Часовня-усыпальница Ордов, Переволокский родник, Смовжитский валун. Близкая. Велопутешествие по Беларуси 2.52
Велопутешествие по Беларуси — начало:
1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор
2 — Второе велопутешествие по Беларуси. Западная Беларусь: обзор
2.28 — Гродно. Старый и Новый замки. Коложская церковь.
2.29 — Гродно. Костел Франциска Ксаверия. Иезутский монастырь.
2.30 — Гродно. Бернардинский, Бригитский и Францисканский монастыри.
2.32 — Достопримечательности Гродно. Часть 5
2.33 — Понумень. Скидель. Мильковщина
2.37 — Василишки. Старые Василишки. Головичполье. Костенево
2.38 — Мурованка. Можейково. Тарново. Белогруда
2.43 — Больтеники. Бенякони. Подворишки.
2.44 — Гайтюнишки. Конвелишки. Германишки
2.46 — Лидский район Крупово. Минойты. Гончары
2.49 — Слоним. Часть 2 — Синагога и Троицкая церковь XVII веков
2.50 — Сынковичи. Церковь Архангела Михаила — храм-крепость оборонительного типа
Часовня-усыпальница Ордов, Переволокский родник, Смовжитский валун. Близкая.
Продолжаю воспоминания со второго велопутешествия по Беларуси. На двенадцатый день путешествия я с утра проснулся в палатке на окраине Слонима, после чего посетил уникальный храм-крепость оборонительного типа XV века — церковь Архангела Михаила в Сынковичах на территории Зельвенского района и Жировичский монастырь в Слонимском районе. Следующей крупной достопримечательностью у меня в планах был дворцовый комплекс Сапег в Ружанах, но по дороге к нему я посетил ряд менее известных, но достаточно интересных объектов, с которыми я и познакомлю вас в этой статье. Уверен, что о некоторых вы из них вы даже не знали.
Река Щара. Церковь Казанской иконы Богоматери в Больших Шиловичах
Выехав из Жировичей, я первую остановку сделал на мосту через реку Щара возле деревни Большие Шиловивичи в которой меня привлек видимый издалека храм с синими куполами:
Берега реки Щара возле моста с обоих сторон были заросшие, но разглядывая пейзаж с моста я среди травы рассмотрел рыбака, видимо рыба в реке водится. А вы нашли рыбака на фото?
От реки я направился в деревню, к храму. Церковь Казанской иконы Богоматери была построена из кирпича и бутового камня во второй половине XIX века, в 1882 году после повреждения молнией была отремонтирована. В настоящее время храм оштукатурен и находится в хорошем состоянии, церковь является действующей:
Здание церкви Казанской иконы Богоматери в Больших Шиловичах построено в архитектурном стиле классицизм. Основой композиции храма является центричный восьмигранный объем молитвенного зала, завершённый сферическим куполом на гранёном барабане. К основному объему присоединены прямоугольные в плане притвор с запада и апсида с востока. По периметру территории церкви расположена ограда из бутового камня:
Главный вход оборудован четырёх-колонным портиком — он и привлекает взгляд в первую очередь:
Над колонами треугольный фронтон — все это присуще классицизму:
Рядом с храмом находится двухъярусныая башня-колокольня, которая построена в одном стиле с храмом и составляет единый архитектурный ансамбль. Колокольня, как и церковь накрыта сферическим куполом, в отличие от храма имеет больше декора. Наиболее интересно выглядит второй ярус с арочными оконными проемами, короткими пилястрами, поясами профилированных карнизов:
Часовня-усыпальница Ордов
От Больших Шиловичей я заехал посмотреть родовое имение Ордов, расположенное недалеко от деревень Слонимского района: Деревянчицы и Браково. Обе эти деревни в XIX веке принадлежали древнему роду Ордов, который по семейной легенде берет начало от Чингисхана. Основателем усадьбы в этих местах был Петр Орда. Он был юристом, служил в канцелярии одного из Минских судов, затем был назначен на должность земского судьи в Слониме. В то время он и приобрёл в собственность расположенное неподалеку от Слонима имение Деревянчицы, где начал строительство родового имения. Были возведены дворец, бровар, кирпичный завод, смолокурная и водяная мельницы., но они до наших дней не сохранились, дворец был разрушен в годы второй мировой войны, О прежних временах сегодня напоминает лишь часовня-усыпальница Ордов, которая в наше время относится к деревне Браково — она и была точкой моего интереса:
Часовня усыпальница была построена в неоготическом стиле Петром Ордой в память о его умершей в 1851 году жене Эвелине. Изначально тело Эвелины было похоронено на слонимском кладбище, одна Петр хотел, чтобы тело супруги покоилось на территории усадьбы и для этого по его требованию и была построена часовня-усыпальница, в крипте которой была перезахоронена Эвелина. В последующем в крипте были захоронены почти все видные представители слонимской ветви Ордов.
Часовня была освящена 29 сентября 1852 года слонимским ксендзом Гриневичем и двумя монахами-бернардинцами. Ее здание сохранилось до наших дней практически без изменений и этим оно и интересно — сохранились неоготические черты сооружения. Часовня представляет собой небольшое прямоугольное здание, построенное из желтого кирпича с притвором и полукруглой апсидой. Кирпичные стены прорезаны вытянутыми оконными проемами, по углам укреплены небольшими контрфорсами, сверху стены украшает декоративный пояс из кирпича Входной портал имеет арочное завершение с треугольной нишей. Сверху возвышается небольшая башня с пинаклями по сторонам и иконой в нише по центру.
С противоположенной от входа стороны, в нише полукруглой апсиды я обнаружил изображение святого Георгия Победоносца, убивающего змея. Согласно описанного в житии святого чуда Георгия о змие, последний убил змея для спасения царевны, при этом согласно славянской традиции сделал он это после смерти своей:
По некоторой информации во время восстания Кастуся Калиновского в 1863 году Петр Орда поддерживал повстанцев и держал в часовне оружие для них, однако после подавления восстания его принадлежность к восстанию царскими властями доказана не была. После смерти Петра имение перешло его сыну Иосифу, который вел активную деятельность на Слонимщине, занимал ряд важных должностей, в частности в 1913 году Иосиф Петрович Орда стал почетным мировым судьей Уездного съезда. Во время первой мировой войны в 1915 Орды эвакуировались в Санкт-Петербург из которого вернулись в усадьбу в 1920-х, когда оно входило в состав межвоенной Польши. У Иосифа и его жены Марии не было детей, поэтому, согласно завещания после смерти Иосифа в 1927 имение перешло во владение его крестнику Иосифу Обезерскому. После прихода советской власти здание использовали под склад для зерна, тогда же появилась боковая пристройка с одной из боковых сторон часовни:
В 1990 году было принято решение вернуть часовню верующим, в 2007 году после завершения восстановительных работ в храме возобновились богослужения, а на стене появились информационные таблички:
Когда я осматривал часовню-усыпальницу ко мне подошла местная жительница — Виктория Викторовна — пожилая женщина, которая со времени восстановления присматривает за часовней, хоть и проживает одна. Мы разговорились и женщина открыла мне часовню. Внутри сразу бросилась в глаза центральная картина в алтаре на которой изображена сцена явления иконы Жировичской Богоматери, о которой я писал в предыдущей статье. Но это и неудивительно — это одна из наиболее почитаемых икон в Беларуси и главная святыня этих мест:
Когда мы находились внутри часовни, Виктория Викторовна показала мне любопытную картину — копию рисунка Наполеона Орды. Наверно многие знают про этого замечательного человека своего времени, который среди прочего с фотографической точностью делал рисунки архитектурных достопримечательностей и именно его рисунки берут за основу в ноше время для восстановления старых утерянных сооружений. Родиной Наполеона Орды было Полесье, его родовое имение располагалось в Вороцевичах Ивановского района. Наполеон относился с другой ветви рода Ордов, однако во второй половине XIX века он побывал и в этой усадьбе Ордов, у своих дальних родственников, при этом изобразил усыпальницу на своем рисунке. Попробуйте по рисунку и фото определить что изменилось в здании с тех пор:
До наших дней от бывшего усадебно-паркового комплекса Ордов кроме часовни-усыпальницы и заросшего парка сохранился лишь бывший дом для рабочих, заросший со всех сторон и явно не используемый:
Р85
От усадьбы Ордов я какими-то местными дорогами через дачные застройки пробрался к дороге Р85, которая соединяет Слоним и Ружаны, и направился на юго-запад, в направлении бывших владений рода Сапег. Дорога мне запомнилась автобусными остановками, которые в Слонимском районе сложены из камня и имеют разную форму. Ниже несколько примеров таких остановок:
Мижевичи. Церковь Рождества Богородицы
При этом первой крупной деревней на дороге, которая мне повстречалась была деревня Мижевичи, в которой я свернул с дороги, чтобы посмотреть деревянный храм XIX века. При подъезде к церкви вначале мне открылся вил на каркасную двухъярусную деревянную колокольню. Какого-либо особого декора колокольня не имеет, нижний ярус обит досками горизонтально, верхний — вертикально:
Оставив велосипед недалеко от храма я прошел на его территорию и увидел здание церкви Рождества Богородицы, построенной в 1867 году. В тот год через деревню проезжал 80-й пехотный полк российской армии, с собой у военных была копия Смоленской иконы Божией Матери. По преданию, воины, переночевав в Мижевичах и отслужив молебен, собрались утром в дорогу, но волы, которые везли икону, не смогли то непонятным причинам сдвинуться с места. Верующие воины приняли это за особое знамение Божие и решили воздвигнуть на этом месте храм в честь Пресвятой Богородицы. Здание храма представляет собой деревянный прямоугольный деревянный сруб к которому пристроены небольшой притвор и апсида. Над притвором возвышается двухъярусная звонница завершенная луковицеобразным куполом, имеющие одинаковый цвет с крышей и контрастируя с синим цветом стен храма:
Апсида церкви имеет трехгранную форму. Основной объем храма накрыт двухскатной крышей, над апсидой она вальмовая. Стены церкви вертикально обиты досками, укреплены стяжками-брусами, прорезаны прямоугольными окнами с арочными завершениями, какой-либо декор, кроме простых оконных наличников в здании церкви отсутствует:
Рядом со старой церковью Рождества Богородицы я обнаружил еще один храм — церковь иконы Богоматери «Живоносный Источник». Этот храм новый, он построен в 1994 году, поэтому на нем свое внимание я не акцентировал, сделал одно фото:
Возможно новый храм в Мижевичах назван в честь родника — святого источника, над которым был установлен традиционный белорусский колодец с коловоротом и навесом выполненным в виде купола с крестом украшенный деревянной резьбой. Колодец этот мне понравился — поэтому сделал фото на память:
Церковь Михаила Архангела
Продолжая путь в направлении Ружан я, несмотря на ограниченное время до окончания отпуска свернул с трассы, и проехал по местным полевым дорожкам. В 2 километрах к северо-западу от деревни Острово Слонимского района, возле отдаленного от деревень кладбища у погоста Переволока я обнаружил еще один деревянный старый храм — церковь Михаила Архангела, обнесенный по периметру забором из бутового камня:
Приход церкви Михаила Архангела был образован еще в 1559 году на месте бывшего языческого капища — имеются упоминания о каменном языческом идоле у храма. После подавления восстания 1863 года на выделенные российским государством средства здание церкви было значительно перестроено, при этом по некотором данным алтарная часть здания была сохранена от старого здания. В конце XIX века к прямоугольному в плане храму был достроен притвор, колокольня и ограда из камня.
В советское время храм был закрыт, с 1962 года здание использовалась под склад зерна, при этом не ремонтировалось и к концу столетия было уже в плачевном состоянии. В 1990 году здание храма было возращено верующим, на средства местных жителей церковь была восстановлена и в настоящее время внешне находится в хорошем состоянии:
Основной прямоугольный объем храма накрыт двухскатной крышей с вальмой над прямоугольной апсидой. К апсиде пристроена небольшая ризница. Над крышей на восьмигранном барабане возвышается луковицеобразный купол. Запомнилось расположение храма и тишина возле него — церковь находится в нескольких километрах от ближайших деревень, людей я в той местности вообще не видел:
Переволокский родник
В 300 метрах к северо-западу от церкви Михаила Архангела на левом берегу реки Тростянка недалеко от дороги находится Переволокский родник, куда я заехал чтобы пополнить запасы закичившейся воды:
Свое название родник получил в честь старой деревни Переволока, хоть она и расположена дальше от родника, чем например более молодые деревни Смовжи, Зосимовичи и Острово, через которую я проезжал по дороге к храму и роднику. Переволока известна еще со времен князя Витовта, который прятался у местных жителей убегая от погони войск Ягайло после побега из Кревскрго замка в 1382 году
После спасения Витовт даровал местным жителям привилегий освобождающий их от панщины, после чего жители деревни несли только воинскую обязанность великому князю, так было образовалось боярское поселение. Переволокский родник древний, кто знает, может воду из его пил сам Витовт. Территория родника обустроена и обнесена деревянным забором. На входе металлические ворота с иконами:
Территория родника обстроена. Сам родник закован в железобетонное кольцо, накрытое крышей. Над ним сооружена открытая часовня-беседка:
Для слива воды в кольце пробито отверстие и установлена труба. Я набрав воды из родника решил выпить кофе со сладостями, устроить себе перекус:
Обедая я рассматривал окружающую территорию Рядом с часовней над родником находится колодец с коловоротом и оригинальным укрытием в форме котла с крестом — таких я более над колодцами в Беларуси не видел:
Родник охраняет деревянный страж — возможно копия того самого идола, который был на всяческом капище до строительства церкви:
Вода ручья из железобетонного кольца по трубе стекает в левобережную заболоченную пойму ручья реки Тростянка. Это болото в пойме реки Тростянка называют также Чертовым, согласно легенде ранее в болоте жил черт, который несмотря на то что болото было небольшое попавших туда людей водил часами по болоту и не отпускал. В настоящее время болото осталось, на раз я выехал из него значит черта там больше нету, ну или он спал:
Пейзажи белорусских полей
Перекусив и набрав воды в Переволокском роднике я продолжил свое велопутешествия по местным полевым дорогам, любуясь окружающими меня пейзажами, бескрайними золотистыми полями — в городе такой природы не увидишь:
Валун «Большой камень Смовжитский» — памятником природы республиканского значения
Проезжаю по одной из таких дорог я увидел в поле огромный камень и оставив велосипед на дороге пошел по полю его посмотреть:
Камень оказался очень большим, подойдя к нему из установленной рядом таблички я узнал, что это валун «Большой камень Смовжитский» — и он является геологическим памятником природы республиканского значения:
Валун этот из серого гранита с вкраплениями других пород был принесен сюда со Скандинавии во время Сожского оледенения примерно 150-220 тысяч лет назад, а вес его составляет — 25,9 тонн. С тех пор тяжеловес врос в грунты земли и снаружи видна только его верхняя часть:
Взглянув на камень я продолжил свой путь по просторам местных полей:
Пружанский район
Преодолевая километр за километром я пересек необозначенную на местности границу Слонимского района Гродненской области и Пружанского района Брестской области. При этом полевые дороги в раоне граница районов были наиболее плохие. Я во время путешествия заметил такую тенденцию, что качество дорог на границах районов, после их последних населённых пунктов ухудшается. Постепенно все больше появлялось следов сельскохозяйственной деятельности человека на полях по уборке зерновых культур, хотя самих людей я не видел ни одного:
Близная. Церковь Александра Невского
Около 19:30 я приблизился к деревне Близная Пружанского района. Эта деревня впервые упоминается в 1516, когда она была передана великим князем литовским и королем польским Сигизмунтом Старым в собственность Богушу Боговициновичу, занимавшему высокие должности в Великом княжестве Литовском. В 1687 это был один из фольварков большого имения Сапегов с центром в Ружанах, куда я и направлялся. Прежде чем заехать в деревню Близная я сделал остановку возле храма конца XIX расположенного на кладбище за деревней. Оставив велосипед возле большого круглого снопа соломы я пошел рассматривать этот храм:
Церковь Александра Невского в деревне Близная была построена в 1888 году в романском стиле полностью из природного камня — этом храм меня к себе и привлек. Здание храма состоит из основного прямоугольного объема с трехгранной апсидой и квадратного притвора с колокольней. Стены прорезаны арочными оконными проемами с простыми наличниками белого цвета. Какого-либо особого декора на стенах храма нет, да он тут и не нужен — привлекают сами каменные стены:
Деревянная дверь арочного входного портала укреплена металлической решёткой в ромб, на которой крепится охранная табличка историко-культурной ценности:
От церкви открывается чудесный вид на белорусские поля:
Близная. Усадьба Милошевских
В 1890 имение Близная перешло в собственность к Леону Милошевскому, который заложил здесь усадебно-парковый комплекс. Я прогулялся по бывшей усадьбе Милошевских, дворец не сохранился, однако некоторые фрагменты усадебно-паркового комплекса до наших дней сохранились частично, среди них водяная мельница, конюшня, башня-коптильня. Фото этих строений, или то что от них осталось выкладываю ниже — фото подписаны:
Сама деревня Близная длинная и вытянута вдоль дороги, по которой я вернулся на дорогу Р85, по которой через Ружанскую пущу направился в Ружаны — о них и будет следующая статья на сайте…
Велопутешествие по Беларуси — продолжение
2.54 — Ружаны. Дворцовый комплекс Сапег