значимым речным портом на Немане, с которого по реке сплавлялись корабли с товарами. Кстати, название город Столбцы получил от набережных столбов на берегу Немана, к которым привязывались лодки, чтобы их не унесло течением реки. Сейчас возле Столбцов река не такая широкая и полноводная, как возле посещенного мною ранее Любчанского замка, расположенного на берегу Немана, или тем более в Гродно, но локации возле Немана и здесь интересные:

Река Неман
Река Неман
Мост через реку Неман
Мост через реку Неман

Новый Свержень

Так как в путешествии меня в первую очередь интересовали древние архитектурные достопримечательности, то деревня Новый Свержень в Столбцовском районе в этом плане для меня оказалось более интересная чем районный центр Столбцы. Первое упоминание деревни Новый Свержень относится к 1568 году, а уже в 1575 она переходит во владение Николая Радзивилла Сиротки, наследие которого в виде двух храмов конца XVI века сохранилось до нашего времени. По дороге к храмам сделал остановку возле какого-то невзрачного, одноэтажного, административного здания (возможно сельсовет), на территории двора которого я увидел скрытый за забором мемориал погибшим в годы второй мировой войны — высеченная в каменной глыбе голова солдата мне понравилась:

Новый Свержень. Мемориал жертвам второй мировой войны
Новый Свержень. Мемориал жертвам второй мировой войны

Новый Свержень. Костел святых Петра и Павла

Два древних храма конца XVI века в Новом Свержене: католический костел и православная церковь находятся рядом и впечатляют своим возрастом. Костел святых Петра и Павла был построен на средства Николая Радзивилла Сиротки в 1588-1600 годы в стиле ренессанс. Год начала строительства нанесен на главном фасада храма. После подавление восстания 1863 года костел был закрыт, однако по многочисленным просьбам верующих в 1901 возвращен католикам. Повторно храм был закрыт советской властью, во время нахождения в составе СССР древнее здание использовалось в хозяйственных целях, возвращен католикам в 1988, в настоящее время костел действующий:

Новый Свержень. Костел святых Петра и Павла
Новый Свержень. Костел святых Петра и Павла (1588-1600)

Храм отличается монументальностью и суровостью, здание костела однобашенное, однонефное, прямоугольное в плане с небольшим, слабовыраженным трансептом и невысокой полукруглой апсидой. Над главным фасадом возвышается массивная, трёхъярусная, квадратная в плане башня. Углы нижнего яруса башни укреплены контрфорсами, грани двух верхних ярусов башни декорированы арочными нишами, во втором ярусе декорированы аркадой с пилястрами. В центральной части стены башни прорезаны арочными проемами. Башню венчает четырёхгранный шатёр с коротким шпилем и крестом. Известно, что раньше башня была выше, однако в 1818 ураган снес крышу и частично разрушил верхнюю часть башни. Вскоре башню восстановили, но сделали ее более низкой. Нижний ярус башни служит притвором  храма, а верхние функционируют как колокольня:

Новый Свержень. Костел святых Петра и Павла
Новый Свержень. Костел святых Петра и Павла (1588-1600)

Еще издали, на подъезде к храму, костел в Новом Свержене мне своим обликом напомнил храм в Заславле. Оба храма во многом похожи: построены они в конце XVI века в стиле ренессанс с четкими геометрическими формами и имеют высокие башни правильной формы на главном фасаде. Внешне, храм В Новом Свержене очень похож на кальвинистские храмы тех времен постройки, и изначально, подъезжая к храму я предположил, что он, как и храм в Заславле, также строился изначально как кальвинистский собор, а уже позже был позже переделан в костел. Однако в последующем, обходя костел Петра и Павла с разных сторон я обнаружил в НовоСверженском костеле апсиду, не свойственную для кальвинистских соборов того времени. Апсида костела ниже основного объёма и сильно выдвинута за его пределы, накрыта отдельной полукруглой крышей. Радзивилл Сиротка, на средства которого был построен храм был противником протестантских убеждений, которых придерживался его отец Радзилилл Черный, в связи с чем по всей видимости храм в Новом Свержене был построен сразу как католический костел. Территория костела обнесена каменной оградой, оштукатуренной в верхней части:

Новый Свержень. Костел святых Петра и Павла
Новый Свержень. Костел святых Петра и Павла (1588-1600)

Внутрь храма я не попал, он был закрыт, но читал что исторический интерьер в нем не сохранился, а современный отличается простотой и скромностью. Надо как-нибудь попасть внутрь, проверить. По территории храма прогулялся:

Новый Свержень. Костел святых Петра и Павла
Новый Свержень. Костел святых Петра и Павла. Территория храма

Новый Свержень. Успенская церковь

Практически в одно время с костелом, в 1590 тот же Николай Радзивилл Сиротка основал в Новом Свержене и униатскую Успенскую церковь, при которой в последующем действовал базилианский монастырь. После закрытия ордена базилиан, униатская церковь была переосвящена в православную. Во время второй мировой войны снарядом был поврежден купол-колокольня и крыша. В советское время церковь, как и костел не действовала. В настоящее время храм действующий Территория церкви, также как и костела огорожена стеной из бутового камня:

Новый Свержень. Успенская церковь (1590)
Новый Свержень. Успенская церковь (1590)

В архитектурном плане здание церкви относят к стилю барокко, это однобашенный, прямоугольный в плане храм с прямоугольной апсидой и установленной над притвором квадратной в плане башней. Грани башни декорированы арочными нишами, имитирующими окна, Увенчана башня куполом. Стены древнего храма расчленены арочными окнами в верхней части:

200711-144835
Новый Свержень. Успенская церковь (1590)
Новый Свержень. Успенская церковь
Новый Свержень. Успенская церковь (1590)
Новый Свержень. Успенская церковь
Новый Свержень. Успенская церковь (1590)

Если в костеле мне запомнилось само ренессансное здание храма, то в церкви в Новом Свержени мне больше всего запомнилась двухъярусная брама-звонница, вмонтированная в стену-ограду. Брама впечатляет своей массивностью и монументальностью. Через толстые стены проема в нижнем ярусе брамы осуществляется проход на территорию церкви, в арочном перекрытии между двух башен второго яруса находятся колокола. Это одна из наиболее понравившихся и запомнившихся мне брам Беларуси:

Новый Свержень. Успенская церковь
Новый Свержень. Успенская церковь. Брама

Руины синагоги

Метрах в 150 от церкви ранее находилась иудейская святыня — синагога. В настоящее время от здания конца XIX века остались лишь скромные руины, сейчас там смотреть нечего:

Новый Свержень. Руины синагоги
Новый Свержень. Руины синагоги (XIX)

Бывшая водяная мельница

К югу от древних храмов в Новом Свержене находится здание старой мельницы XIX века:

Новый Свержень. Водяная мельница
Новый Свержень. Водяная мельница (XIX)
Новый Свержень. Водяная мельница
Новый Свержень. Водяная мельница (XIX)

Если присмотреться, то видно, что от старой мельницы XIX века сохранился лишь нижний, цокольный этаж, сложенный из камня. Все что выше, как я полагаю, надстроено в недалеком прошлом. С одной стороны жаль что здание изменило свой внешний облик, с другой стороны можно поблагодарить людей, которые восстановили то что было, и не дали зданию мельницы разрушится дальше, что например произошло со зданием бывшей синагоги, руины которой я выложил выше:

Новый Свержень. Водяная мельница
Новый Свержень. Водяная мельница (XIX)

Преодоление возвышенности с ж/д

После осмотра достопримечательностей Нового Сверженя я планировал вернутся к М1 и решил это сделать по кратчайшей дороге, но ….

… дорога неожиданно закончилась перед высоким и длинным вытянутым насыпным холмом, по вершине которого пролегает железнодорожный путь. Я решил его преодолеть, но насыпь была высокая и очень крутая, в связи с чем преодоление этого препятствия отняло у меня много сил и нервов. Поднимался на вершину и спускался с нее я маленькими шагами, стремясь по ходу движения, чтобы не упасть, упереться ногами для упора хоть за какую-нибудь, пусть и небольшую неровность. Если честно, было немного стрёмно и напряжено, в любой момент нога могла соскользнуть и я мог с велосипедом полететь вниз. При этом я отдельно переносил на вершину вначале велосипед, потом сумки по одной, затем также по отдельности их спускал. Спустив велосипед, я отдышался и решил место переправы запечатлеть себе на память, на фото велосипед уже спущен, сумки лежат на верху, возле железной дороги. Преодолев это препятствие и спустив вниз велосипед и сумки я выпил за один раз всю воду, которая у меня была, не менее литра. Даже сейчас, спустя почти два года, я смотрю на фото и вспоминаю эту переправу, хоть фото и не отражает всю высоту и уклон насыпи:

200711-152815

Старый Мирский тракт

Переправившись через железную дорогу я неожиданно для себя попал на очень интересную дорогу, выложенную из камня и окруженную по сторонам высокими тенистыми деревьями, надвисающими над каменной дорогой:

Мирский тракт
Мирский тракт

Как оказалось, я попал на многовековой, выложенный камнем Мирский тракт — участок старой дороги Новый Свержень — Мир, известной еще с XVI века. Ранее, еще до изобретения асфальта, все основные и важные дороги мостили булыжником, и на часть такой сохранившейся дороги я неожиданно для себя и выехал. Об этом Мирском тракте я узнал информацию со щита и табличек, установленных возле дороги:

Мирский тракт
Мирский тракт
Мирский тракт
Мирский тракт
Мирский тракт
Мирский тракт
Мирский тракт
Мирский тракт

Место оказалось очень атмосферное. Несмотря на то, что по каменной проезжей части на велосипеде ездить не очень приятно, дорога мне запомнилась своими локациями и атмосферой. На дороге я повстречал пожилого мужчину на велосипеде, который несмотря на возраст и обычный велосипед-фикс, неожиданно для меня поддерживал довольно большую скорость. Мы некоторое время ехали вместе, вначале по булыжникам Мирского тракту, затем по асфальтированной трассе Р2. Мужчина катает без навигатора и смартфона, маршруты строит по старым топографическим советским картам. Мы по дороге довольно активно общались на разные темы, вместе доехали до поворота на Городею, где мужчина свернул в направлении Несвижа, недалеко от которого он проживал, ну а я продолжил далее путь по Р2 на юг. Дорога Мирского тракта мне конечно запомнилась:

Мирский тракт
Мирский тракт

Большая Лысица

Двигаясь по Р2 на юг, я пересек границу Столбцовского и Несвижского района. В Несвижском районе я уже был на третий день своего велопутешествия, когда посещал достопримечательности Несвижа и Снова. Возвращаясь домой, на одиннадцатый день путешествия, я снова посетил Несвижский район, при этом отклонился от дороги Р2 и заехал в расположенную в районе деревню Большая Лысица, в которой осмотрел Крестовоздвиженскую церковь построенную из красного кирпича в 1915 году:

Большая Лысица. Крестовоздвиженская церковь
Большая Лысица. Крестовоздвиженская церковь (1915)

Храм имеет каноническую для церквей композицию из четырех объемов: притвора с надстроенной башней-колокольней, трапезной, кубоподобного основного объема-молитвенного зала и прямоугольной апсиды. Интересно выглядят узкие высокие арочные оконные проемы, меняющие свое количество от одного в притворе до трех в основном объеме храма, кроме этого привлекли внимание и колонны на входе (на фото выше):

Большая Лысица. Крестовоздвиженская церковь
Большая Лысица. Крестовоздвиженская церковь (1915)

Храм был открыт, я зашел внутрь церкви. Там все стандартно для православных церквей: интерьер украшает деревянный резной иконостас и иконы:

Большая Лысица. Крестовоздвиженская церковь
Большая Лысица. Крестовоздвиженская церковь (1915). Интерьер

Зубр на границе областей

Вернувшись с Большой Лысицы на дорогу Р2 я продолжил по ней путь на юг. Около 18:20 я увидел располагающийся на границе Минской и Брестской областей большой металлический зубр, который я также посещал на третий день велопутешествия по Беларуси, и его фото выкладывал в статье на сайте вблизи и с разных ракурсов:

Зубр на границе областей
Зубр на границе областей

Далее я пересек границу областей и заехал не территорию Барановичского района. О посещенных достопримечательностях Барановичского района и будет следующая статья на сайте. …

Велопутешествие по Беларуси — продолжение:

1.39 — Вольно. Столовичи. Барановичи.

1.40 — Павлиново. Ивацевичи. Финиш в Пинске.

Дмитрий, LDD.by

Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. Руслан Лира:

    здравствуйте .с новым годом я бы хотел узнать координаты старого мирского тракта очень заинтересовало то место

    • Дмитрий Ленковец:

      Спасибо за интерес к сайту. Сейчас дорога бывшего Мирского тракта имеет название Р64. Она идет южнее г.Столбцы вдоль железной дороги Минск-Брест, рядом с ней. Информационные плакаты находятся недалеко от деревни Синява

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *