Жировичский монастырь. Велопутешествие по Беларуси 2.51
Велопутешествие по Беларуси — начало:
1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор
2 — Второе велопутешествие по Беларуси. Западная Беларусь: обзор
2.28 — Гродно. Старый и Новый замки. Коложская церковь.
2.29 — Гродно. Костел Франциска Ксаверия. Иезутский монастырь.
2.30 — Гродно. Бернардинский, Бригитский и Францисканский монастыри.
2.32 — Достопримечательности Гродно. Часть 5
2.33 — Понумень. Скидель. Мильковщина
2.37 — Василишки. Старые Василишки. Головичполье. Костенево
2.38 — Мурованка. Можейково. Тарново. Белогруда
2.43 — Больтеники. Бенякони. Подворишки.
2.44 — Гайтюнишки. Конвелишки. Германишки
2.46 — Лидский район Крупово. Минойты. Гончары
2.49 — Слоним. Часть 2 — Синагога и Троицкая церковь XVII веков
2.50 — Сынковичи. Церковь Архангела Михаила — храм-крепость оборонительного типа
Жировичский монастырь
Продолжаю воспоминания со второго велопутешествия по Беларуси. На двенадцатый день путешествия я с утра проснулся в палатке на окраине Слонима — интересного города Гродненской области, про который я уже выложил на сайте две статьи. Проснувшись я задумался о том, что у меня заканчивался отпуск и оставалось два дня чтобы вернуться в Пинск — город в котором я живу, при этом я хотел успеть посетить ряд значимых достопримечательностей Беларуси, которые ранее не видел. Выехав из Слонима я с утра заехал на территорию Зельвенского района, где с удовольствием осмотрел уникальную церковь Архангела Михаила в Сынковичах — храм-крепость оборонительного типа XV века. Из Сынковичей я вернулся в Слонимский район, в котором меня интересовал монастырь в Жировичах:
Дорога Р99 запомнилась своим холмистым рельефом, я несколько раз останавливался чтобы просто постоять и полюбоваться открывающимися мне пейзажами, к примеру на следующем фото вид с одного из холмов на районный центр — город Слоним:
В целом дорога от Сынковис к Жировичам меня радовала холмистым рельефом и красивыми пейзажами:
Жировичи
В 11:10 я приехал к Жировичам — агрогородку в Слонимском районе Республики Беларусь, расположенному в 10 километрах от районного центра. Впервые в письменных источниках Жировичи упоминаются в XV века, когда они входили в состав Великого княжества Литовского. В 1624 Жировичи получили статус местечка, в 1652 от великого князя литовского и короля польского Яна Казимира магдебургское право. Перед въездом в Жировичи я сделал на память фото велосипеда возле въездного знака в агрогородок:
Жировичская икона Божией Матери — история явления святыни
Находясь возле въездного знака в Жировичи я рассматривал герб, в верхней части которого помещен образ Жировичской иконы Божией Матери — одной из наиболее почитаемых православных святынь Беларуси. Эта икона впервые явилась в 1470 году возле деревни Жировичи в лесу, во владениях казначея Великого княжества Литовского Александра Солтана. Обнаружили ее 20 мая дети пастухи у источника на дереве груше, которая росла над ручьем под горкой. Детей привлек необыкновенный свет исходящий от иконы, они забрали ее с дерева и отнесли своему хозяину Александру Солтану, который изначально не придал иконе особого значения и спрятал ее в ларец. Когда Александр захотел показать икону пришедшим гостям, то с удивлением обнаружил, что она в ларце отсутствует. Однако пастушки на следующий день вновь обнаружили эту икону на том же месте, где и в первый раз, на груше, и опять отнесли её Солтану. Александр увел в этом божественный знак и на месте явления иконы построил деревянную церковь в честь Пресвятой Богородицы.
Вокруг построенного деревянного храма со временем образовалось селение и появился приход, была построена церковная школа. В 1520 в селении случился пожар, в ходе которого деревянная церковь сгорела, сохранилась лишь церковная школа. Во время пожара пропала и Жировичская икона, на пепелище ее не нашли и все прихожане думали, что она погибла. Но однажды крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидали сидящую на камне возле сгоревшего храма красивую девушку в лучезарном сиянии (Божию Матерь), в руках у которой была икона, которую все уже считали сгоревшей. Дети не осмелились подойти к ней близко, вернулись домой и рассказали о видении родным и знакомым, после чего жители деревни вместе со священником отправились к сгоревшему храму. Девушки на камне уже не было, но на нем возле зажжённой свечи, находилась не пострадавшая от огня пожара та самая Жировичкая икона Божией Матери. Это событие считается вторым явлением Жировичской иконы. Прихожане на месте сгоревшей церкви подстроили новый храм и поместили туда икону.
Жировичский монастырь
Слава о чудотворной иконе стала распространятся за пределами деревни, со временем здесь проявились монахи и возле церкви был образован мужской православный Жировичский монастырь. Точная дата основания монастыря достоверно не известна, официальной считается 1587 год — это год первого упоминания монастыря в письменных источниках.
9 октября 1596 была заключена Брестская церковная уния, которая в Жировичах была принята по требованию Виленского трибунала в 1609 году. Согласно Брестской унии православные церковь и монастырь в Жировичах стали униатскими, перешли к монахам греко-католического обряда Базилианского ордена. К тому времени владельцем Жировичей стал берестейский каштелян Иван Мелешко, который принял униатство, и в 1613 году инициировал открытие здесь униатского Жировичского Успенского монастыря, настоятелем которого которого стал Иосафат Кунцевич. В XVII―XVIII веках монастырь был духовным и административным центром белорусско-литовских униатов. Жировичская икона осталась в монастыре и стала главной святыней униатов, а 8 сентября 1730 года икона была коронована. С 1810 года в Жировичском монастыре располагалась униатская епархия. Униатским монастырь оставался до 1839 года, когда епископ Иосиф Семашко, пользуясь покровительством императора Николая I, вместе со священством и братией монастыря перешёл в православие и монастырь был возвращён православной церкви.
В настоящее время Успенский Жировичский ставропигиальный монастырь является одним из главных центров православия в Беларуси и одним из крупнейших архитектурных ансамблей XVII-XVIII веков. В комплекс монастыря входят четыре храма и примыкающие постройки: Успенский собор, Явленская церковь, Крестовоздвиженская церковь, храм Николая Чудотворца, церковь великомученика Георгия Победоносца, звонница, здание семинарии, жилой монастырский комплекс, трапезная, хозяйственные постройки, огород.
Успенский собор — главный храм монастыря
Главным храмом монастыря является Успенский собор построенный на средства владельца Жировичей Ивана Мелешко с 1613 по 1650 годы как базилианский. Храм представляет собой трехнефную купольно-крестовую базилику длиной 55 метров, высотой 40 метров с полукруглой апсидой со ступенчатым контуром и двумя боковыми приделами с севера и юга, построенными в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Изначально Успенский собор был построен в в стиле барокко, и имел две башни на главном фасаде. Однако, перед возвращением монастыря православным башни были разобраны в ходе реконструкции в первой половине XIX века. Реконструкция собора проходила с 1821 по 1867 годы, за это время так же был изменен декор и форма светового барабана, купола храма, а фасады были оформлены колоннами и пилястрами и завершены трёхугольными фронтонами. После реконструкции храм приобрел внешне черты классицизма, при этом интерьер храма сохранился барочный. На фасаде храма выделяется дорическая орденная система: в центре по сторонам от входного портала с арочным завершением возвышаются по две массивные спаренные колоны над которыми установлен треугольный фронтон. Еще по одной колоне установлено на углах храма, между ними на фасаде пилястры. Стены главного фасада прорезают три больших оконный проема с арочными завершениями по форме входного портала:
Над входным порталом среди декора в нише имеется образ Жировичской Богоматери:
Трехнефный интерьер храма сохранил барочные черты. Деньги на внутреннюю отделку собора пожертвовал канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега — про него я уже вспоминал в статье про Слоним, где на площади ему установлен интересный памятник. Боковые нефы от центрального отделены высокими аркадами и перекрыты цилиндрическими сводами. Дополнительную высоту и объем создаёт сферический купол над храмом. Главный престол собора освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Успенском соборе до XIX века хранился рукописный памятник XV века — Жировичское Евангелие. Успенский собор во истину очень высокий — вы только посмотрите сколько пространства остаются над головами многочисленных посетителей собора.
На время моего посещения в храме было очень много людей, поэтому подробное ознакомление с собором внутри я оставил на следующий раз. Чтобы не мешать прихожанам, которые пришли в храм помолится фото интерьера я практически не делал, молча осматривал собор внутри. Есть лишь фото иконостаса собора, сделанное издалека. Иконостас в соборе интересный, деревянный, трехъярусный, выполненный в стиле барокко:
Колокольня Жировичского монастыря
Напротив входа в Успенский собор находится колокольня, которая представляет собой двухэтажное, квадратное в плане строение завершенное полусферическим куполом по аналогии с Успенским собором. Колонны, антаблементы, треугольные фронтоны, дорический фриз — все эти архитектурные элементы указывают на архитектурный стиль, в котором было построена часовня — классицизм. Это и не удивительно, колокольня строилась в то время, когда проводилась реставрация внешнего вида Успенского собора из барочного в выполненный в стиле классицизма:
На первом этаже сооружения располагается непосредственно часовня, а наверху звонница под куполом.
На территории монастыря планируется возведение новой большой колокольни, а новые 13 колоколов для неё были изготовлены на колокололитейном заводе Валерия Анисимова «Вера» в городе Воронеже и достелены в монастырь в 2020 году в канун празднования юбилейных дат Успенского Жировичского монастыря (550-летия со дня явления Жировичской иконы Божией Матери, 500-летия её повторного чудесного обретения и 500-летия со времени основания Жировичского монастыря), На время моего посещения монастыря набор колоколов был размещён на временной звоннице. Читал, что в 2022 году в обитель был доставлен еще один колокол — весом в 14 тон и это самый большой колокол в Беларуси. Освящение колокола состоялось второго августа 2022 года митрополитом Минским и Заславским Вениамином:
Явленская церковь
Недалеко от Успенского собора находится барочная Явленская церковь, которая была возведена после строительства собора, в 1672 году, и освящена в честь Рождества Богоматери. Название Явленская церковь получила в честь второго явления Жировичской иконы Богоматери на камне, на том же месте она была и возведена. Камень, на котором явилась Пресвятая Богородица, быстро сделался местом особого поклонения. Приезжавшие в Жировичи паломники начали откалывать от камня фрагменты. Чтобы сохранить валун и отметить место чудесного второго обретения иконы и была построена церковь, в наши дни получившая название Явленской. Уникальность этого храма является то, что тот самый камень со следами Богоматери находится внутри церкви, выполняя функцию престола. Явленская церковь представляет собой прямоугольный в плане объём размерами 8 на 20 метров, накрытый двухскатной крышей с деревянным барабаном и куполом в средней части. Главный фасад оформлен пучками волют, выступает за пределы объёма полуколонн и фигурным фронтоном и закрывает боковые стены церкви. Остальные фасады более скромные: на них можно увидеть лишь лопатки, простые карнизы и обрамлением окон:
Монастырское предание хранит память еще об одном явлении здесь Богородицы. Во время второй мировой войны в Явленской церкви немцы сделали склад боеприпасов., который охраняли часовые. По ночам они стали замечать какую-то женщину, которая приходила неизвестно откуда, приказывала немцам уйти из этого места, а потом бесследно исчезала. Немцы вначале собирались поймать незнакомку, считая ее партизанкой и предположив, что ее укрывает архимандрит Серафим, потребовали предоставить объяснение по поводу предполагаемого укрывательства партизан и выдать им женщину. Священник предложил осмотреть здания монастыря, в ходе обыска немецкие солдаты увидели икону Божией Матери, в которой узнали являвшуюся им женщину, после чего покинули территорию монастыря и больше никогда туда не возвращались за все время оккупации. Внутрь Явленской церкви я не попал, но отмечу фреску на фронтоне храма, на которой изображена сцена явления Богомери и второго явления Жировичской иконы:
Крестовоздвиженская церковь
В глубине монастырского двора, по дорожке от Явленской церкви в направлении реки Щара находится еще один храм Жировичского монастыря — Крестовоздвиженская церковь построенная в 1796 году на средства Элеоноры Головщиной, которая выделила деньги на строительство храма, для совершения в нем в последующем понихид по ней. Это наиболее отдаленный от собора храм, он окружен высокими деревьями из-за которых его архитектура плохо просматривается, поэтому выкладываю вертикальное фото церкви. Главный фасад церкви имеет вытянутые пропорции и завершается высоким фронтоном с башенкой-колокольней наверху с фигурным барочным куполом. Этот купол Крестовоздвиженской церкви является доминантой всего монастырского ансамбля:
Подобная башенка возвышается над алтарной стеной храма. Из особенностей храма выделю отсутствие в нем апсиды. Самоздание церкви прямоугольное в плане имеет размеры около 12 на 25 метров. После окончания первой мировой войны и вхождения Жировичей в состав Польши Крестовоздвиженский храм был отобран у монастыря польскими властями и превращен в приходской костел. В таком качестве он использовался до начала второй мировой войны. Был возвращен монастырю в 1945 г.
Но главная изюминка этого храманаходится внутри — такой интерьер храма в Беларуси я видел только здесь: половину здания церкви занимает лестница, начинающаяся прямо от дверей храма и ведущая к красочному иконостасу в алтарной части. Эта лестница в Крестовоздвиженской церкви в Жировичах является копией Святой лестницы (Санта Скала), которая находится в Латеранской базилике святого Иоанна в Риме, которая в свою очередь по преданию является той самой лестницей, которая находилась во дворце Пилата, и по которой взошел Иисус Христос, чтобы предстать перед судом римского прокуратора. В более позднее время лестница была перевезена из Иерусалима в Рим. Сегодня она ведет в капеллу Святого Лаврентия. Таким образом Крестовоздвиженская церковь в Жировичах представляет собой однонефный храм-кальварию, посвященную обряду имитирующему паломничество в Иерусалим. Для верующих прибывающих в монастырь кальвария должна была казаться Голгофой — местом казни Христа.
Широкая и длинная лестница в Крестовозждвиженской церкви создает впечатление глубины при сравнительно небольших размерах церкви (12х25 м). По обычаю, паломники поднимались по двадцати восьми ступеням Святой Лестницы на коленях, сопровождая свой путь особыми молитвами. Когда-то в каждую из ступеней этого Жировичского храма был помещен ковчежец с мощами разных святых. Во второй половине XIX века мощи достояли из ступеней и поместили в крест, находящийся в Успенском соборе монастыря справа от Царских врат. Для спуска назад имеются параллельные более узкие лестницы:
За а Крестовоздвиженским храмом на территории монастыря я обнаружил небольшое монастырское кладбище. где погребены настоятели, духовники, старцы, священнослужители и братия монастыря. Кроме этого здесь перезахоронены останки насельников обители и представителей знатных фамилий Речи Посполитой, погребенных в XVII-XVIII вв. в усыпальнице Успенского собора. В 2007 году на кладбище были перезахоронены останки, обнаруженные под спудом Явленской церкви во время проведения реставрационных работ:
Георгиевская церковь
Пятый храм Жировичей — деревянная Георгиевская (Юрьевская) церковь находится на некотором отдалении от монастырских построек, на кладбище, при этом церковь также относится к храмам Жировичского монастыря. Эта деревянная церковь также старая, построена она в XVIII веке на северо-западной окраине Жирович, на так называемой «Юрьевой Горке». Строительству Георгиевской церкви предшествовали события 1710 года, в котором, после окончания польско-шведской войны, в местности, опустошенной войной, начался упадок и эпидемия, которая полностью опустошила Жировичи и монастырь. Из всей монастырской братии в живых остался только иеромонах Николай Окуневич, который в одиночку похоронил более 600 человек, умерших от эпидемии. Некоторое время спустя на месте захоронений благодаря усилиям настоятеля Георгия Шаталловича была построена деревянная церковь святого Георгия Победоносца, которая и сохранилась до наших дней:
Георгиевская церковь представляет собой деревянный прямоугольный сруб накрытый двухскатной крышей с пятигранной апсидой под вальмовой крышей. Над главным фасадом возвышается фигурный барочный купол. Стены храма обиты горизонтально досками, укреплены вертикальными брусами, окрещены в зеленый цвет. Осматривая церковь обратил внимание, что все окна в храме закрыты деревянными ставнями, кто знает почему, напишите в комментариях:
Геогиевская церковь и кладбище находятся на высоком холме, с которого открывается прекрасный вид на монастырь:
Центром композиции Жировичского монастыря является Успенский собор, который соединён крытыми переходами с жилым корпусом и зданием семинарии. Справа от собора, если смотреть от главного фасада храма, находится монастырский корпус соединённый с собором крытым переходом. На первом этаже такого перехода справа от собора имеется арочный проезд, ведущий на внутреннюю территорию монастыря. При этом сразу за входом слева находится Свято-Никольская церковь, которая имеет общий вход с собором, примыкает к нему с юга и внешне не похожая на отдельный храм.. Храм Николая Чудотворца невысокий прямоугольный в плане, имеет размеры 20 на 7 метров — на следующем фото можно увидеть небольшой золотистый купол Никольской церкви, которая находится возле арочного входа на территорию монастыря:
15 мая 2020 года, в канун юбилеев явления Жировичской иконы и монастыря возле входа на территорию был установлен памятник преподобномученику Серафиму, архимандриту Жировичскому, Преподобномученик Серафим в годы войны возрождал духовную жизнь на оккупированной территории Беларуси. За свою миссионерскую деятельность в 1945 году был приговорён к пяти годам лагеря, где и принял мученическую кончину. В основание памятника заложена капсула с землей, взятой с места гибели святого.
К югу от Успенского собора и Никольской церкви за арочными ворота протянулся старый двухэтажный монастырский корпус XVII-XVIII века — его можно увидеть с дороги. До середины XVII века монастырские корпуса были деревянные, но они сгорели в 1655 году после нападения казаков. Со временем монастырский корпус был отстроен из кирпича:
Я прошел на территорию монастыря и снял монастырский корпус со двора — простое по архитектуре, здание прорезанное прямоугольными оконными проемами, из декора выделяются только профильные наличники и фронтончики. На всякий случай предупреждаю, если вы захотите войти на территорию любого монастыря вы должны быть соответствующе одеты, так перед входом на территорию Жировичского монастыря я снял шорты, в которых путешествовал по Беларуси и одел брюки — то же самое предстоит сделать и вам, если приедете в шортах к монастырю:
Минская духовная семинария
Слева от Успенского собора находится здание семинарии:
Сразу обратил внимание на изогнутый фронтон здания семинарии, на котором изображена та самая сцена обнаружения пастухами иконы Жировичской Богоматери:
Здание духовной семинарии является одним из наиболее массивных и запоминающихся на территории Жировичского монастыря. Оно представляет собой П-образное трехэтажное здание построенное в стиле барокко на высоком цоколе с мансардой крышей имеет симметричную объемно-пространственную композицию, соединено с собором. Пожалуй один из наиболее интересных видов на семинарию открывается с берега водоема, образованного запрудой реки Волька к северу от монастыря:
По всему периметру территорию монастыря со стороны реки Волька семинарии ограждает стена из хозяйственных монастырских построек:
На фигурном фронтоне, со стороны реки также можно рассмотреть икону:
Здание семинарии было построено униатами в 1710 году, как коллегиум для философов, богословов, а в последующем и священнослужителей униатской церкви. В 1870 году было реконструировано литовским епархиальным архитектором Т. Савичем. В 1921 году Жировичи вошли в состав Польши, а в 1934 году польские власти разместили в части монастыря сельскохозяйственную школу, существовавшую до 1939 года. Несмотря на это, в монастыре продолжали жить 10 монахов. Богослужения в монастыре проходили как после раздела Польши в 1939 году, так и в годы немецкой оккупации во время второй мировой войны. В послевоенные годы монастырь оставался действующим, причём в начале 1960-х годов дал приют сёстрам двух закрытых женских монастырей Белоруссии — Рождество-Богородичного Гродненского и Полоцкого Спасо-Ефросиниевского. В 1945 году на территории Жировичского монастыря были открыты богословско-пастырские курсы, преобразованные в 1947 году в Минскую духовную семинарию, которая и располагается в Жировичах и в настоящее время:
Начиная с 1959 года власти советской Беларуси не допускали набора абитуриентов в семинарию, в связи с чем семинария в 1963 году была закрыта. Повторно семинария была открыта в 1989 году благодаря почётному патриаршему экзарху митрополиту Филарету (Вахромееву). В 1991 году Минской духовной семинарии дан статус высшей духовной школы:
В настоящее время Минская духовная семинария имени Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста является высшим богословским учебным заведением Белорусской Православной Церкви, учрежденным с целью подготовки священнослужителей, богословов, педагогов, других церковных работников для служения на приходах, в епархиальных и синодальных учреждениях, духовных учебных заведениях, заграничных представительствах и других церковных и светских организациях. Когда я находился на территории монастыря то прошел внутрь здания семинарии и сразу обратил внимание на свойственные тем временам арочные сводчатые потолки в коридорах семинарии:
Здание семинарии соединяется с зданием Успенского собора. На время моего посещения везде было много людей, поэтому я решил отложить подробное знакомство с семинарием, собором и монастырем на следующую велопоездку. А здесь выложу фото внутри здания, на котором изображена знакомая уже вам по описанию картина явления иконы Жировичской Богоматери:
Вернувший на территорию внутреннего двора монастыря я сделал несколько снимков, на которых можно увидеть апсиду Успенского собора, расположенное рядом здание семинарии, часовню на территорию монастыря и множество хозяйственных построек:
На нижнем ярусе часовни на территории монастыря можно набрать святой воды:
В монастырских постройках можно также приобрести себе сувениры, либо приобрести монастырской еды в трапезной:
Далее выкладываю ряд фото иных монастырских корпусов, расположенных к югу от собора:
Через проход на следующем фото можно пройти с территории монастыря на улицу, но на время моего посещения монастыря проход был закрыт решеткой:
На следующем фото можно увидеть тот же проход со стороны улицы и монастырские здания возле него:
В этих зданиях со стороны улицы можно также посетить монастырскую трапезную и церковную лавку. При написании этой статьи вспомнилась моя ночевка из пятого велопутешествия по Беларуси в келье древнего православного монастыря в Пустыньках и трапезу с монахами в трапезной под молитву одного из них:
По настоящее время я был в Жировичком монастыре только один раз, в ходе второго велопутешествия по Беларуси, хотя на время написания этой статьи уже совершил восемь. В силу с ограниченностью во времени я недостаточно хорошо изучил монастырь, в частности не побывал на местных купелях, поэтому в Жировики еще вернусь и напишу более полную статью, а пока на этом все:
После осмотра Жировичского монастыря у меня оставалось всего полтора дня до окончания отпуска, а в планах было посещение дворцового комплекса Сапег в Ружанах, дворца Пусловских возле Коссово и других достопримечательностей, поэтому я в Жировичах не задержался и продолжил свой путь. О посещенных далее достопримечательностях читайте в следующих статьях на сайте.
Велопутешествие по Беларуси — продолжение
2.52 — Часовня-усыпальница Ордов, Переволокский родник, Смовжитский валун. Близная
2.54 — Ружаны. Дворцовый комплекс Сапег