Чернавчицы. Вистычи. Скоки — Велопутешествие по Беларуси 2.6

Велопутешествие по Беларуси — начало:

1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор

2 — Второе велопутешествие по Беларуси. Западная Беларусь: обзор

Трек второго велопутешествия по Беларуси (Западная Беларусь)
Трек второго велопутешествия по Беларуси (Западная Беларусь) в Strava

2.1 — Иваново

2.2 — Дрогичин. Перковичи

2.3 — Закозель. Часовня-усыпальница рода Ожешко. Людвиново. Воловель. Антополь

2.4 — Кобрин

2.5 — Здитово. Жабинка. Збироги. Хмелево. Самый старый деревянный храм Беларуси

Чернавчицы. Вистычи. Скоки

Велопутешествие по Беларуси

Продолжаю воспоминания о первом дне второго велопутешествия по Беларуси. Выехав с утра из Пинска, я посетил Иваново, Дрогичин, Закозель, Кобрин, увидел самый старый деревянный храм Беларуси в Здитово, посетил районный центр Жабинку, церковь в деревне Збироги и Спасо-Преображенский монастырь в Хмелево, после чего на закате дня подъехал к Чернавчицам в Брестском районе…

Чернавчицы

Чернавчицы — агрогородок в Брестском районе, расположенный недалеко от границы с Каменецким районом. В письменных источниках впервые упоминается в XV веке как село в Великом княжестве Литовском. В последствии Чернавчицами владели представители двух знаменитых родов: Ильиничи и Радзивилы. В 1477 Чернавчицы приобрел Ивашко Ильинич, который в последствии приобрел и имение Мир, на территории которого его сын Юрий заложил знаменитый Мирский замок, которому я посвятил на сайте отдельную подробную статью:

В 1569 род Ильиничей по мужской линии прервался. По завещанию последнего представителя рода — графа Юрия Ильинича, отец которого был женат на Софье из рода Радзивиллов, принадлежащие Ильиничам земли, включая Мир с замком и Чернавчицы перешли во владение его двоюродного брата — князя Николая Радзивилла Сиротки — того самого, который заложил Несвижский замок — центр Несвижской ординации Радзивиллов, о чем я также написал статью на сайте. Получается, что бывшие владельцы Чернавчиц построили два самых знаменитых в Беларуси замка:

Чернавчицы принадлежали роду Радзивиллов с середины XVI до конца XIX века, они же возвели основные достопримечательности поселения, в том числе и сохранившиеся до наших дней храмы. В 1585—1595 годах на средства Николая Радзивилла Сиротки был построен храм оборонительного типа — Троицкий костел с элементами готики и ренессанса — главный объект моего интереса в Чернавчицах (о нем ниже). В XVII веке через местечко проходил важный тракт Люблин-Брест-Вильно, а также дорога Несвиж-Берестье. В 1671 году Радзивиллы построили здесь одноэтажный дворец с садом, которые не сохранились. В 1718 году Чернавчицы получили герб и магдебургское право. В 1733 году была возведена деревянная православная церковь Параскевы Пятницы. Возле нее я и сделал первую остановку в Чернавчицах.

Церковь Параскевы Пятницы

Церковь Параскевы Пятницы — памятник архитектуры XVIII века построена в стиле барокко из дерева предположительно в 1733. Храм окружен каменной оградой, на территории храма находится двухъярусная башня-колокольня:

Чернавчицы. Церковь
Чернавчицы. Церковь Параскевы Пятницы
Чернавчицы. Церковь
Чернавчицы. Церковь Параскевы Пятницы

Деревянный храм XVIII века имеет довольно интересную архитектуру, с композицией переходящей от продольно-осевой к крестово-центрической. Храм состоит из трех срубов: основного прямоугольного объема, развитого в ширину за счет небольшого трансепта, и прилегающих к нему притвора под двухскатной крышей, и пятигранной апсиды с боковыми низкими ризницами. Таким образом, за счет вытянутой апсиды и притвора, храм в плане имеет форму вытянутого креста. Основной развитый объем, притвор и апсида накрыты взаимноперпендикулярными двухскатными крышами с треугольными фронтонами на западе. севере и юге, и вальмовой крышей над алтарем. Среднекрестье завершено узкой, высокой башенкой-куполом, не совсем подходящей под барочные мотивы храма — барочный купол был потерян в ходе пожара 1987 года. На входе пристроен тамбур, по бокам апсиды — небольшие ризницы. Стены прорезаны прямоугольными окнами, обиты вертикально досками с нащельниками, укреплены по углам лопатками, по углам притвора — рустированными. Щиты фронтонов обиты досками в елочку:

Чернавчицы. Церковь
Чернавчицы. Церковь Параскевы Пятницы
Чернавчицы. Церковь
Чернавчицы. Церковь Параскевы Пятницы
Чернавчицы. Церковь
Чернавчицы. Церковь Параскевы Пятницы
Чернавчицы. Церковь
Чернавчицы. Церковь Параскевы Пятницы
Чернавчицы. Церковь
Чернавчицы. Церковь Параскевы Пятницы

Троицкий костел — оборонительный храм XVI века

Осмотрев церковь, я сел на велосипед и быстро поехал смотреть главную достопримечательность Чернавчиц — Троицкий костел — памятник архитектуры далекого XVI века. В Беларуси не так много таких старых храмов, поэтому я хотел его обязательно увидеть — с этой целью я и заезжал в Чернавчицы. День катился к закату, и я хотел успеть осмотреть храм до темна. При подъезде к костелу, первое что мне бросилось в глаза, кроме самого храма — это его встроенная в ограду и выходящая фасадом на улицу башня — колокольня, архитектура которой носит ярко выраженные черты оборонного зодчества и сильно напомнила мне композицию Замковой башни в Несвиже, построенной также в конце XVI века:

Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века

В Чернавчицах я словно увидел двойника Замковой башни в Несвеже, только в другом цвете и с рядом отличий: башня в Несвиже — красная, в Чернавчицах — белая. Как вы уже догадались это сходство башен неслучайно, так как они обе возводились на средства владельца этих территорий — Николая Радзивилла Сиротки. Переходите по ссылке на статью о Несвиже, смотрите там Замковую башню, читайте статью, затем возвращайтесь сюда и пишите в комментариях, какая башня вам больше понравилась…

Припарковав велосипед возле костела я стал осматривать его со всех возможных сторон и знакомится с его историей:

Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века

Троицкий костел в Чернавчицах — средневековый храм оборонительного типа — построен из кирпича в 1585—1595 годах на средства Николая Радзивилла Сиротки. Эта дата указана на охранной табличке историко-культурной ценности Республики Беларусь:

Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века.
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века

В XVIII веке имение принадлежало Мартину Радзивиллу, который в Чернавчицах проводил химические опыты, пытался открыть философский камень. После того, как Мартин стал проявлять признаки психической неуравновешенности. Иероним Радзивилл объявил родственника сумасшедшим и забрал в опеку его имение. Во второй половине XIX века от Радзивиллов имение перешло к графу Грабовскому,

Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века

После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 Чернавчицы вошли в состав Российской империи. После подавления восстания 1863 года Троицкий костёл, как и многие другие католические костелы на территории современной Беларуси, был передан православной церкви. В 1915, в годы первой мировой войны Чернавчицы оккупировали немецкие войска, тогда и был полностью уничтожен дворец Радзивиллов. По итогам первой мировой войны, в 1921 был подписан Рижский мирный договор, согласно которого Чернавчицы вошли в состав Польши, Троицкий костёл был возвращён католикам. С 1939 года Чернавчицы вошли в составе БССР. В настоящее время храм действующий:

Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века

Троицкий костёл — памятник архитектуры XVI века — храм оборонительного типа с элементами архитектурных стилей готики и ренессанса. В архитектурном плане — это бескупольный, однонефный храм с небольшим трансептом и полукруглой апсидой, накрытый высокой двускатной крышей. Апсида и боковые фасады несут черты готической архитектуры, что прослеживается в массивных стенах с контрфорсами  и узких вытянутых полуциркульных окнах. Толщина стен боковых фасадов 1,3 метра, что говорит об оборонительном назначении храма. Крутая и высокая крыша также свойственна конструктивным приемам готической архитектуры:

Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века

Треугольный щит под крышей на главном фасаде декорирован плоскими прямоугольными и круглыми нишами, тонкими карнизами. Стены завершены профильным карнизом.

Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века

В нише главного фасада деревянная скульптура.

Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века

С южной стороны к апсиде прилегает круглая башня с отдельной крышей — шатром и винтовой лестницей внутри:

Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века

В целом храм мне понравился как оборонительной архитектурой, так духом древности. Предполагаю, что я еще побываю в Чернавчицах. а может и не раз, хочу попасть внутрь храма, который на время моего посещения был закрыт. Особенно красиво костел смотрелся на закате:

Чернавчицы. . Троицкий костел XVI века
Чернавчицы. Троицкий костел XVI века

Первая ночевка

Пока я осматривал храм, на улице стало резко темнеть, и надо было срочно решать вопрос с ночевкой. Набрав воды у проживающей по соседству с костелом женщины, я направился на выезд из деревни в южном направлении. На окраине Чернавчиц, слева от дороги, недалеко от поворота на Висычи, я увидел то ли сквер, то ли участок лесополосы, где росло много акаций. На улице почти полностью стемнело, поэтому принял решение остановится там. Заведя велосипед с дороги в акации, освещая местность фонариком, очистил место под палатку, установил ее, стал готовить себе ужин. Поужинав, я немного прогулялся, осмотрел прилегающую территорию — оказалось, что совсем рядом, за акациями находился живой дом, который я сразу в темноте не заметил. Со временем из дома доносились громкие разговоры. Чтобы не привлекать внимание я выключил фонарь и лег спать. Ночью меня никто не беспокоил, сон в палатке был хороший. Проснувшись, утром, сделал на память фото палатки на месте ночевки — так выглядит ночевка велопутешественника: палатка и пристегнутый к дереву велосипед:

Чкрнавчицы. Место ночевки
Чкрнавчицы. Место ночевки

Это была первая моя ночевка во втором велопутешествии по Беларуси. Согласно данных велокомпьютера за первый день я проехал на велосипеде 234 километра и это на то время был мой рекорд по накатаному за день расстоянию (в последующем я неоднократно проезжал более 250 км. за день, но не в рамках велопутешествия). Поспособствовал установлению рекорда в тот день ранний старт и то, что во многих из посещенных местах по дороге из Пинска я ранее уже бывал (Иваново, Дрогичин, Закозель. Кобрин и т.д.), поэтому там надолго не задерживался. На сайте можно почитать с этих мест подробные статьи.

200811-083738
Данные велокомпьютера за первый день

Вистычи

В пяти километрах от Чернавчиц находится агрогородок Вистычи — туда я и направился утром, после кофе с печеньками. Деревня Вистычи известна с 1471 года, как имение рода Насут. Сменив несколько владельцев, в 1566 году Вистычи перешли во владение к воеводе берестейскому Юрию Тышкевичу, после чего род Тышкевичей владел Вистычами два века, до второй половины XVIII века. Представитель рода Евстафий Тышкевич в 1678 году основал здесь мужской  цистерцианский монастырь. После пожара 1748 года при монастыре был возведён каменный костёл, здание которого сохранилось до наших дней и возвышается над деревней. Этот храм и был главным объектом моего интереса в Вистычах. Однако первую остановку в Вистычах я сделал не возле костела, а возле придорожной католической часовни, которая расположена возле поворота к храму.

Вистычи. Придорожная часовня XVIII века
Вистычи. Придорожная часовня XVIII века

Часовня была возведена в XVIII веке в стиле классицизма из кирпича, в честь Конституции Речи Посполитой. Изначально, на ее вершине находился орел, во времена восстания местное население переименовало часовню-колонну в честь Девы Мари, а венчающий её орёл был заменен на фигурку Матери Божией, которая находилась там до 1945 года. Часовня возведена в виде колонны поставленной на высокий 4-гранный постамент, в настоящее время оштукатурена и накрыта шатром. В нижнем ярусе часовни имеются лучковые ниши, выделенные белым цветом, во фронтальной части прикреплена мемориальная доска с надписью: «Калона Божай Маці. Пастаўлена ў XVIII ст. Сімвал гонару і магутнасці заможных уласнікаў гэтых мясцін. Мае гістарычную, архітэктурную і мастацкую каштоўнасць. Ахоўваецца дзяржавай».

Вистычи. Придорожная часовня XVIII века
Вистычи. Придорожная часовня XVIII века

Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.

От часовни я поехал к храму:

Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.

Храм в Вистычах был возведен в 1678 году, как костел при монастыре цистерцианцев, основанном в 1670 году. Он не такой старый, как Троицкий костел в Чернавчицах, однако его возраст (XVII век) заставляет относится к храму с уважением. Монастырь цистерцианцев и костел после раздела Речи Посполитой и включения Вистычей в состав Российской Федерации, постигла судьба большинства католических святынь — они были закрыты. Монастырь был закрыт российской властью после подавления восстания 1830 года, направленного на возрождение Речи Посполитой, костел стал приходским католическим храмом святой Софии. После поражения повторного восстания 1863 года здание костела было отобрано у католиков, передано православным и переосвящено в Крестовоздвиженскую церковь, которая размещается в храме в настоящее время и является действующей. Это далеко не первый случай на территории Беларуси, когда в здании бывшего католического костела в настоящее время размещается православная церковь:

Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.

В архитектурном плане храм представляет собой трехнефную безбашенную базилику с полукруглой апсидой и боковыми сакристиями. Средний неф преобладает в архитектуре и с апсидой составляет единую композиционную основу храма. Боковые нефы по сравнению со средним уже и короче. По бокам с выходом к главному фасада пристроены выступающие пределы:

Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.

Боковые фасады расчленены окнами и плавно переходят в глухую массивную стену апсиды. Нижний ярус стен декорирован сдвоенными пилястрами, между которыми имеются полукруглые люкарни. В центре второго яруса апсиды видна ниша от окна:

Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.

Главный фасад бесбашенный, имеет широкую площадь, представляет собой прямоугольный барочный щит разделенный развитым анаблементом (карнизом) на нижнюю часть и атиковый фронтон с валютами. Главный фасад храма симметричен, ось симетрии проходит по арочному входному порталу и окну над ним. Рельефность придают декоративные сдвоенные полуколоны и плоские ниши разных форм.

Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.

Осмотрев храм сделал несколько фото на его территории, где видны части старой ограды::

Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.. Территория храма
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.. Территория храма

Когда я осмотрел храм и его территорию и собирался уже уезжать, к храму подъехал священник церкви. Между нами завязался разговор про храм, его историю, предстоящую реконструкцию (когда я ходил по территории храма, то видел стройматериал). Я намекнул священнику на то, что восстанавливая храм надо стараться максимально сохранить старину, например части оригинальной ограды, которая на время моего посещения еще частично сохранилась, а если что-то достраивать новое, то в стиле старого. Священник согласился со мной и предложил осмотреть храм внутри, на что я радостью согласился.

Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь. Вход в храм

Зайдя внутрь храма, несмотря на то, что он является в настоящее время православной церковью, я по его внутренней архитектуре все равно ощутил дух католического костела — православные церкви в такой архитектуре не строят. Сам интерьер в церкви довольно скромный: традиционный для православных церквей иконостас, иконы и церковная утварь. Однако главная ценность храма в Вистычах — его древние стены, которые, если им не помешает человек, простоят еще не один век. Ниже выкладываю ряд фото интерьера храма:

Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь. Интерьер храма
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь. Интерьер храма
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь. Интерьер храма. Иконостас
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь.
Вистычи. Крестовоздвиженская церковь. Интерьер храма

Возвращаясь к истории, отмечу, что во второй половине XVIII века все имущество Тышкевичей перешло Павлу Ягмину герба Пеликан, маршалу Кобринский шляхты, который на берегу реки Лесной заложил усадьбу с парком которые до наших дней не сохранились. Кстати, Ягминами и была установлена придорожная часовня, о которой я упоминал выше…

Тюхиничи

Из Вистычей я направился в деревню Скоки, которая расположена в нескольких километрах от северной окраины Бреста и отделена от города долиной реки Лесная. Перед Скоками я сделал остановку возле церкови Владимирской иконы Богоматери в деревне Тюхиничи, которая привлекла меня расцветкой куполов и крыши, а также большим куполом на апсиде, чего ранее я не встречал:

Скоки. Церковь Владимирской иконы Богоматери.
Скоки. Церковь Владимирской иконы Богоматери.

Скоки

Впервые Скоки упоминаются в 1550 году, когда они входили в состав Великого княжества Литовского, и принадлежали Семёну Клуводе. В последующем Скоки часто меняли хозяев, пока в начале XVIII века не перешли во владение Александру Немцевичу, герба Равич.

800px-POL-COA-Rawicz-svg
Герб Немцевичей — Равич

С тех пор Скоки на протяжении более двух веков, до второй мировой войны являлись родовым имением Немцевичей.

Скоки. Усадьба Немцевичей

К усадебно-парковому комплексу Немцевичей я и направил свой велосипед:

Скоки. Усадьба Немцевичей
Скоки. Усадьба Немцевичей

В 1770 владелец усадьбы в Скоках Марцелий Немцевич, вместо старого деревянного дома, построил каменный дворец (усадебный дом), который сохранился до наших дней. Ради осмотра усадьбы Немцевичей я и заезжал в Скоки. Усадебный дом окружён парком, также заложенным в XVIII веке и плавно переходящим в долину реки.

200811-100341

Проход к усадебному дому осуществляется через ворота, расположенные напротив входа в дом:

Скоки. Усадьба Немцевичей
Скоки. Усадьба Немцевичей

Однако, если пройти вдоль забора, то есть и другой проход. Я был возле усадьбы утром, но ворота на территорию усадьбы были открыты:

Скоки. Усадьба Немцевичей
Скоки. Усадьба Немцевичей

Заехав на территорию усадьбы, я обнаружил плакат, который мне рассказал, что я нахожусь на велосипедном маршруте «Следами прибужских тайн». В ходе первого велопутешествия я видел информационные плакаты на веломаршрутах, но все они находились в пределах Гродненской области (Щорсы, Любча и т.д.). На территории Брестской области, информацию о веломаршруте, я встретил в первый раз. Это огорчает, так как в Брестской области много интересных достопримечательностей, которые было бы неплохо связать между собой велосипедными маршрутами, установить информационные щиты с информацией о достопримечательностях, проложить велодорожки, создать велотуристическую инфраструктуру, кемпинги для комфортных ночевок в красивых местах — это дало бы развитие велотуризму в Бресткой области. В последующем, в этом велопутешествии я посещал еще несколько мест с веломаршрута «Следами прибужских тайн» — о них прочитаете в следующих статьях:

200811-095414
«Следы прибужских тайн» — веломаршрут
200811-095428
«Следы прибужских тайн» — веломаршрут

Усадебный дом Немцевицей мне внешне понравился — это красивое, прямоугольное двухэтажное здание, построенное в стиле барокко, которое имеет объемно-пространственную композицию и состоит из основного объема и двух боковых алькежей. Алькеж для меня новое понятие в архитектуре, которого я ранее не знал, он представляет собой угловую обособленную часть здания, сильно выступающую снаружи за плоскость стен. На фото усадебного дома Немцевичей алькежи хорошо видны — они находятся по обе стороны от основного объема, примыкают к парковому фасаду и завершены фигурными куполами. Основной объем накрыт ломаной четырехскатной крышей с люкарнами, его фронтальные фасады ритмично расчленяют прямоугольные окна. Перед главным фасадам расположена круглая клумба с цветами:

Скоки. Усадьба Немцевичей
Скоки. Усадьба Немцевичей
Скоки. Усадьба Немцевичей
Скоки. Усадьба Немцевичей
Скоки. Усадьба Немцевичей
Скоки. Усадьба Немцевичей

Входы в усадебный дом дом с главного и паркового фасадов выделены террасами на граненых квадратный столбах (пилонах):

Скоки. Усадьба Немцевичей
Скоки. Усадьба Немцевичей

Говоря о роде Немцевичей нельзя не упомянуть самого известного из них — Юлиана Урсын Немцевича, сына строителя кирпичного усадебного дома Марцелия Немцевича. Юлиан Немцевич родился в имении в Скоках в 1757 году. Он известен как писатель и один из авторов демократической конституции Речи Посполитой от 3 мая 1791 года, после раздела Речи Посполитой был активным участником революционно-освободительного движения, за ее восстановление в прежних границах, сподвижник и адъютант Тадеуша Костюшки в восстании 1794 года. В битве под Мативиецами, Юлиан попал в плен, после чего по распоряжению российской императрицы Екатерины II, вместе с Тадеушом Костюшко провел два года в заключении в Петропавловской крепости. В 1796, после написания расписки о том, что не будет заниматься политической деятельностью против русского самодержавия, императором Павлом I Ю. Немцевич был освобожден и вместе с Т. Костюшко уехал в США, где сблизился с первым президентом США Джорджем Вашингтоном, был его биографом. В 1802, после смерти отца Юлиан вернулся на родину по делам наследства, в последующем принимал активное участие в восстании 1830 года по восстановлении Речи Посполитой, после поражения которого уехал во Францию, где жил в Париже.

Скоки. Усадьба Немцевичей
Скоки. Усадьба Немцевичей

После поражения восстания 1830 года, в котором принимали участие Юлиан Немцевич и иные представители рода Немцевицей, имение Скоки было на некоторое время конфисковано в казну Российской империи, однако впоследствии возвращено:

Скоки. Усадьба Немцевичей
Скоки. Усадьба Немцевичей

До первой мировой войны Немцевичи активно занимались коневодством, в имении был собственный ипподром, а принадлежавшие им лошади выигрывали всероссийские скачки. Во время Первой мировой войны, с 1915 года Скоки были оккупированы германскими войсками, во время боевых действий были разрушены два усадебных флигеля: официна и конюшня, а также несколько подсобных зданий, была полностью уничтожена церковь. Погибли все скакуны и огромная коллекция картин с лошадьми.

Усадьба Немцевичей — место подписания военного перемирия в годы первой мировой войны между Советской Россией и Германской империей, которое остановило военные действия на всем восточном фронте

Во время первой мировой войны во дворце усадьбы располагался штаб командования кайзеровской армии, почти на два года дворец стал ставкой командующего Восточным германским фронтом генерал-фельдмаршала принца Баварского Леопольда. Именно здесь, 15 декабря 1917 проходили переговоры представителей советских и германских властей о заключении мира. Именно здесь был подписан протокол о военном перемирии между Советской большевитстской Россией и Германской империей, что остановило военные действия на всем восточном фронте первой мировой войны от Балтийского до Черного морей. На основе этого протокола 3 марта 1918 в Белом дворце на территории Бресткой крепости был подписан Брестский мир. Где находился Белый замок и что от него осталось читайте в следующей статье. Кто смотрел внимательно первую мою фотографию, выложенную выше с усадьбы, тот заметил в парке большой камень с плитой. Так вот на этом и запечатлена память о тех исторических переговорах. Так что, кто хочет прикоснуться к событиям первой мировой добро пожаловать в Скоки:

Скоки. Усадьба Немцевичей
Скоки. Усадьба Немцевичей

После окончания первой мировой войны и повторного образования Польской Республики началась советско-польская война, по результатам которой, согласно Рижского мирного договора, в 1921 году Скоки вошли в состав Польши. Последним владельцем имения в деревне Скоки являлся Станислав Урсын-Немцевич. С 1939 Скоки вошли в состав СССР. После второй мировой войны были разобраны фамильная часовня Немцевичей, ворота и несколько хозпостроек, а в здании дворца расположилась школа-интернат. После переезда школы в 1986 году усадебный дом оказался на некоторое время полностью заброшен, однако в 2010—2013 годах был отреставрирован, после чего в нём разместился историко-мемориальный музей «Усадьба Немцевичей». В настоящее время в усадьбе периодически проходят международные конференции на тему первой мировой войны, последняя из которых состоялась позавчера, 17 декабря:

Скоки. Усадьба Немцевичей
Скоки. Усадьба Немцевичей

На время моего посещения музей еще был закрыт. Осмотрев усадьбу Немцевичей, я поехал смотреть придорожную часовню Святого Рафаила, возведенную в XVIII веке к северу от деревни, выполненную в виде мемориальной колонны. Чтобы добраться до этой часовни, я перед железнодорожным переездом повернул направо и проехал около 1 километра по грунтовой дорожке:

Скоки. Придорожная часовня Святого Рафаила, (XVIII век)
Скоки. Придорожная часовня Святого Рафаила, (XVIII век)
Скоки. Придорожная часовня Святого Рафаила, (XVIII век)
Скоки. Придорожная часовня Святого Рафаила, (XVIII век)
Скоки. Придорожная часовня Святого Рафаила, (XVIII век)
Скоки. Придорожная часовня Святого Рафаила, (XVIII век)

Надпись на плите часовни напоминает о Юлиане Немцевиче, о котором я рассказывал выше:

Скоки. Придорожная часовня Святого Рафаила, (XVIII век)
Скоки. Придорожная часовня Святого Рафаила, (XVIII век)

Сделав фото часовни, я вернулся в Скоки, пересек реку Лесная и поехал в Брест смотреть Брестскую крепость, археологический музей «Берестье» и иные достопримечательности Бреста… О них речь пойдет в следующих статьях…

Велопутешествие по Беларуси — продолжение

2.7 — Брест. Брестская крепость. Берестье. Брест.

2.8 — Брест Часть 2

Малорита. Самый старый дуб Беларуси. Хотислав

2.9 — Котельня-Боярская. Сычи. Раковица. Малые Малые Щитники. Вельямовичи. Река Пульва

2.10 — Свято-Михайловский родник, камень-следовик, усадьба Пузынов

2.11 — Волчин. Паниквы

2.12 — Высокое

2.13 — Рясна. Войская. Николаево.

2.14 — Каменец. Каменецкая башня

2.15 — Беловежская пуща

Резиденция Деда Мороза в Беловежской пуще

2.16 — Беловежская пуща 2. С юга на север

2.17 — Свислочь

2.18 — Мстибово. Шиловичи. Гнезно.

2.19 Волковыск

2.20 — Зельва

2.21 — Кремяница. Большая Рогозница

2.22 — Самуйловичи. Струбница. Пески.

2.23 — Мосты

2.24 — Белорусские Мальдивы. Красносельск. Россь.

2.25 — Волпа. Репля

2.26 — Берестовица

2.27 — Индура

2.28 — Гродно. Старый и Новый замки. Коложская церковь.

2.29 — Гродно. Костел Франциска Ксаверия. Иезутский монастырь.

2.30 — Гродно. Бернардинский, Бригитский и Францисканский монастыри.

2.31 — Гродно. Синагога, кирха, Базилианский монастырь, Покровский собор.

2.32 — Достопримечательности Гродно. Часть 5

Продолжение следует…

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *