Котельня-Боярская. Сычи. Раковица. Малые Щитники. Вельямовичи. Огородники. Река Пульва. Велопутешествие по Беларуси 2.9

Велопутешествие по Беларуси — начало:

1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор

2 — Второе велопутешествие по Беларуси. Западная Беларусь: обзор

Трек второго велопутешествия по Беларуси (Западная Беларусь)
Трек второго велопутешествия по Беларуси (Западная Беларусь) в Strava

2.1 — Иваново

2.2 — Дрогичин. Перковичи

2.3 — Закозель. Часовня-усыпальница рода Ожешко. Людвиново. Воловель. Антополь

2.4 — Кобрин

2.5 — Здитово. Жабинка. Збироги. Хмелево. Самый старый деревянный храм Беларуси

2.6 — Чернавчицы. Вистычи. Скоки

2.7 — Брест. Брестская крепость. Ьерестье. Брест.

2.8 — Брест Часть 2

Малорита. Самый старый дуб Беларуси. Хотислав.

2.9 Котельня-Боярская. Сычи. Раковица. Малые Щитники. Вельямовичи. Река Пульва

Велопутешествие по Беларуси
Велопутешествие по Беларуси

Продолжаю воспоминания о втором велопутешествии по Беларуси. На второй день путешествия, осмотрев Брестскую крепость и город Брест я направился на северо-запад, где мой путь лежал вдоль государственной границы с Республикой Польша. По дороге мне встретился ряд достопримечательностей прошлых веков, в которых я ранее никогда не бывал, как например Спасо-Преображенская церковь 1609 года постройки в Котельня-Боярская, церковь XIX века с Сычах, часовня-усыпальница рода Толлочко в Раковнице, храм XVIII века в Малых Щитниках, храм XIX века в Вельямовичах, храм XVIII века в Огородниках, старый мост через реку Пульва и другие. На первый взгляд эти объекты не являются знаменитыми и привлекающими массу туристов, однако связано это, как я предполагаю, с отдаленностью от основных маршрутов, (все они находятся в пограничной зоне) и не самими лучшими дорогами… Но, с другой стороны — этим они и вызывают к себе интерес…

Котельня-Боярская. Спасо-Преображенская церковь

Первой точкой моего интереса, после выезда из Бреста была старая Спасо-Преображенская православная церковь расположенная рядом с деревней с интересным названием Котельня-Боярская. Деревня расположена совсем рядом с границей с Польшей, в приграничной зоне, поэтому при ее посещении не забывайте паспорта. Рядом находится деревня Шумаки, и многие источники храм относят к ней. При этом церковь и Шумаки разделяет русло реки Лесная, деревня находится к северу от реки, а храм к югу. Да и географически храм ближе расположен к Котельня-Боярской:

Котельня-Боярская. Спасо-Преображенская церковь
Котельня-Боярская. Спасо-Преображенская церковь

С 1536 года владельцами данных земель были князья Шуйские, которые получили королевский привилегий на имение Теребунь, к которому относилась и Котельня-Боярская. В 1609 владелец имения князь Ян Шуйский из кирпича построил церковь, здание которой через века дошло до наших дней. По преданию, храм князь Ян Шуйский построил из кирпича разобранного дворца Радзивилла, который он выиграл в карты в том же году. Храм простоял на этом месте белее четырех веков. и этим он меня к себе и притянул. «Радзивиловский кирпич» при этом, в наше время скрыт под слоем штукатурки и краски:

Котельня-Боярская. Спасо-Преображенская церковь
Котельня-Боярская. Спасо-Преображенская церковь

Храм является памятником архитектуры с элементами готики и ренессанса. Построен он в простых массивных формах. К прямоугольному основному объему прилегают притвор и полукруглая апсида. Основной объем и апсида имеют одинаковую высоту, накрыты общей двухскатной крышей с куполом по центру. Притвор более низкий, накрыт отдельной двухскатной крышей. Первоначально над притвором была квадратная башня, однако она до наших дней не сохранилась. На против входа в храм имеется отдельно стоящая колокольня — ее я отдельно не снимал, но отражение тени ее купола с крестом можно увидеть на главном фасаде церкви на следующем фото:

Котельня-Боярская. Спасо-Преображенская церковь
Котельня-Боярская. Спасо-Преображенская церковь

Стены храма декорированы только пилястрами и профилированным карнизом. Окна высокие, узкие со стрельчатым завершением, при этом имеются и небольшие круглые окна:

Котельня-Боярская. Спасо-Преображенская церковь
Котельня-Боярская. Спасо-Преображенская церковь

На территории храма имеется детская площадка с горкой и качелями:

Котельня-Боярская. Спасо-Преображенская церковь
Котельня-Боярская. Спасо-Преображенская церковь
Котельня-Боярская. Спасо-Преображенская церковь
Котельня-Боярская. Спасо-Преображенская церковь

К аспиде с одной из сторон пристроена ризница. Окно на апсиде имеет витраж в виде креста:

Котельня-Боярская. Спасо-Преображенская церковь
Котельня-Боярская. Спасо-Преображенская церковь

Спасо-Преображенская церковь на время моего посещения была закрыта, поэтому внутрь храма я не попал, а вернулся на дорогу и продолжил свой путь. На следующем фото река Лесная, которая протекает между деревнями Котельня-Боярская и Шумаки. Вдали на фото можно рассмотреть опоры старого разрушенного моста через реку:

Река Лесная
Река Лесная

Сычи. Церковь Параскевы Пятницы

От Спасо-Преображенской церкви XVII века я, через Теребунь, доехал до деревни Сычи, известной с XVI века, когда король Сигизмунд II подарил это имение в пожизненное владение пану Станиславу Трояновскому. В начале XIX века, после вхождения в состав Российской империи имение перешло в собственность Иосифу Высоцкому, который в 1822 году финансировал постройку каменной униатской церкви Святой Параскевы Пятницы, позднее переданной православным. Именно этот сохранившийся до наших дней храм первой половины XIX века и интересовал меня в Сычах:

Сычи. Церковь Параскевы Пятницы
Сычи. Церковь Параскевы Пятницы

Храм окружает ряд деревьев, в связи с чем он не очень хорошо просматривается с дороги, чтобы рассмотреть архитектуру храма надо зайти на его территорию, которая была окружена свежепокрашенным забором:

Сычи. Церковь Параскевы Пятницы
Сычи. Церковь Параскевы Пятницы

Само здание храма, в отличие от забора его территории, краску видело давно, стены храма на время моего посещения были обшарпаны, но это придавало ему какой-то особый шарм старины:

Сычи. Церковь Параскевы Пятницы
Сычи. Церковь Параскевы Пятницы

В архитектурном плане храм в Сычах имеет простую композицию: прямоугольный основной объем накрыт двухскатной крышей с вальмой над алтарной частью. Над крышей в центре на широком деревянном восьмигранном барабане возвышается купол. Со стороны входа к основному объему пристроена трехъярусная квадратная колокольня, завершенная шатром и куполом. Плоские стены храма расчленены арочными оконными проемами, из декора лишь широкие пилятсты в простенках и карниз по периметру храма:

Сычи. Церковь Параскевы Пятницы
Сычи. Церковь Параскевы Пятницы

На территории храма меня привлекла необычная колокольня на двух деревянных столбах под крышей, а привлекла она тем, что ее колокола находятся на высоте человеческого роста, в связи с чем можно их подробно рассмотреть, а если нужно, то и позвонить, при этом никуда не поднимаясь:

Сычи. Церковь Параскевы Пятницы. Колокольня
Сычи. Церковь Параскевы Пятницы. Колокольня
Сычи. Церковь Параскевы Пятницы. Колокольня
Сычи. Церковь Параскевы Пятницы. Колокольня

 В конце XIX века Сычи перешли в собственность Фёдора Толлочко, который на рубеже XIX и XX веков выстроил в Сычах деревянный усадебный дом и заложил парк, однако усадебный дом до наших дней не сохранился, он сгорел в 1992 году..

Раковица. Часовня-усыпальница рода Толлочко

Представителям рода Толлочко почти два века принадлежала и усадьба в расположенной неподалеку деревне Раковица. До 1740 Раковица была в собственности упоминаемых выше князей Шуйских. В 1740 одна из дочерей князя Шуйского вышла замуж за Петра Толлочко, после чего имение перешло к роду Толочко в собственность в качестве приданного. С тех пор представители рода Толлочко владели Раковицей до второй мировой войны, построили здесь усадьбу, которая, к сожалению, до наших дней не сохранилась, лишь фрагменты аллеи и парка. Однако сохранилось их фамильное захоронение и родовая часовня-усыпальница — ради ее осмотра я и поехал в Раковицу из Сычей, повернув при этом на восток, хотя в целом мой путь лежал на запад. Потом я возвращался, но по другой дороге. Фамильное захоронение рода Толлочко в Раковице огорожено забором, с той стороны, откуда я к нему подъехал, это была железная решетка на фундаменте:

Раковица. Фамильное захоронение рода Толлочко
Раковица. Фамильное захоронение рода Толлочко

Часовня-усыпальница была построена в 1910 Теодором Толлочко из кирпича в модном тогда стиле неоготики:

Раковица. Фамильное захоронение рода Толлочко
Раковица. Фамильное захоронение рода Толлочко
Раковица. Фамильное захоронение рода Толлочко
Раковица. Фамильное захоронение рода Толлочко

Стены расчленены узкими и высокими стрельчатыми окнами, по три с каждой стороны:

Раковица. Фамильное захоронение рода Толлочко
Раковица. Фамильное захоронение рода Толлочко

Основной объем часовни накрыт двухскатной крышей, к нему пристроена граненая апсида под отдельной крышей, стены здания укреплены по периметру двухступенчатыми контрфорсами:

Раковица. Фамильное захоронение рода Толлочко
Раковица. Фамильное захоронение рода Толлочко
Раковица. Фамильное захоронение рода Толлочко
Раковица. Фамильное захоронение рода Толлочко

За каплицей, под тенью старых деревьев имеются захоронения рода:

Раковица. Фамильное захоронение рода Толлочко
Раковица. Фамильное захоронение рода Толлочко

Говоря о роде Толлочко хочу упомянуть, что представители этого рода были последними владельцами и усадьбы в Закозеле, той самой, где сохранилась до наших дней уникальная неоготическая часовня-усыпальница рода Ожешко. О Закозеле и усадьбе в нем я написал ранее интересную статью на сайте, если вам, как и мне нравится неоготика, обезательно читать и смотреть:

Малые Щитники. Покровская церковь

Осмотрев часовню-усыпальницу рода Толлочко, я полевой дорогой выехал на асфальтированную дорогу Р16 (Брест-Высокое), по которой доехал до деревни Малые Щитники, в которой сохранился храм XVIII века. Храм был построен из кирпича в 1742 году с элементами стиля барокко, то ли представителями рода Чарторыйских, то ли Станиславом Понятовским — по этому поводу в интернете противоречивая информация. Храм побывал в пользовании и католиков и православных, сейчас в храме находится действующая православная Покровская церковь:

Малые Щитники. Покровская церковь
Малые Щитники. Покровская церковь

Наиболее интересной частью храма является его главный фасад, завершенный фронтоном с невысокими башенками с куполами по углам. Для входа в храм пристроен тамбур, его завершение также оформлено в виде небольшого фронтона с небольшими башенками по сторонам.

Малые Щитники. Покровская церковь
Малые Щитники. Покровская церковь

Стены храма прорезаны вытянутыми оконными проемами, из декора все те же пилястры в простенках и карниз по периметру, как в выложенных выше храмах:

Малые Щитники. Покровская церковь
Малые Щитники. Покровская церковь

Последними владельцами имения были представители рода Тукалло, от их усадьбы осталось несколько не самых интересных строений, из них у меня имеется только фото каретной XIX века:

Малые Щитники. Усадьба Тукалло
Малые Щитники. Усадьба Тукалло

Вельямовичи. Спасо-Вознесенская церковь

Выехав из Малых Щитников я повернул на юго-запад и по местной дороге вернулся на дорогу Н345, на которой повернул на запад и стал пересекать вдоль вытянутую деревню Вельямовичи. Так как уже было поздно, и скоро надо было останавливаться на ночь, то я сделал остановку возле одного из домов, на территории которого находились женщина с дочерью и набрал у их воды. При этом женщина сообщила, что дала мне родниковой воды и пояснила, что они ездят за водой в некий святой источник, который находится в нескольких километрах за следующей деревней. Пополнив запасы воды я проехал чуть дальше и предо мной предстала каменная православная Спасо-Вознесенская церковь:

Вельямовичи. Спасо-Вознесенская церковь
Вельямовичи. Спасо-Вознесенская церковь

Храм был построен в 1868 году по проекту архитектора Ивана Каленкевича. Имеет характерную для тех времен объемно-пространственную архитектуру, состоит из кубического основного объема, полукруглой апсиды, трехъярусной колокольни и трапезной. Основной объем Спасо-Вознесенской церкови накрыт шатровой крышей с пятью небольшими куполами. Боковые фасады прорезаны спаренными вытянутыми арочными оконными проемами, декорированные широким арочным обрамлением сверху и пилястрами по сторонам, глухие поверхности стен по сторонам от окон оформлены высокими прямоугольными нишами с зубчатым завершением. Нижний ярус колокольни квадратный с арочными завершениями в виде кокошников, средний ярус колокольни — восьмигранный декорирован прямоугольными нишами и оконными проемами, завершена колокольня восьмигранным шатром с небольшим куполом:

Вельямовичи. Спасо-Вознесенская церковь
Вельямовичи. Спасо-Вознесенская церковь

Сам храм находится на небольшом возвышении и смотрится на нем красиво. Декор Спасо-Вознесенской церкви в Вельямовичах выглядит явно поинтереснее тех церквей, которыя я посещал до нее и фото которых я выкладывал выше в этой статье:

Вельямовичи. Спасо-Вознесенская церковь
Вельямовичи. Спасо-Вознесенская церковь

Рядом с церковью мое внимание, как путешественника, передвигающегося на велосипеде, привлек внимание информационный плакат, на котором имеется небольшая информация про храм, и который гласит что храм в Вельямовичах это один из объектов велосипедного маршрута «Следами прибужских тайн». Мелочь, а приятно:

Вельямовичи. Спасо-Вознесенская церковь
Вельямовичи. Спасо-Вознесенская церковь

Кстати я в ходе своего второго велопутешествия уже пересекал данный веломаршрут, первый раз я с ним столкнулся в Скоках, возле усадьбы Немцевичей. Об этом я рассказывал в одой из статьей на сайте:

Огородники

Церковь святого Онуфрия

К 21:30 я приехал в деревню Огородники, и пока окончательно не стемнело поехал смотреть расположенную в деревне церковь святого Онуфрия. Храм оказался довольно старый, он стоит здесь еще с первой половины XVIII века. При этом интересна его история. Храм был построен из дерева в 1730 году как католический костел, однако после восстания 1863 года костел был закрыт, а его здание приспособлено под православную церковь. В межвоенные годы, во время вхождения Огородников в состав Польши, храм снова использовался как костел, а после перехода в состав СССР вновь отдан православным. Поэтому у него и архитектура несколько отличается от типичных православных храмов:

Огородники. Церковь святого Онуфрия
Огородники. Церковь святого Онуфрия

Храм стоит среди деревьев на некотором возвышении за каменной оградой:

Огородники. Церковь святого Онуфрия
Огородники. Церковь святого Онуфрия
Огородники. Церковь святого Онуфрия
Огородники. Церковь святого Онуфрия

Рядом с храмом установлен плакат со знакомого уже веломаршрута, связавшего местные достопримечательности, на котором можно прочитать небольшую информацию про храм:

Огородники. Церковь святого Онуфрия
Огородники. Церковь святого Онуфрия

Река Пульва. Мост и место ночевки

Для того чтобы попасть к храму мне пришлось пересечь мост через реку Пульва, который также относится к велосипедному маршруту «Следами прибужских тайн»:

Река Пульва. Мост
Река Пульва. Мост

Мост старый, металлический, необычный и тем самым интересный, среди окружающей его зелени смотрится очень атмосферно:

Река Пульва. Мост
Река Пульва. Мост

Возле моста можно почитать информацию про реку:

Река Пульва.
Река Пульва.

Река Пульва небольшая, с одной из сторон почти теряется среди растительности:

Река Пульва.
Река Пульва.

С другой стороны река пошире и там есть что-то наподобие небольшого пляжа. Двигаясь от деревни Вельямовичи в сторону Огородников я все время посматривал по сторонам, в надежде найти подходящее место под ночевку, но местность по сторонам была заросшая и не удобная для стоянки. Поэтому, когда я приехал к реке Пульва, и увидел воду и спуск к ней, сразу принял решение останавливаться там:

Река Пульва.
Река Пульва.

Пока ставил палатку и осматривал местность отметил две неприятных новости для комфортного отдыха. Первое — очень большое количество налетевших из зарослей комаров, второе — уровень воды в реке был очень низкий, вода с трудом доходила до колен, несмотря на то что с другой стороны от моста речка была шире:

Река Пульва.
Река Пульва.

Поэтому поставив палатку, я быстро положил в нее все вещи, сразу забрался внутрь и закрыл двери. Сделал в палатке все необходимые приготовления: разложил из сумок вещи, еду и посуду, разложил спальный мешок, после чего выбрался из палатки и искупался насколько это было возможно при низком уровне воды. Вернувшись в палатку занялся приготовлением ужина на газовой горелке, при этом еду готовил за пределами палатки, на улице, а сам сидел внутри палатки, чтобы комары не загрызли и только руки вытягивал через периодически открываемую дверку. Приготовленную еду забрал внутрь палатки, там и устроил ужин. Купание в речке, ужин, горячий кофе сделали свое дело, я расслабился и лег спать.

Река Пульва.
Река Пульва.

Ночь в палатке прошла спокойна, до утра мне никто не мешал. А вот с утра ко мне подошли… и поехал я туда, куда изначально не собирался ехать… Но об этом читайте в следующей статье…

Велопутешествие по Беларуси — продолжение

Продолжение следует…

Поделиться:

Читайте также:

Добавить комментарий