Свято-Михайловский родник, камень-следовик, усадьба Пузынов в Гремяче. Велопутешествие по Беларуси 2.10

Велопутешествие по Беларуси — начало:

1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор

2 — Второе велопутешествие по Беларуси. Западная Беларусь: обзор

Трек второго велопутешествия по Беларуси (Западная Беларусь)
Трек второго велопутешествия по Беларуси (Западная Беларусь) в Strava

2.1 — Иваново

2.2 — Дрогичин. Перковичи

2.3 — Закозель. Часовня-усыпальница рода Ожешко. Людвиново. Воловель. Антополь

2.4 — Кобрин

2.5 — Здитово. Жабинка. Збироги. Хмелево. Самый старый деревянный храм Беларуси

2.6 — Чернавчицы. Вистычи. Скоки

2.7 — Брест. Брестская крепость. Ьерестье. Брест.

2.8 — Брест Часть 2

Малорита. Самый старый дуб Беларуси. Хотислав.

2.9 — Котельня-Боярская. Сычи. Раковица. Малые Малые Щитники. Вельямовичи. Река Пульва

2.10 — Свято-Михайловский родник, камень-следовик, усадьба Пузынов в Гремяче

Река Пульва и пограничник

Продолжаю воспоминания о втором велопутешествии по Беларуси. На третий день путешествия я проснулся в палатке на берегу реки Пульва в деревне Огородники Каменецкого района, в нескольких километрах от государственной границы с Польшей. Попивая утренний кофеек на берегу реки я рассматривал интересный металлический мост через Пульву, когда рядом остановился автомобиль и ко мне подошел пограничник, который попросил предъявить паспорт. Так как я находился в пределах пограничной зоны, то согласно закона обязан иметь при себе паспорт, каких-либо иных документов для граждан Республики Беларусь при посещении пограничной зоны не требуется, разрешение необходимо только для посещения пограничной полосы:

reka-pulva5
Ночевка на реке Пульва

Проверив паспорт пограничник поинтересовался целью моего нахождения в пограничной зоне, я ответил, что путешествую по достопримечательностям Беларуси. Мы стали беседовать на эту тему и в ходе беседы пограничник мне настойчиво рекомендовал посетить расположенный в нескольких километрах к западу от места моей ночевки родник, после чего пожелал удачного путешествия и уехал. А я задумался. У меня в планах изначально не было посещения родника, да и про его существования я до поездки не знал. Изучая карты до поездки я знал только о том, что в том направлении, где-то возле границы с Польшей находится некий камень-следовик, но я не думал, что это значимая достопримечательность, которую надо посещать. После разговора с пограничником, я вспомнил женщину из деревни Вельямовичи, у которой набирал воды — она мне тоже рассказывала про этот родник, при этом отмечала что они специально ездят на родник за водой. Я задумался о том, что за последнюю половину суток я общался только с двумя людьми в разных местах, при этом все они мне рекомендовали мне посетить родник. Тогда я решил все таки посмотреть родник, хоть изначально на него ехать не собирался. Собрав палатку и вещи я сел на велосипед, повторно пересек мост через реку Пульва и направился на запад в направлении родника:

most-cherez-reku-pulva
Мост через реку Пульва

Вдоль дороги к роднику меня окружали сельскохозяйственные пейзажи уборки урожая:

200812-094832
Уборка урожая

Свято-Михайловский родник

По грунтовой дороге я доехал к указателю поворота на родник. Он написан такими большими буквами, что не пропустишь:

svyato-mihajlovskij-rodnik
Поворот на Свято-Михайловский родник

После поворота дорога неожиданно резко уходила вниз, а качество ее ухудшилось, но я добрался до забора с металлическими арочными воротами с крестом наверху:

svyato-mihajlovskij-rodnik-32
Свято-Михайловский родник. Брама и информация

Когда я подъехал к воротам, то сразу понял, что на правильном пути: возле ворот стоял автомобиль, а по дорожке к нему шел мужчина, неся в руках 4 пятилитровые бутылки воды. Возле забора находился информационный плакат о роднике, как об одном из объектов велосипедного маршрута «Следами прибужских тайн», по часть которого я следовал в предыдущий день:

svyato-mihajlovskij-rodnik-33
Свято-Михайловский родник — часть велосипедного маршрута

Почитав информацию о роднике, я сел на велосипед, и по дорожке подъехал к роднику, припарковав велосипед возле скамейки. На самом роднике находилась женщина, которая набирала воду в бутылки. Бутылок было много, наверно штук десять по пять литров. В это время вернулся мужчина от автомобиля и стал носить набираемую женщиной воду в автомобиль. Я им не мешал, но задумался, зачем им столько родниковой воды?

svyato-mihajlovskij-rodnik-7
Свято-Михайловский родник. Тропинка к роднику

Когда я на роднике остался один, то стал осматриваться. С дорожки был виден православный крест, весь в ленточках, открытый павильон под навесом и небольшая часовня:

svyato-mihajlovskij-rodnik-2
Свято-Михайловский родник

Свято-Михайловский родник является гидрологическим памятником природы местного значения. Согласно информации на плакате родник бьет в живописном месте на склоне коренного берега реки Буг, по которому проходит граница Беларуси и Польши. Он издавна является источником питьевой воды с высокими вкусовыми и лечебными свойствами. Круглый год температура воды около 7 градусов.

svyato-mihajlovskij-rodnik-3
Свято-Михайловский родник

Сам родник благоустроен, находится под открытым павильоном с крышей. По сторонам установлены скамейки. На металлических стойках, на которых крепится крышка висит большое количество разноцветных ленточек, цветов:

svyato-mihajlovskij-rodnik-18
Свято-Михайловский родник
svyato-mihajlovskij-rodnik-12
Свято-Михайловский родник

Сверху, под крышей, над родником, имеется ряд икон, ручников (полотенец),

200812-100546
Свято-Михайловский родник

Там же, среди икон находится информация о том, что данный источник является святым, что он освящен 9 октября 2005 года в честь Архистратига Божия Михаила:

svyato-mihajlovskij-rodnik-14
Свято-Михайловский родник

Под иконами внизу находится сам родник:

svyato-mihajlovskij-rodnik-10
Свято-Михайловский родник

Возле родника на каменной основе стоит стол с деревянной крышкой, на котором имеются иконы, цветы и кружки для набора воды:

svyato-mihajlovskij-rodnik-15
Свято-Михайловский родник

Родник имеет несколько выходов воды. Главные из них находятся в каменной кладке и специально оборудованы для удобства набора воды трубами:

svyato-mihajlovskij-rodnik-11
Свято-Михайловский родник
svyato-mihajlovskij-rodnik-19
Свято-Михайловский родник

Трубы для набора воды с источника установлены не только под навесом возле стола, но и в естественном положении из земли:

svyato-mihajlovskij-rodnik-31
Свято-Михайловский родник

Побродив по территории обнаружил что родник просачивается не только через оборудованные для удобного набора воды трубы, но и самохвально, в естественной природе, прямо из земли, и таких выходов родника много:

svyato-mihajlovskij-rodnik-20
Свято-Михайловский родник

Рядом с родником находится небольшой холм, забрался него , сделал обзорное фото. Над крышей над родником и над крышей в часовне возвышаются небольшие купола:

svyato-mihajlovskij-rodnik-16
Свято-Михайловский родник
svyato-mihajlovskij-rodnik-17
Свято-Михайловский родник

Небольшая часовня стоит на небольшом возвышении и к ней ведет лестница:

svyato-mihajlovskij-rodnik-4
Свято-Михайловский родник. Часовня

Купель

Ко времени написания этой статьи я объехал на велосипеде все 118 районов Беларуси и посетил большое количество оборудованных родников, в связи с чем имею понятие для каких-целей служат те или иные строения, но тогда, в ходе второго велопутешествия, Свято-Михайловский родник был первым, где я увидел купель. Тогда же, увидев рядом с родником деревянную конструкцию с разделением на мужскую и женскую половину, я не придал этой конструкции особого внимания, предполагая, что внутри находится туалет. Но я сильно в этом ошибся, да и на крест над крышей я обратил внимание значительно позже:

svyato-mihajlovskij-rodnik-6
Свято-Михайловский родник. Купель

Для начала меня насторожил деревянный ящик с крестом, похожий на почтовый, сейчас предполагаю что он для сбора денег для поддержания родника и купели в надлежащем состоянии:

svyato-mihajlovskij-rodnik-22
Свято-Михайловский родник. Купель

Тогда же, когда я открыл дверь и вошел внутрь, то увидел явно не то, что ожидал:

svyato-mihajlovskij-rodnik-24
Свято-Михайловский родник. Купель

Внутри находилась купель, представляющая собой деревянный сруб наполненный водой, которая постоянно лилась в него из трубы. Вода кстати была очень холодная:

svyato-mihajlovskij-rodnik-25
Свято-Михайловский родник. Купель

Для безопасного спуска в воду имеется деревянная лестница:

svyato-mihajlovskij-rodnik-26
Свято-Михайловский родник. Купель

Заглянул ради любопытства в женскую половину — там также находилась купель:

svyato-mihajlovskij-rodnik-29
Свято-Михайловский родник. Купель

Но место для переодевания в женской половине выглядело более нарядно: там были иконы:

svyato-mihajlovskij-rodnik-28
Свято-Михайловский родник. Купель

А на стене, на листе бумаги была молитва Михаилу Архистрату, в честь которого и освящен родник:

svyato-mihajlovskij-rodnik-30
Свято-Михайловский родник. Купель

Камень-следовик

Набравшись положительных эмоций и воды из родника я собирался его покидать, когда к роднику пришла за водой женщина, которая рассказала мне связанную с родником легенду: Однажды Матерь Божья спустилась на землю. Шла по лугу, споткнулась о камень, прошла ещё немного и увязла в болоте. Стала молиться, чтобы Бог забрал обратно её на небо, на что Он ответил: «Ступай под холм, откопай родник, испей из него воды и умойся — и силы вернуться к тебе.» Матерь Божия так и сделала. А когда она почувствовала, что силы к ней вернулись, сказала: «Пусть эта вода приносит людям исцеление и служит им для добрых дел». Выломав посох в зарослях, она вернулась к камню, стала на него и, оттолкнувшись, взлетела на небо… Расколотый камень-следовик со следом Богоматери и посоха лежит неподалёку от родника.

Я решил посмотреть этот камень-следовик, расположенный как я уже отмечал выше недалеко от границы с Польшей. Если дорога до родника напоминала дорогу, то по мере движения от родника к камню-следовику дорога превратилась в тропу, которая вначале вела через лес:

kamen-sledovik-4
Дорога к камню-следовику.

Затем я пересек по небольшому деревянному мостику какой-то ручей, который впадает в реку Буг — именно по реке и проходит недалеко граница Беларуси и Польши:

kamen-sledovik
Дорога к камню-следовику. Мостик

Далее лес закончился и тропа вела меня по полю. Хоть тропа была не широкая но просматривалась, видимо периодически по ней все-так ходят люди:

kamen-sledovik-3
Тропа к камню-следовику

И вот наконец-то я прибыл к чему-то огороженному забором, окрашенным в синий цвет, на котором повязаны по периметру разноцветные ленточки:

kamen-sledovik-2
Камень-следовик
kamen-sledovik-5
Камень-следовик

Открыв дверцу я увидел торчащий из земли камень. По легенде, именно на этот камень ступала Дева Мария и на нем сохранился ее отпечаток ноги. Именно поэтому камень и называют следовиком:

kamen-sledovik-6
Камень-следовик

Сделал фото камня-следовика вблизи — вы видите на нем отпечаток ноги?

kamen-sledovik-7
Камень-следовик

В обще родник с камнем-следовиком оставил на меня приятное впечатление, всем рекомендую посетить Свято-Михайловский родник, но не забывайте, что он находится в пограничной зоне, поэтому не забывайте при посещении родника с собой взять паспорт.

ДОТ

Возвращаясь назад той же дорогой в направлении Огородников я обнаружил Долговременную огневую точку (ДОТ), который пропустил когда ехал к роднику, остановился, осмотрел, сделал несколько фото:

200812-110511
ДОТ

На ДОТе установлена табличка с надписью: «В период Великой Отечественной войны, 22-29 июня 1941 года, гарнизоны ДОТов 62-го Брестского укрепленного района оказывали упорное сопротивление немецко-фашистским пехотным дивизиям на государственной границе СССР. Помним доблесть и мужество защитников Родины»:

200812-110550
ДОТ
200812-110536
ДОТ

Информационный плакат возле ДОТа, сообщил, что он также входит в велесипедный маршрут:

200812-110521
ДОТ

Заглянул внутрь ДОТа:

200812-111031
ДОТ
200812-111131
ДОТ
200812-111245
ДОТ

Вернувшсь в Огородники я повернул на север, в направлении Волчина. С Огородниками граничит деревня Ставы, и в некоторых источниках родник относят к ней. В Ставах сделал фото хозпостройки на месте бывшего фольварка:

200812-112943
Ставы. Фольварк
200812-113116
Ставы

Дорога к Волчину оказалась не ровная, на следующем фото виден шикарный спуск по которому я с ветерком спускался в тот день, по сторонам виды белорусских полей и лесов:

200812-114110
Дорога на Волчин

Усадьба Пузынов в Гремяче

Так, наслаждаясь дорогой и окружающими видами я доехал к агрогородку Волчин, в котором находится старый костел-усыпальница последнего короля Речи Посполитой. Однако перед его посещением я хотел увидеть усадьбу Пузынов в Гремяче, поэтому свернул перед Волчиным на восток. От деревни Гремяча к самой усадьбе и парку вела очень атмосферная дорожка, выложена местами камнями-булыжниками. По сторонам над дорожкой свисала растительность:

usadba-puzynov-v-gremyache
Дорога к усадьбе

Подъехал к усадьбе я испытал некоторое разочарование: усадебный парк находился в очень заросшем состоянии, а усадебный дом находился за забором с закрытыми воротами. Рядом с усадьбой в зарослях протекала река Пульва, которая преследовала меня в тот день, а усадьба была заложена на ее изгибе:

usadba-puzynov-v-gremyache-2
Усадьба Пузынов в Гремяче

Гремяча известна с XIV века как фольварк в составе Волчинского имения Великого княжества Литовского. За свою историю имение поменяло очень много владельцев. В XV веке имением владели Ильиничи, в XVII — владелец имения в Волчине Александр Госевский, в XVIII веке Сапеги, Флеменговы, Чарторийские, Понятовские, а в XIX веке – Пусловские и Вислоцкие. В 1870 году владельцем имения стал Адольф Мартин Пузына, при котором был построен дворец, который и сохранился до наших дней. Заглянув через забор я увидел дворец, построенный в стиле позднего классицизма, который как мне показалось находился в состоянии заброшенной реконструкции. Дворец имеет симметричную объёмно-пространственную композицию прямоугольной формы с тремя выступающими ризалитами: центральным и двумя боковыми. Центральный ризалит выделен портиком с четырьмя колонами и треугольным фронтоном — яркими примерами стиля классицизм. Боковые ризалиты декорированы пилястрами и завершены аттиком:

usadba-puzynov-v-gremyache-3
Усадьба Пузынов в Гремяче

После Мартина усадьба перешла во владение его сыну Юзефу Пузыну, который в 1933 продал дворцовый комплекс полякам, которые обустроили в здании школу. Школа просуществовала до 1939 года, а позже, во времена СССР здание дворца до 1990 года использовалось как пионерский лагерь. После того, как лагерь прекратил деятельность, здание пустовало и постепенно разрушалось. Слышал, что в постсоветское время у здания несколько раз менялись владельцы, но то полноценного восстановления усадьбы дело не доходило:

usadba-puzynov-v-gremyache-6
Усадьба Пузынов в Гремяче

На время моего посещения в дворце (усадебном доме) отсутствовала крыша, на территории лежал стройматериал, однако намека на то, что в здании на то время велись бы какие-либо работы не было, а жаль — после восстановления дворца и облагораживания территории это могла бы бать одна из главных достопримечательностью и центром притяжения туристов в тех краях:

usadba-puzynov-v-gremyache-5
Усадьба Пузынов в Гремяче

Я решил через забор на территорию усадьбы не лазить, а вернуться туда позже, когда ее отреставрируют. Кто был в усадьба недавно напишите, восстановили ли усадьбу к этому времени и в каком состоянии она находится. Кроме усадебного дома от усадьбы сохранились несколько хозпостроек, которые представляли собой руины в зарослях поэтому их снимки не делал, а сел велосипед и направился в Волчин, где меня ожидал интересный костел — усыпальница последнего короля Речи Посполитой… О нем читайте в следующей статье, там же я покажу вам самый восточный храм Беларуси…

Велопутешествие по Беларуси — продолжение

Продолжение следует…

Поделиться:

Читайте также:

Добавить комментарий