Вольно. Столовичи. Барановичи. Велопутешествие по Беларуси -1.39
Велопутешествие по Беларуси — начало:
1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор
1.1 — Старт из Пинска — Ганцевичи — Огаревичи — Минская область (Голынка)
1.2 — Усадебно-парковый ансамбль в Совейках — костел в Медведичах — Ляховичское водохранилище
1.3 — Усадьбы во Флерьяново и Кореневщине, Ляховичи, Потаповичские камни.
1.4 — Усадебно-парковые комплексы в Грушевке и Наче
1.10 — ЗУБР, Ишкольдь, Полонечка, Жуховичи
1.12 — Достопримечательности Мира
1.14 — Щорсы — дворцово-парковый комплекс Хрептовичей
1.16 — Новогрудок — первая столица ВКЛ. Руины замка.
1.17 — Новогрудок — первая столица ВКЛ. Храмы Новогрудка. Адам Мицкевич.
1.18 — Ловчицкая мечеть — Литовка — Вселюб. Самый старый костел Беларуси.
1.19 — Ивье — город четырех религий. Юратишки. Трабы.
1.20 — Гольшаны. Гольшанский замок.
1.23 — Руины в Новоспасске — Сморгонь
1.26 — Островец. Белорусская АЭС
1.35 — Виленский тракт. Красное. Радошковичи. Линия Сталина.
1.36 — Заславль. Ратомка. Минское море.
1.37 — Высшая точка Беларуси — гора Дзержинская. Дзержинск. Станьково.
1.38 — Столбцы. Новый Свержень.
1.39 — Вольно. Столовичи. Барановичи.
Брестская область
Продолжаю воспоминания о первом велопутешествии по достопримечательностям Беларуси. На одиннадцатый день путешествия, проснувшись в палатке на высшей точке Беларуси — горе Дзержинской и посетив достопримечательности Дзержинска, Станьково, Столбцов, Нового Сверженя, а также иные достопримечательности Дзержинского, Столбцовского и частично Несвижского районов, я в 18:22, по трассе Р2, приехал на границу Минской и Брестской областей. Возле знака при въезде в Брестскую область сделал фото на память. Въездной знак простой: на нем название и герб области с зубром:
Зубр на границе двух областей
Продолжая движение по Р2, когда деревья возле дороги расступились, я увидел еще одного зубра, а именно расположенного на границе двух областей символа Брестской области — металлического зубра, которого я посетил на третий день велопутешествия. Въехав на территорию Брестской области, после более недели отсутствия, я почувствовал как будто вернулся в родные края, хоть до Пинска — города, в котором я живу оставалось более 200 километров пути. Зубр, хоть и располагался на некотором расстоянии, за магистралью М1, но возвышался над полями и даже издалека смотрелся очень эффектно:
По дороге взглянул на остатки усадьбы Рдултовских возле деревни Нижнее Чернихово:
Несмотря на то, что я спешил домой (заканчивалось время отпуска), решил свернуть с прямой дороги на Барановичи, чтобы увидеть храмы Барановичского района в деревнях Вольно и Столовичи, про которые ранее слышал, но никогда не видел. С этой целью я свернул с Р2, пересек М1 и направился в сторону Вольно:
Вольно
Вольно — деревня известная с 1573 года, когда она принадлежала Ходкевичам и на то время в ней уже был деревянный храм. В последствии деревянная церковь несколько раз обновлялась, в 1632 при храме владельцем Вольно Криштофом Каменским и его женой Еленой Друцкой Горской был основан униатский базилианский Свято-Троицкий монастырь, который существовал до 1839. В 1768 по приказу Михаила Домысловского старый деревянный униатский храм был снесен, а на его месте построен новый базилианский униатский храм, который сохранился да наших дней, спрятавшись на возвышении среди деревьев бывшего усадебного парка. Катаясь по Вольно в поисках храма вначале я увидел из-за деревьев его двухскатную зеленую крышу крышу с закруглением над апсидой и золотые купола на зеленых барабанах: два купола на башнях на главном фасаде и один над алтарной частью:
В 1839 базилианский монастырь в Вольно был закрыт российскими властями, после чего, в 1940 в его зданиях разместился женский православный монастырь, который перебрался сюда с Новогрудского Борисоглебского монастыря. Женский монастырь просуществовал до 1873 года., после закрытия монахини были переведены в Минский Преображенский монастырь. Монастырский корпус до наших дней не сохранился. Храм в Вольно в 1895 году освятили в православную церковь.
Подъехав к храму я увидел его интересный и красивый главный фасад, силуэт которого живописен и неповторим. Главный фасад храма решен вогнуто-выпуклой волнообразной плоскостью, разделенной тонкопрофильным карнизом на два яруса. Силуэт верхнего яруса создают две восьмигранные башни с круглыми окнами сверху, увенчанные луковичными главками и крестами. Башни по центру объединены пластичным щитом (щипцом) плавного вогнуто-выгнутого силуэта. Нижний ярус декорирован тонкими пилястрами и стрельчатыми нишами, укреплен по углам и в центре ступенчатыми контрфорсами, При этом угловые контрфорсы расположены под углом 45 от плоскости главного фасада, что напомнило мне самый старый из неперестроенных костелов Беларуси, храм в Ишкольди, построенный в стиле готики еще до 1472 года. Многоступенчатые контрфорсы, узкие вытянутые ниши и пучки пилястр на главном фасаде усиливают вертикальность композиции:
В архитектурном плане храм сочетает черты виленского барокко и рококо. Элементом рококо например являются лепные вазы венчающие контфорсы главного фасада. Наиболее ярким проявлением рококо является сохранившееся на главном фасаде храма интересное рельефное лепное панно: картуш из листьев аканта с короной и воинской атрибутикой:
Здание Троицкой церкви в Вольно представляет собой трехнефную, двухбашенную базилику, с объёмно выделенным трансептом, и полукруглой апсидой, по обе стороны от которой симметрично расположены более низкие сакристии. Стены храма рассечены разными по размерам и форме оконными проемами. Торцы трансептов завершены щитами криволинейной формы, как и на главном фасаде. Здание храма в Вольное большое, расположено вблизи деревьев усадебного парка и заборов, поэтому за исключением главного фасада сделать снимок целого храма для меня, не имея широкоугольного объектива, оказалось затруднительно. Поэтому пытаясь максимально подчеркнуть архитектуру храма, сделал ряд фото здания с разных ракурсов:
Храм был открыт, поэтому зашел внутрь и с удовольствием посмотрел интерьер церкви, который насыщен архитектурной и декоративной пластикой, лепкой в стиле рококо. Три нефа перекрыты цилиндрическими сводами. Центральный неф от апсиды отделен каменной перегородкой в виде плавно вытянутого антаблемента, части которого выступают из боковых стен апсиды и упираются на две колонны и настенные пилястры. В завершении перегородки находятся две группы ангелов. Деревянный двухъярусный иконостас сделан в 1985 в русском стеле. На балдахине несвойственного для православных церквей амвона, доставшегося православным в наследство от униатского базилианского храма, возвышается статуя Моисея. В самом храме находится несколько икон, относящихся к XVIII веку. В церкви, на время моего посещения присутствовал священник, который оказался добродушным и открытым для разговора человеком, что не всегда свойственно православным священникам. Священник Троицкой церкви в Вольно не только разрешил осмотреть и сфотографировать храм, но мы с ним пообщались про жизнь и по поводу истории храма, было интересно, подчеркнул для себя ряд интересных фактов:
Храм в Вольно мне запомнился и понравился, предполагаю, что я его еще посещу.
Столовичи
От Вольно я направился в сторону Столовичей. По дороге под деревьями переждал небольшой, но достаточно сильный дождь. Столовичи — один из древнейших населённых пунктов Барановичского района, района, известный еще с XIV века, когда местечко входило в состав Великого княжества Литовского. Известно, что в XV веке Столовичи принадлежали Немиру Разановичу, а с XVI века были в собственности рода Радзивиллов.
Столовичи. Церковь Александра Невского — единственный храм Мальтийского ордена на Беларуси
Первым владельцем Столовичей из рода Радзивиллов был Николай Радзивилл Сиротка. Его сын Сигизмунд Кароль Радзивилл в 1612, во время учебы в Болони, в Италии, вступил в рыцарский Мальтийский орден. Николай Сиротка поддержал сына и основал для него в Столовичах командорию этого ордена, при этом построил для ордена первый деревянный костел. В XVII-XVIII века Столовичи были центром рыцарства Мальтийского ордена на территории Беларуси. Первым командором Мальтийского ордена в Беларуси был Сигизмунд Кароль Радзивилл. Закрыт орден на территории Российской империи в 1817.
Мальтийский орден — старейший рыцарский католический орден в мире, основанный в 12 веке в Иерусалиме во время крестовых походов. Первоначальные цели ордена — опека над госпиталем, за что рыцарей называли госпитальерами, а также борьба за удержание святой Иерусалимской земли за христианами. В 1530 под натиском турков Османской империи рыцари-госпитальеры переехали на Мальту, откуда пошло и название ордена. Мальтийский орден стал аванпостом христианских держав в борьбе против Османской империи, его рыцари в Средиземное море защищали христиан от турков. С 18 века цели ордена сменились на просветительские.
В 1639 по приказу командора Мальтийского ордена Сигизмунда Кароля Радзивилла в Столовичах для рыцарей ордена на месте деревянного костела была возведена Латеранская часовня с привезенной из Италии скульптурой Божьей матери Ларетанской и деревянный госпиталь. В 1740 году по инициативе его последователя командора Мальтийского ордена М. Домбровского началось строительство каменного храма по проекту архитектора Иосифа Фонтана в стиле виленского барокко. Костел был освящен во имя святого Иоанна Крестителя, как главный храм командории Мальтийского ордена в Беларуси. В общий объем храма в качестве пресвитерия была включена часовня 1639 года. В 1743 году архитектор Иоганн Глаубинц доработал проект и завершил строительство. В 1746 году костёл был открыт для прихожан. В 1863 году храм был перестроен в православную Успенскую церковь. Храм сохранился до наших дней, в настоящее время в здании размещается православная церковь, освященная во имя Александра Невского.
В архитектурном плане бывший храм Мальтийского ордена представляет собой трехнефную двухбашенную базилику с более низким пресвитерием и боковыми сакристиями. Главный фасад с двумя башнями по краям расчленен карнизами на 3 яруса. Основной декоративный мотив — пилястры. Вход оформлен 4 полуколоннами:
Боковые фасады расчленены арочными оконными проемами и пилястрами:
Возле храма установлен памятный знак о произошедшей в 1771 под Столовичами битве, в ходе которой российские войска под командованием А.В. Суворова одержали победу над войсками Речи Посполитой, под командованием великого гетмана Великого княжества Литовскго М.К. Огинского.
Столовичи. Костел Сердца Иисуса
Есть в небольших Столовичах и еще один интересный храм, который хоть и моложе храма Мальтийского ордена, но тоже интересный, его я и поехал смотреть после осмотра церкви Александра Невского:
Так как католический костел Мальтийского ордена в Столовичах во время нахождения в составе Российской империи после восстания 1863 года был закрыт российскими властями и превращен в православную церковь, а строительство новых костелов было запрещено, то местные верующие католики остались без храма. Возможность построения своего храма они получили после указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» изданного в 1905 году, чем и воспользовались. Современный костел Святого Сердца Иисуса построен в 1907—1911 годах в стиле неоготики на средства прихожан-католиков Столовичей. В советское время храм не закрывался. В настоящее время котел действующий и украшает Столовичи:
Храм представляет собой трёхнефную однобашенную базилику с небольшой полукруглой апсидой. Прямоугольный в плане основной объём накрыт общей двускатной крышей, расчлененной треугольными оконными проемами с высокими фиалами в завершении. Доминантой архитектурной композиции костела является двухъярусная (восьмерик на четверик) колокольня, завершённая высоким шпилем с крестом. Костел на закате смотрелся красиво и таинственно:
Главный вход выполнен в виде портала с контрфорсами по бокам:
Боковые фасады расчленены стрельчатыми проёмами и контрфорсами в простенках и по углам стен:
Припарковав велосипед возле костела я, как обычно, обходил храм с разных сторон, осматривая его архитектуру и делая фото с разных ракурсов, В это время ко мне подошла женщина, верующая прихожанка, которая как выяснилось в тот день была дежурной по костелу, которая сама, несмотря на то, что храм был закрыт предложила мне зайти внутрь, за что ей большое спасибо. Я разумеется согласился, подождал, пока женщина сходит за ключом и откроет храм, после чего прошел внутрь и осмотрел интерьер костела. Находясь внутри я сделал несколько фото интерьера, которыми делюсь с вами. Костел в Столовичах внутри может и не самый богатый, но уютный:
В интерьере выделяется деревянный алтарь в готических формах, в центре которого в стрельчатой нише находится деревянная скульптура Христа:
Наибольший интерес во мне вызвал боковой алтарь, он очень необычен и уникален — таких больше в Беларуси я не видел:
Барановичи
Осмотрев храмы в Столовичах я направился в районный центр — город Барановичи — второй по величине город Брестской области с населением около 180 тысяч человек. Город основан в 1871, после прокладки железной дороги Брест-Москва, которая и дала толчок его развитию. Паровоз изображен на гербе Баранович, который я увидел на въездном знаке в город. Перед въездом в Барановичи я размышлял, заезжать мне а город или нет, так уже было поздно — на часах 21:45, и надо было думать о ночевке, да и памяти на флешке для фото у меня почти не осталось. Принимая во внимание, что главными объектами моего первого велопутешествия стали старые архитектурные строения, то я решил заехать в Барановичи посмотреть только самые старые храмы города, после чего выезжать из него. По дороге к храмам в Барановичах я более фото не делал, планируя как-нибудь посетить этот город на более длительное время и осмотреть его не спеша:
Барановичи. Покровский собор
В 22:05 я был у ограды старейшего из существующих православных храмов в Барановичах — Покровского собора, построенного в 1924-1931 годы по проекту архитектора Николая Оболонского на месте сгоревшей деревянной церкви. Пишут, что это крупнейший в Белоруссии памятник архитектуры неоклассицизма. Собор был окружен забором, вход на территорию был закрыт, поэтому я осмотрел храм только внешне, сделал фото из-за ограды. Уже было темно, поэтому света на фото вытягивал при их обработке:
Через забор был виден лишь главный фасад храма, доминантой которого является квадратная в плане трёхъярусная колокольня, увенчанная полусферическим куполом с высоким шпилем и по углам декорированная спаренными колоннами. Монументальные четырёхстолпные портики с трёхугольными фронтонами украшают фасады собора, оформляя собой входы в храм. Слышал, что высокую художественную ценность имеют мозаичные украшения собора, перевезенные сюда из закрытого храма в Варшаве, но я их не видел, так как Покровский собор в Барановичах на время моего посещения был закрыт, что не удивительно, если принять во внимание время в которое я к нему подъехал. Будет повод вернуться:
Барановичи. Крестовоздвиженский костел
От православного собора в Барановичах я переместился к католическому костелу. Крестовоздвиженский костел в Барановичах был построен в 1924 году из дерева в архитектурном стиле эклектика, который характерезуется смешением разных стилей, в частности в Барановичском костеле в композиции использованы приёмы готики, барокко и классицизма. Крестовоздвиженский храм представляет собой трехнефное, прямоугольное в плане здание, без трансепта с пятигранной апсидой. Главный неф накрыт двускатной крышей в которую над главным фасадом врезан восьмигранный барабан с фигурной башенкой увенчанной высоким узким шпилем с крестом. К алтарной части пристроена невысокая сакристия, нарушающая симметрию здания:
Главный вход оформлен портиком с высоким треугольным фронтоном:
Ночевка в палатке в Барановичах
Пока я осматривал старые храмы Барановичей на улице совсем стемнело, при этом начался дождь. Я прячась от дождя поехал в сторону железнодорожного вокзала, где под навесом пережидал дождь, смотря на прибывающие на вокзал и отправляющиеся с вокзала поезда. В какой-то момент подошел и дизель, на котором я мог бы с одной пересадкой доехать домой, в Пинск. Учитывая, что на тот момент на улице был ливень, при этом уже было поздно и темно, а я находился в центре достаточно большого и многолюдного города, был очень большой соблазн не мокнуть, не думать как ночью в мокрую погоду найти себе место для ночевки, а запрыгнуть в этот дизель и сухим спокойно доехать домой. Но преодолев соблазн, я принял решение, несмотря ни на что, свое первое путешествие закончить своим ходом на велосипеде там, где я его и начал, то есть возле дома. Поэтому когда дождь утих, я направился к выезду из города. Так как уже было очень поздно, мне необходимо было найти место под палатку. По дороге я осматривался по сторонам, и увидев в черте города посадку каких-то деревьев и кустарников я свернул к ним, а проехав некоторое расстояние, остановился, осмотрелся и поставил палатку на траве в кустах возле какого-то предприятия c одной стороны и гаражей с другой, велосипед спрятал рядом с палаткой в кустах. Это был один из редких случаев в моих одиночных велопутешествиях, когда я я ехал до упора, пока на улице совсем не стемнело, и ставил палатку лишь бы где, просто потому что надо. Обычно я так не делаю и вам не советую. Желательно палатку устанавливать при свете дня, предварительно осмотрев прилегающую территорию и подготовив место под под палатку/ Практически всю ночь и утро шел дождь, с утра было очень сыро и зябко, не хотелось выбираться из палатки, но я пересилил себя, приготовил кофе, сделал снимок палатки на месте ночевки:
Дождь успокоился только к 11:00, тогда я собрался и поехал из Барановичей в Пинск. Дороге домой и посещенным по пути достопримечательностям и будет посвящена следующая статья на сайте.