Ружаны. Велопутешествие по Беларуси 2.53
Велопутешествие по Беларуси — начало:
1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор
2 — Второе велопутешествие по Беларуси. Западная Беларусь: обзор
2.28 — Гродно. Старый и Новый замки. Коложская церковь.
2.29 — Гродно. Костел Франциска Ксаверия. Иезутский монастырь.
2.30 — Гродно. Бернардинский, Бригитский и Францисканский монастыри.
2.32 — Достопримечательности Гродно. Часть 5
2.33 — Понумень. Скидель. Мильковщина
2.37 — Василишки. Старые Василишки. Головичполье. Костенево
2.38 — Мурованка. Можейково. Тарново. Белогруда
2.43 — Больтеники. Бенякони. Подворишки.
2.44 — Гайтюнишки. Конвелишки. Германишки
2.46 — Лидский район Крупово. Минойты. Гончары
2.49 — Слоним. Часть 2 — Синагога и Троицкая церковь XVII веков
2.50 — Сынковичи. Церковь Архангела Михаила — храм-крепость оборонительного типа
2.52 — Часовня-усыпальница Ордов, Переволокский родник, Смовжитский валун. Близная
Ружаны
Пружанский район. Ружанская пуща
Продолжаю воспоминания со второго велопутешествия по Беларуси. На двенадцатый день путешествия я с утра проснулся в палатке на окраине Слонима, после чего посетил уникальную церковь-крепость XV века Архангела Михаила в Сынковичах, Жировичский монастырь, часовню-усыпальницу рода Ордов, затем по дороге Р85 от Слонима направился в направлении Ружан — бывшей главной резиденции рода Сапег — одного из самых богатых родов в Восточной Европе в свое время. Двигаясь к Ружанам я на некоторое время свернул с основной дороги и прокатился по местным полевым дорогам, где увидел Переволокский родник, Смовжитский валун, ряд церквей Слонимского района. Катя на велосипеде по полевым дорогам я пересек неотмеченную на местности границу Слонимского и Пружанского районов, в Пружанском районе в деревне Близная осмотрел церковь из природного камня и остатки усадьбы Милошевских, после чего вернулся на дорогу Р85 очутившись на небольшое время вновь в Слонимском районе. Около 20:00 уже на дороге Р85 я в очередной раз заехал на территорию Пружанского района Брестской области. На этот раз на границе областей меня встретила композиция с названием Брестской области и Пружанского района:
Дорога к Ружанам с северной стороны пролегала через большой массив леса — Ружанскую пущу, которая имеет статус биологического заказника республиканского значения, а когда то была частным лесом и местом охоты магнатов Сапкгов.. Дорога через пущу хоть и волнистая, но катилось по ней в окружении зеленых деревьев легко, зверей при этом не видел, видимо из отпугивал шум проезжающих автомобилей:
Ружаны
Сразу за лесом показались Ружаны, которые в настоящее время имеют статус городского поселка в Пружанском районе Брестской области Республики Беларусь с населением около 3000 человек. Название поселка скорее всего произошло от названия реки Ружанки, но есть и местная легенда о происхождении названия, согласно которой название произошло от имен двух дочерей бывшего владельца селения, которых звали Ружа (в переводе с белорусского — Роза) и Анна. Девочки были близнецами, похожими друг на друга как две капли воды, поэтому их имена слились в одно название, а местечко со временем стали называть Ружаны.
Первое письменное упоминание о Ружанах под именем Ражана обнаружено в хозяйственном списке от 28 марта 1490 года, в котором говорится говорится, что “Лососин с местечком Ражана,… » переходят по наследству от панов Юшки Гойца и Вештарта королю Казимиру Ягелончику. По другим источникам годом основания Ружан считается 1552 год, когда местечко и прилегающие земли получил во владение от короля королевский дворянин Василий Тышкевич. Его дочь Александра для выплаты долгов после решения трибунала 1591 продала имение Брухальским. Бартош Брухальский сдал местечко в залог Валентему Ерданскому, но не смог собрать денег на выкуп и в 1598 году продал усадьбы Лососин и Ружаны Льву Сапеге, в то время уже канцлеру Великого Княжества Литовского. Лев Сапега сделал местечко Ружаны своей основной резиденцией, заложил там усадьбу, построил замок, храмы. На то время Ружаны входили в Слонимский уезд Новогорудского воеводства Великого Княжества Литовского в составе федерации Речи Посполитой. Величие и все основные достопримечательности Ружан связаны с представителями знатного рода Сапег, которые владели местечком несколько веков подряд, с 1598 года до 1830-х, когда имение было у них конфисковано российской властью за активное участие в восстании 1830-1831 годов за возрождение Речи Посполитой. Род Сапег был одним из самых богатых на Беларуси, с ними мог в богатстве посоревноваться только род Радзивиллов.
При Казимире Льве Сапеге 20 июня 1637 года от монарха Речи Посполитой — великого князя литовского и короля польского Владислава IV Вазы Ружаны получили Магдебурское право, для заседаний магистрата была построена в центре местная ратуша, рядом были возведены торговые ряды, но они до наших дней, к сожалению не дошли. Вместе с Магдебурским правом Ружаны получили и свой герб, на котором в серебряном поле изображен венец из красных роз, а в его центре — фигура святого Казимира, с лилиями и крестом в руках. Как вы помните по одной из версий название Ружаны получили от слова ружа, что в переводе означает роза, которые и изображены на гербе вместе со святым:
Костел (часовня) святого Казимира в Ружанах
Герб Ружан исторический и очень престижный, так как святой Казимир, изображенный на гербе поселка считается не только защитником Ружан, но и небесным покровителем всего Великого княжества Литовского. Мощи святого с 1636 года хранятся в капелле святого Казимира, специально для этого пристроенной к кафедральному собору Святого Станислава и Святого Владислава в Вильно — столице Великого княжества Литовского. Сапеги были большими патриотами своего государства, влиятельнейшими людьми своего времени, поэтому в 1655 году, перед угрозой захвата русскими войсками столицы ВКЛ во времена Тринадцатилетней войны 1654—1667 годов между Речью Посполитой и Русским царством, Виленский капитул из кафедрального столичного костела перевез мощи святого Казимира в замковую часовню Сапег в Ружанах, где они хранились до окончания войны. В память об этом событии в честь святого Казимира был построен католический костел (часовня) расположенный на местном кладбище на холме на севере поселка. Этот храм был первой архитектурной достопримечательностью Ружан, которую я увидел после того, как заехал в поселок в ходе второго велопутешествия со стороны Слонима. Припарковав велосипед возле одного из двух массивных пилонов на входе на территорию кладбища я пошел осматривать храм:
Костел святого Казимира в Ружанах был возведен из красного кирпича в стиле классицизм в 1792 году на средства Александра Сапеги по проекту саксонского архитектора Яна Самуэля Бекера. Наиболее эффектно выглядит главный фасад костела, где возвышаются четыре массивные колоны и треугольный фронтон над ними:
Здание костела представляет собой прямоугольное строение, накрытое двускатной крышей, на которой установлен небольшой крест. Боковые стены храма прорезаны прямоугольными оконными проемами, которые на время моего посещения были заколочены досками, что дает основание полагать что костел в настоящее время не действующий Из декора боковых стен частично можно рассмотреть только профилированный карниз по периметру:
К прямоугольному зданию XVIII века с тыльной стороны примыкает пристройка. Я так и не понял когда она была пристроена: с одной стороны часть постройки сложена из нового белого кирпича, с другой в стенах пристройки встречается старый красный кирпич:
На время моего второго велопутешествия по Беларуси в 2020 году здание костела святого Казимира было заброшено, на время посещения этого места в июне 2023 года в ходе седьмого велопутешествия здание храма было на реконструкции, по периметру его окружали строительные леса:
Вид на дворец Сапег и храмы
Костел святого Казимира и окружающее храм кладбище на северной окраине Ружан находятся на возвышении, которое судя по всему является высшей точкой поселка. Сверху открываются красивые виды на сам поселок. На следующем фото видно как в июне 2023 выглядел восстанавливаемый дворцовый комплекс Сапег о котором я подробно расскажу в следующей статье. Здесь лишь коротко отмечу, что сохранившиеся до наших дней строения были возведены в конце XVIII века при Александре Сапеге архитектором Яном Самуэлем Бекером на месте замка возведенного Львом Сапегой, после приобретения им Ружан в собственность. Изначально замок представлял собой двухэтажные оборонительные сооружения с тремя каменными башнями. При этом замок имел важное политическое значение, здесь готовились походы на Москву подготавливался будущий российский царь-самозванец Лжедмитрий І (беглый монах Григорий Отрепьев). С 10 по 19 января 1644 по приглашению подканцлера Казимира Леона Сапеги, сына покойного основателя резиденции Льва Сапеги, в замке девять дней гостил великий князь Литовский и король польский Владислав IV, тот самый который даровал Ружанам Магдебкргское право и герб. Слава о пышности и богатстве этого приема до сих пор овеяна легендами. О значении замка говорит и тот факт, что в его трехуровненвых подвалах одно время хранился арсенал и казна всего Великого княжества Литовского. На стыке XVII-XVIII веков замок Сапег был частично разрушен, вначале в ходе междоусобной гражданской войны 1698-19700 между Сапегами и другими магнатами ВКЛ, затем во время Северной войны 1700—1721. В 1706 г. в Ружанах останавливался с войском шведский король Карл XII. В конце XVIII оборонительное значение замка было утеряно, в связи с этим новый владелец Ружан Александр Сапега пригласил саксонского архитектора Яна Самуэля Бекера, который перестроил замок в дворцово-парковый комплекс, частично и сохранившийся до наших дней и постепенно восстанавливается:
Архитектор Ян Самуэль Бекер по прибытию в Ружаны стал придворным архитектором Сапегов — кроме дворцового комплекса он возвел много построек в местечке, построил новые или или перестоял старые храмы, которые сохранились до наших дней и составляют сейчас архитектурный облик Ружан. На следующем фото красивый вид на Троицкий костел и Петропавловскую церкви, внешний облик которых сохранился после Беккера, который открывается от возведенного Яном Самуэлем костела святого Казимира. Кстати он от Сапегов за свои творения получил от Сапегов вечную пенсию. О костеле и церкви пойдет далее в этой статье:
Спустившись с возвышенности я проехал в центр Ружан, где остановился на площади поселка носящей имя 17 сентября — в этот день в 1939 году было осуществлено воссоединение западных и восточных земель Беларуси в составе БССР и в этот день отмечают День народного единства Беларуси. На площади в Ружанах находится уютный сквер, в одном из углов которого установлен камень с гербом Ружан, со святым Казимиром:
На площади я обнаружил представителей рода Сапег и другой шляхты, сделаны они из дерева, но качественно, есть там и композиция «Вручение Ружанам Магдебургского права»:
Троицкий костел в Ружанах
По обе стороны от площади находятся два христианских храма — католический костел и православная церковь. К востоку от площади открывается интересный вид на костел:
Троицкий костел в Ружанах был возведен в конце XVI из дерева, и он предположительно входил в состав существующего тогда, но не сохранившегося до наших дней кармелитского монастыря. После приобретения Ружан в собственность Львом Сапегой после строительства замка им были выделены средства на возведение каменного костела, который был построен на месте деревянного храма в 1615—1617 годах. Этот храм перенеся несколько перестроек более четырех веков стоит в центре Ружан и можно прикоснутся к истории. Год строительства нанесен на охранной табличке на стенах костела с отметкой о историко-культурной ценности Республики Беларусь:
Троицкий костел окружён каменной оградой с брамой, в архитектурном плане представляет собой однобашенный, однонефный храм-базилику с полукруглой апсидой, симметричными невысокими часовнями, пристроенными по середине боковых стен и такими же по высоте сакристиями:
Изначально четырехвековой храм имел готико-ренессанские черты и представлял собой классическую базилику с полукруглой апсидой и сакристиями. В 1768 году к средней части храма с севера была пристроена часовня Святого Креста, а в 1787 году симметрично ей с южной стороны — часовня святой Барбары. Массивные стены храма прорезаны узкими вытянутыми оконными проемами с арочными завершениями, в простенках укреплены контрфорсами:
В архитектуре храма доминирует высокая четырёхъярусная башня, возвышающаяся над храмом и прилегающими постройками. Башня была пристроена к основному объему храма в 1780-е, когда костел был перестроен по проекту архитектора Яна Самуэля Беккера и приобрел черты барочного классицизма. При капитальном ремонте в 1891 году многие элементы здания вновь были изменены. Нижний ярус башни-колокольни квадратный, остальные яруса восьмигранные, при этом они уменьшаются с высотой в размерах. Разделяются ярусы башни профильными карнизами, стены башни декоративными плоскими нишами и сквозными арочными проемами. Завершается башня высоким шатром и крестом:
В нижнем, квадратном ярусе башни находится арочный входной портал с декаративным фронтоном над ним. Главный фасад костела оформлен пилястрами и нишами. Нишами разных размеров и форм выделяются и вхожая брама на территорию старого костела:
Троицкий костел в Ружанах выделяется тем, что он всегда оставался действующим — во времена советской власти, как и сейчас в нём служили священники католического ордена доминиканцев. В связи с этим внутри храма сохранился богато украшенный оригинальный интерьер костела, в убранстве которого использованы пластичные архитектурные формы барокко, скульптура, живопись. Алтарь Троицкого костела выделен четырьмя колоннами из мрамора, его также украшает лепной орнамент и герб Сапег «Лис», по сторонам стоят деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла. Я к сожалению смог посмотреть интерьер только через решетку входной двери, но обязательно туда еще вернусь, чтобы рассмотреть все в подробностях, хочется попасть, по-возможности, и на верхние яруса башни-колокольни, с которой предполагаю открывается чудесный вид на Ружаны. Так что фотографиями интерьера костела я поделюсь с вами в будущем, а пока вид из-за решетки:
Петропавловская церковь. Бывший базилианский монастырь
С западной стороны площади между улицами Ленина и Чкалова размещается комплекс бывшего базилианского монастыря и Петропавловская церковь:
Сохранившиеся до наших дней здание Петропавловской церкви в Ружанах на площади 17 сентября было построена по проекту уже знакомого нам придворного архитектора Сапег Яна Самуэля Бекера при базилианском монастыре в 1762 году. На месте этого храма ранее находилась униатская церковь 1675 года постройки. Униатским храм оставался до 1839 года, когда был передан православным:
Петропавловская церковь представляет собой однобашенный, однонефный храм-базилику с большой полукруглой апсидой и двумя ризницами. Основной прямоугольный объем храма накрыт двухскатной крышей, переходящей над апсидой в конусовидноую, увенчаную сверху куполом на высоком граненом барабане. Две квадратные в плане невысокие ризницы покрыты трёхскатными крышами. Наверное вы обратили внимание, что одинаковые а архитектуре и назначении небольшие пристройки по сторонам в храма разных конфессий я называю по разному, причина в том, что в православных церквях они называются ризницами, а в католических костелах сакристиями, хотя по сути это тоже самое, я в статьях придерживаюсь правильных названий:
Стены храма расчленены арочными вытянутыми оконными проемами, декорированы сдвоенными и одиночными пилястрами в простенках, завершены карнизом:
Наиболее интересным в архитектурном плане в Петропавловской церкви является ее главный фасад, который прикрывает собой здание храма. По центру главного фасада выделяется ризалит с развитым антаблементом и двухступенчатым аттиком с треугольным фронтоном, над которым возвышается плоская, прямоугольная в плане, башня-колокольня, завершенная куполом на барабане:
Ранее завершением аттика служила балюстрада с четырьмя скульптурами святых, а основания башни-колокольни украшали скульптуры парящих ангелов, сейчас скульптор нет, но то место храма выглядит все равно привлекательно- присмотритесь к нему внимательно:
На следующем фото церковь и монастырский корпус XVIII века в одном кадре. В 1834 году базилианский орден был упразднен, и через несколько лет храм и здание монастыря передали православным. В 1895 году в Ружанах случился сильный пожар, от которого пострадала и церковь, но ее здание было восстановлено и в целом соответствует облику, которым представлял храм Беккер при его строительстве. В XX веке церковь и монастырь были закрыты, в их зданиях располагались госпиталь-тюрьма, а позже туристская база, в настоящее время — действующая православная церковь:
Прямоугольное в плане здание бывшего монастырского корпуса базилиан было построено в 1784-1788 годы и выходит главным фасадом на площадь Ружан. Я был в Ружанах несколько раз, самый старый снимок монастыря нашел от 2017 года, и как мне показалось на то время знание было заброшено:
Ко времени написания статьи корпус возможно уже отреставрировали, последние фото у меня с частичной реставрацией от 2020 года со второго велопутешествия. В 2023 во время седьмого велопутешествия я на монастырский корпус как-то внимания не обратил и его не фотографировал — видимо спешил к новым местам и достопримечательностям, где еще на то время не был, либо посчитал, что фото отреставрированного корпуса монастыря у меня уже есть в коллекции:
Рядом с Петропавловской церковью на улице Ленина от церкви находится небольшое здание с высокой крышей, в котором разместилась местная гостиница, в которой можно переночевать при посещении поселка и магазин. Правда, когда я посещал Ружаны первый раз, еще без велосипеда и палатки, и рассматривал варианты остановится на ночь в гостинице, то все места были заняты, так что, кто ночует в гостиницах уточняйте их наличие заранее. Меня тогда приютила в своей квартире однокурсница Ольга с мужем, за что им большое спасибо. После это я трижды посещал Ружаны на велосипеде, но свидится как-то больше не пришлось — надо исправить ситуацию в следующий раз:
Ружанская синагога
С другой стороны от базилианского монастыря от улицы Чкалова внутри двора в направлении улицы Якуба Коласа находится звброшенное и полуразрушенное здание Ружанской синагоги конца XVIII века.
Синагога представляет собой одноэтажное строение на высоком фундаменте, по периметру декорировано пилястрами. Стены расчленены высокими окнами, двойными арочными бровками и лопатками.
Еще несколько лет назад над зданием синагоги находилась полуразрушенная четырехскатная крыша, к лету 2023 года ее уже не было:
Синагога действовала до 1940 года, когда она была закрыта советскими властями. Во время немецкой оккупации в период второй мировой войны все местные евреи, которые до войны составляли основную часть населения Ружан были убиты в гетто, восстанавливать иудейскую святыню было некому, здание было заброшено и постепенно разрушается. Однако при посещении ружан обязательно подойдите к зданию синагоги и загляните через проем стены внутрь — там сохранилась оригинальная бима — место чтения торы — священной книги иудеев — одна из редких в Беларуси.
Подробнее о биме я рассказывал в статье про Слонимскую синагогу, на подобии которой, только в меньшем размере и была построена синагога в Ружанах:
Кроме бимы смотреть внутри бывшей Ружанской синагоги особо не чего — там только полуразрушенные стены и заросли кустарника:
Городская застройка Ружан прошлых веков
Вдоль улицы Советской в Ружанах частично сохранилась городская застройка конца XIX — начала XX веков — эти одноэтажные жилые дома сразу выделяются своим кирпичным декорах, на их стенах установлены портреты наиболее известных представителей рода Сапег:
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах
Главной достопримечательностью Ружан безусловно является дворцовый комплекс Сапег, в котором я бывал уже четыре раза, в том числе ночевал у его стен во время второго велопутешествия по Беларуси. О дворце, его истории и Сапегах, которые им владели читайте в следующей большой статье на сайте. А здесь размещаю несколько фото со второго велопутешествия:
Велопутешествие по Беларуси — продолжение
2.54 — Ружаны. Дворцовый комплекс Сапег
2.56 — Усадьба Тадеуша Костюшко