Ружаны. Дворцовый комплекс Сапег. Велопутешествие по Беларуси 2.54

Велопутешествие по Беларуси — начало:

1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор

2 — Второе велопутешествие по Беларуси. Западная Беларусь: обзор

Трек второго велопутешествия по Беларуси (Западная Беларусь)
Трек второго велопутешествия по Беларуси (Западная Беларусь) в Strava

2.28 — Гродно. Старый и Новый замки. Коложская церковь.

2.29 — Гродно. Костел Франциска Ксаверия. Иезутский монастырь.

2.30 — Гродно. Бернардинский, Бригитский и Францисканский монастыри.

2.31 — Гродно. Большая хоральная синагога, Лютеранская кирха, Базилианский монастырь, Покровский собор.

2.32 — Достопримечательности Гродно. Часть 5

2.33 — Понумень. Скидель. Мильковщина

2.34 — Каменка. Щучин

2.35 — Рожанка. Ищелно

2.36 — Желудок

2.37 — Василишки. Старые Василишки. Головичполье. Костенево

2.38 — Мурованка. Можейково. Тарново. Белогруда

2.39 — Лидский замок Гедемина

2.40 — Лида

2.41 — Жирмуны

2.42 — Оссова. Вороново.

2.43 — Больтеники. Бенякони. Подворишки.

2.44 — Гайтюнишки. Конвелишки. Германишки

2.45 — Трокели

2.46 — Лидский район Крупово. Минойты. Гончары

2.47 — Дятлово

2.48 — Слоним

2.49 — Слоним. Часть 2 — Синагога и Троицкая церковь XVII веков

2.50 — Сынковичи. Церковь Архангела Михаила — храм-крепость оборонительного типа

2.51 — Жировичский монастырь

2.52 — Часовня-усыпальница Ордов, Переволокский родник, Смовжитский валун. Близная

2.53 — Ружаны

Ружаны. Дворцовый комплекс Сапег

Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Велопутешествие по Беларуси

Брама и флигеля

Продолжаю рассказ о достопримечательностях городского поселка Ружаны, расположенного в Пружанском районе Брестской области Республики Беларусь. В предыдущей статье речь шла о старых храмах на территории поселка, сохранившихся с тех пор, когда Ружанами владели представители влиятельного рода Сапег (с конца XVI по XIX век). В этой статье я покажу вам дворцовый комплекс Сапег, расскажу его историю, познакомлю с его владельцами. Ружаны я посещал четыре раза, при этом три раза на велосипеде, включая второе велопутешествие по Беларуси 2020 года и седьмое велопутешествие 2023 года. Каждый раз, посещая Ружаны, я заезжал посмотреть бывшую дворцовый комплекс Сапег делал его на фото, поэтому в этой статье не буду привязываться ко второму велопутешествию, статьи с которого я в последнее время размещаю на сайте, а выложу ниже фото с разных посещений, заодно будут видны изменения, произошедшие на территории комплекса за последние семь лет. Впервые я посетил Ружаны 27 сентября 2017 года году и дворцовый комплекс Сапег тогда предстал предо иной таким, как на следующем фото: над крышами одноэтажных сельских домов возвышалось нечто красивое в архитектурном плане, что я хотел рассмотреть вблизи:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах — первый взгляд на резиденцию знаменитого рода

Мой взгляд тогда издалека приковала к себе возвышающаяся верхняя часть арочной брамы с картушем и статуей над ней на высоком круглом постаменте:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-5
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Брама

Статуя женщины сверху с прижатой к сердцу левой рукой и вытянутой правой словно благословляет жителей и гостей Ружан. Местные называют ее заступницей небольших местечек: Ранее, при Сапегах, такая статуя показывала рукой в направлении возведенного Сапегами картезианского монастыря возле Березы, в крипте костела которого находилась их родовая усыпальница, сейчас рука женщины показывает в другую сторону — в направлении Пружан и Бреста:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-15
Статуя возвышающаяся над брамой

Подойдя ближе к бывшей резиденции Сапег я увидел восстановленные к тому времени въездную браму и два примыкающих к ней одинаковых флигеля, расположенных симметрично по обе стороны от брамы:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-3
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Брама и флигеля

Стены флигелей прорезаны большим количеством прямоугольных оконных проемов, между окнами рустированы. Рустом покрыта и нижняя часть брамы. В настоящее время в востановленных флигелях размещается музей, основная экспозиция которого находится во флигеле слева:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-11
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Флигель, в котором расположен музей

Несмотря на то, что месяц назад я стал лауреатом XXI Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь» в главной народной номинации «Я познаю Беларусь», по предыдущим статьям, выложенным на сайте вы поняли, что я не любитель фотографироваться сам, а предпочитаю снимать сами достопримечательности, но дворцовый комплекс Сапег просто напрашивается чтобы сделать фото на его фоне и я это делал неоднократно. На следующем фото память о первом и единственном посещении мною Ружан без велосипеда:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-4
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Брама и флигеля

Кстати въездная брама в комплекс Сапег, напоминающая о его былом величии, на самом деле очень большая и внушительная, своим видом напоминает Триумфальную арку. Для того, чтобы оценить ее реальные размеры найдите мой велосипед на следующем фото у основания брамы по центру. Оцените заодно и высоту центрального арочного проема брамы — завершающая его арка находится на одном уровне с крышами прилегающих двухэтажных флигелей. Через эту арку в прошлые века заезжали кареты самых влиятельных людей государства своего времени, включая монарха Речи Посполитой — великого князя литовского и короля польского. Я не король, и не князь, поэтому прошел на территорию дворцового комплекса через один из двух боковых высоких прямоугольных проемов, расположенных по сторонам от центральной арки:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-2
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Брама и флигеля

Центральная арка брамы в настоящее время имеет металлические ворота, через которые, подойдя к браме, можно рассмотреть силуэт руин дворца Сапег о котором речь пойдет ниже. А пока можете рассмотреть велосипед, на котором я путешествую по Беларуси и экипировку, которую вожу с собой: на руле в передней сумке документы, телефон и фотоаппарат, рядом колонка — хорошая музыка поджимает настояние в дороге. На багажнике палатка, туристический коврик и сумки со спальным мешком, одеждой, газовой горелкой и иными вещами, которыми я пользуюсь во время путешествий. На этом велосипеде с этой экипировкой я объехал все 118 районов Беларуси:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-12
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Ворота в арке брамы. Вид на дворец

Дворцовый комплекс Сапег,  который предстал предо мной в Ружанах был один из крупнейших дворцовых комплексов  XVIII века построенных на территории Беларуси, а возведен он был в 1748-86 годы по проекту архитектора Яна Самуэля Беккера. При этом история резиденции рода Сапег в Ружанах началась гораздо раньше — со Льва Сапеги и возведенного им на этом месте в самом начале XVII века оборонительного замка. Сапеги в свое время были одними из самых богатых и влиятельных родов в Великом княжестве Литовском, по богатству уступали только великому князю и князям Радзивиллам, которых называли некоронованными королями ВКЛ — о Радзивилах читайте в статьях на сайте про Несвиж и Несвижский замок Радзивиллов.

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-30
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Брама и флигеля

Лев Сапега — основатель родовой резиденции Сапег в Ружанах

Когда я посещаю интересные старые архитектурные комплексы на территории Беларуси у меня всегда возникают вопросы: когда и кем было построено это сооружение, для каких целей, хочется узнать его историю. И чем больше я путешествую по Беларуси, тем больше узнаю историю своей Родины — Республики Беларусь, и тем больше ее хочется изучать дальше. А так как Сапеги были одними из влиятельнейший родов своего времени на территории Беаруси, то захотелось подробнее узнать историю их рода и главной резиденции в Ружанах. Основание резиденции рода Сапег в Ружанах относится к 1598 году, когда местечко Ружаны и прилегающие к нему территории приобрел в собственность у Бартоша Брухальского канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега. Ружаны в то время входили в Слонимский повет Новогрудского воеводства Великоко княжества Литовского в составе федерации Речи Посполитой. Кстати, в бывшем центре повета — Слониме на площади Льву Сапеге установлен достойный памятник, который можно увидеть на сайте в статье про Слоним. Напомню, что после подписания Люблинской унии в 1569 году два независимых государства: Великое княжество Литовское, в которое входили земли современной Республики Беларусь, и королевство Польское объединились в единое федеративное государство получившее название Речь Посполитая, монарх которого обеднял в себе титулы короля польского и великого князя литовского.

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-26
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Брама и флигеля

Лев Иванович Сапега — величайший человек своего времени, государственный и военный деятель Великого княжества Литовского. Начав службу с самых нижних ступенек в государственной иерархии, Лев Сапега в возрасте 70 лет достиг наивысшего поста в Великом княжестве Литовском — великого гетмана литовского. В наше время эта должность соответствует должности военного министра и главнокомандующего войсками, а во времена Льва Сапеги должность великого гетмана ВКЛ позволяла ему принимать решения без согласования их с королем польским и великим князем литовским.

В детстве Лев Сапега воспитывался в несвижском имении у Николая Радзивилла Чёрного, который затем послал его учиться в Лейпцигский университет. Государственную службу Лев Сапега начинал писарем в городской канцелярии города Орши, где его отец Иван Иванович Сапега был подстаростой. Мощным толчком в его карьере послужило личное знакомство с великим князем литовским и королем польским Стефаном Баторием в 1581, после чего он стал королевским писарем, совместно с тогдашними канцлером и подканцлером участвовал в создании Главного Трибунала Великого княжества Литовского. С 1585 по 1589 был подканцлером, а с 1589 по 1623 годы и великим канцлером Великого княжества Литовского. Лев Сапега был одним из создателей Статута Великого княжества, который определял государственное устройство ВКЛ и издателем его третей и последней редакции, которая действовала в качестве кодекса законов государства на территории современных Беларуси и Литвы до 1840 года, когда на территории бывшего Великого княжества Литовского было распространено российское имперское законодательство.

Находясь на должности канцлера ВКЛ Лев Сапега и приобрел в 1598 в собственность Ружаны и возвел здесь родовую резиденцию рода Сапег: заложил усадьбу, построил оборонительный замок. С 1621 он занимал должность виленского воеводы, а с 1625 стал великим гетман Великого княжества Литовского, после чего занимал этом высшую государственную должность до своей смерти. Умер великий гетман в 1633 в возрасте 76 лет, его прах захоронен в возведенном им костеле святого Михаила в Вильне — бывшей столице ВКЛ. Надеюсь, в будущем я совершу велопутешествия по Прибалтике и увижу в том числе и мраморное надгробие Льва Сапеги в этом храме. На следующем фото портрет Льва Ивановича Сапеги, написанный в 1616 году — так выглядел один из самых влиятельных магнатов своего времени:

1616
Портрет Льва Сапеги

Приобретя земли в Ружанах Лев Сапега заложил здесь родовую резиденцию и построил замок, первые письменные упоминания о котором относятся к 1602 году. Предположительно замок был возведен на месте старой усадьбы Тышкевичей, которые владели Ружанами с 1552 года, еще до Брухальских. Первоначально Ружанский замок Льва Сапеги имел оборонительный характер и представлял собой двухэтажные крестовидные в плане каменные сооружения с тремя башнями, две из которых были квадратные, третья — многоугольная. В центральной части дворца замка находились парадная зала и вестибюль с двусторонней лестницей, в боковых частях — жилые помещения, кабинет, богатая библиотека, в которой встречались оригинальные труды великих мыслителей – Аристотеля и других.. Анфилада помещений на первом этаже перекрывалась сводчатыми, а на втором — балочными перекрытиями. Все покои были украшены лепкой, дорогими картинами и скульптурой. Под постройкой в больших сводчатых трехэтажных подвалах находились арсенал, архив, запасы провизии.

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-20
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Брама и флигеля

Замок в Ружанах при Льве Сапеге стал центром политической жизни ВКЛ он играл значительную роль в истории не только Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, но и соседних государств. Его посещали короли, в нём принимались послы, в замке готовился польско-литовский поход на Москву в 1603 – 1604 годы, и подготавливался на московский престол монах Григорий Отрепьев — будущий российский самозванец Лжедмитрий —  Государь, Царь и Великий Князь всея Руси с июня 1605 по май 1606, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного. В 1609 в Ружанах побывал король Сигизмунд III Ваза, который вместе с Сапегой и другими магнатами направлялся в Москву с намерением захватить трон. Сам Лев Сапега во время похода возглавил полк, который выставил за свой счет. В своё время в погребах дворца хранилась государственная казна Великого княжества Литовского и арсенал.

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-21
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Брама и флигеля

Картуш и герб Сапегов — «Лис»

Если посмотреть на браму в Ружанах сейчас, то можно отметить, что наиболее интересной и любопытной частью въездной брамы являет картуш с родовым гербом рода Сапег:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-13
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Картуш на Браме

Картуш этот воссоздан недавно, в ходе восстановления брамы. При этом со времен Сапег, с конца XVIII века до наших дней сохранился оригинальный деревянный картуш, который до 2008 года находится на браме, а сейчас его можно увидеть в размещённом в флигеле брамы музее — гербов и короны, на нем к сожалению не сохранилось, но рассматривать его любопытно. Оригинальный картуш сделан из лиственницы и хорошо сохранился:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-71
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Оригинальный картуш в музее

Возвращаясь к восстановленному картушу на браме ниже выкладываю его вблизи, чтобы вы могли рассмотреть расположенный в центре герб, приписываемый владельцам Ружанского дворца Сапегам:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-14
Картуш с гербом Сапег

В верхней части овального щита картуша по центру находится направленная вверх стрелка, пересыщенная двумя перпендикулярными линиями. Это неотъемлемая часть исторического герба называемого «Лис», который использовал род Сапег, а означает она серебряное копье или белую стрелу, положенную в красном поле и перекрещенную двумя белыми перекладинами наподобие секир. Герб этот древний и существует легенда о его образовании. Согласно этой легенде в 1058 году небольшой отряд польского князя Казимира I под командованием рыцаря из рода Лисов выдвинувшись на разведку случайно напоролся на большой отряд неприятеля, при этот отряд дал бой неприятелю, а рыцарь выстрелил высоко вверх подпаленной стрелой (по другой версии дал сигнал копьем, брошенным вверх с зажжённой серой). Увидев поданный сигнал на помощь пришел отряд князя и войско неприятеля было разбито. Князь Казимир в память о горящем сигнале помощи дал рыцарю герб со стрелой и его родовой знак «Лис»  смешался с «горящей» стрелой. В изначальной версии герба «Лис» на шлеме была изображена до половины выходящая лисица, обращённая вправо — отсюда и название герба:

Lis-svg
Герб Лис

В последующем этот шляхетский герб, широко известный с с начала XIII века. принадлежал многим родам Беларуси, Литвы, Польши, Украины и России, что предполагает их кровное родство и межродовые союзы. При этом влиятельные рода, носившие этот герб видоизменяли его, в частности одним из самых влиятельных родов, носившим герб «Лис» был род Сапег, при этом лис с их герба во врмена Речи Посполитой исчез, но название осталось. Откуда у Сапег появился этот герб и законно ли они им пользовались ? Тут есть вопросы. Польские гербы вместе с правами польской шляхты бояре Великого княжества Литовского получили в 1413 в результате Городельской унии — договора между великим князем литовским Витовтом и королем польским Ягайло. Родоначальником рода Сапег считается полоцкий боярин писарь великого князя литовского Казимира IV Семен Сапега. Согласно легендарной генеалогии рода Сапег Семён был сыном Сунигайло, праправнука великого князя Гедимина, по Городельской унии 1413 года принявшего герб «Лис», и по этому владение Сапегами гербом «Лис» законно.. Тем не менее ещё в XIX веке генеалогом Стадницким было установлено, что Сунигайло умер бездетным. в связи с чем законность ношения этого герба представителями рода Сапег ставится под сомнение. Однако влияние представителей рода Сапег было очень велико, а по богатству в ВКЛ они уступали только великому князю и Радзивиллам, поэтому легенда была принята за истину, и представители рода Сапег сумели добиться официального разрешения на ношение этого герба который во времена Речи Посполитой выглядел так:

image
Герб Сапег

Продолжая тему герба Сапег, отмечу, что в 1858 году, уже во времена Российской империи был создан большой герб Сапег русского подданства, который российским императором Александром III был внесен в 13 часть  Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи. Этот герб изображен на следующем фото, его же можно увидеть в Ружанском музее, и судя по всему его и взяли за основу реставраторы дворцового комплекса Сапег размещая картуш на браме. На официально зарегистрированном большом гербе рода Сапег нижнюю центральную часть занимает щит красного цвета, разделенный на части.  Верхняя часть щита разделена на три квадрата, в среднем квадрате красного цвета находится серебряная дважды перекрещенная стрела — неотъемлемая часть герба «Лис» легенду создания которого я поведал выше. В правой черной части находятся три серебряные лилии (две сверху и одна снизу), в левой синей части — изображена рука в серебряных латах, сжатая в кулак, пронзённая серебряной стрелой остриём вниз. В нижней, наиболее большой по площади части щита на красном фоне изображен направленный вправо серебряный всадник  на белом коне, покрытом красным красным седлом с тремя свисающими концами и красной сбруей, при этом всадник держит в правой руке поднятый над головой обнаженный серебрянный меч, а левой рукой прижимает белый щит с изображением шестиконечного красного креста — модификация герба «Погоня» — многовекового герба Великого княжества Литовского. Над щитом на гербе изображен княжеский коронованный шлем, из которого которого выглядывает стоящая серебряная лисица повернутая вправо с красными глазами и языком. Герб увенчан княжеской короной, его украшает спадающая от короны и охватывающая весь герб красная, подбитая горностаем мантия с золотыми кистями и бахромой. А сейчас вернитесь к фотографии с изображением герба Сапег на браме в Ружанах и сравните его с официально зарегистрированным гербом Сапег. Почему на нем нету лисицы и щит овальный понятно — реставраторы воссоздавали формы исторического картуша, который был ранее на браме, но почему цвет щита всадника и сбруи на коне окрасили в синий цвет мне совсем не понятно — эти цвета в настоящее время изображены на государственном гербе Литовской Республики. Да и ко времени создания большого герба Сапег в 1858 году Ружаны представителям рода Сапег уже не принадлежали — они из Ружан к тому времени переселились в Деречин.

Sapieha-alt-svg
Герб Сапег в Российской империи

Самое интересное что влиятельнейший человек своего времени, основатель ружанской родовой резиденции Лев Сапега княжеского титула не имел, как не имели его и предки. Княжеский титул представителям рода Сапег был пожалован императором Священной Римской империи Леопольдом I только 14 сентября 1700 года. Основатель рода Семён Сапега происходил из полоцких бояр, владел землями на Смоленщине. В браке с Анастасией Полшанкой он имел четырёх сыновей, два из которых: Богдан и Иван положили начало двум ветвям рода Сапег — черейско-ружанской и коданской. Основатель Ружанского замка Лев Сапега являлся правнуком Богдана Сапеги.

После смерти Льва Сапеги в 1633 владельцем Ружан стал его старший сын Ян Станислав, но он умер через два года. Его место занял младший сын Льва Сапеги — Казимир Леон Сапега, который как и все представители этого рода занимал высокие должности в государстве. Казимир Леон Сапега расширил влияние рода Сапег и их родовой резиденции в Ружанах — при нем в 1637 Ружаны получили магдебургское право и герб — о котором я писал в предыдущей статье. Казимир Леон Сапега известен также и как основатель монастыря картезианцев в Берёзе, в крипте костела которого находилась родовая усыпальница представителей черейско-ружанской ветви рода Сапег. При Казимире Леоне в замке девять дней подряд, с 10 по 19 января 1644 года гостил монарх Речи Посполитой Владислав IV, а слава о том приеме, его пышности, богатстве и подарках ушла далеко за пределы ВКЛ. Во внутренней часовне Ружанского замка Сапег с 1665 года до окончания войны между Речью Посполитой и Русским царством хранились мощи небесного покровителем всего Великого княжества Литовского святого Казимира перевезенные сюда для сохранения из кафедрального собора  Святого Станислава и Святого Владислава в Вильно перед угрозой захвата столицы Великого княжества Литовского русскими войсками. Об этом я упоминал в предыдущей статье, повествуя о костеле святого Казимира в Ружанах.

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-22
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Брама и флигеля

Казимир Леон Сапега умер во время войны в январе 1656 года. Сыновей у него не было, и владельцем Ружанского замка стал его крестник и племянник Льва Сапеги — Павел Ян Сапега, который принимал активные действия во время войны Речи Посполитой с Русским царством 1654 – 1667. После занятия Ружан русскими войсками в 1655 году он обратился за помощью к шведскому королю Карлу Х Густаву и перешел на его сторону. Павел Ян Сапега преследовал при этом несколько целей, во первых он хотел с помощью шведов получить назад в собственность свои владения, во вторых хотел ослабить влияние Радзивиллов в Великом княжестве Литовском, для чего его войска совершали нападения на имения Радзивиллов и грабили их, не реагируя на призывы короля Яна Казимира прекратить нападения. А ключевой целью был выход Великого княжества Литовского из состава Речи Посполитой, возращение самостоятельности государства и желание Павла Яна Сапеги его возглавить — стать великим князем литовским. Король Ян ІІ Казимир желая утихомирить Павла Яна Сапегу и вернуть его поддержку в 1656 дал ему должность великого гетмана литовского и воеводы виленского. Однако этот шаг короля не содействовал победе в войне с Русским царством и не остановил желания представителей рода Сапег взойти на престол независимого ВКЛ, не остановил он и связанных с этим феодальных войн, разгравшихся между Сапегами и его противниками.

После смерти Павла Яна Сапеги в 1665 дворцом владели его сыновья, вначале Лев Базиль а с 1686 — Казимир Павел Яне Сапега — еще один великий гетман из представителей рода Сапег, который, как и его отец стремился к выходу Великого княжества Литовского из состава Речи Посполитой. Казимир Павел Яне Сапега возглавлял движение части шляхты за восстановление самостоятельности ВКЛ, в связи с чем находился в оппозиции к королевской власти. На престоле независимого и самостоятельного Великого княжества Литовского Казимир Павел Ян изначально хотел видеть хотел видеть своего ставленника французского принца Л. Канци, а потом сам решил занять великокняжеский трон. Влияние рода Сапег при Казимир Павле Яне к концу XVII века достигла своего максимального влияния и могущества в ВКЛ, представители рода Сапег занимали все важные государственные должности: сам Казимир Павел Ян — гетман великий литовский, Александр Павел Ян — маршалок великий литовский, Казимир Владислав — воевода трокский, Бенедикт Павел — подскарбий великий литовский, Ержи Станислав — стольник литовский, Михал Франтишек — конюший великий литовский. Фактически обладая в ВКЛ полной властью Сапеги обратили деятельность административного аппарата в целях личной выгоды, они не признавали власти ни монарха Речи Посполитой, ни русских царей, ни местной шляхты, грабя их владения с целью ослабления влияния в княжестве. Но у Сапегов были и могущественные соперники не желавшие мирится с безграничной властью Сапегов — представители других магнатских родов, таких как Радзивилы, Огинские и Вишневецкие, которые также претендовали на власть в государстве, при этом они были сторонниками конфедерации между Великим княжеством Литовским и королевском Польским и поддерживали короля. Конферады объединились в коалицию против Сапег. В те времена каждый зажиточный князь имел свое собственное войско, поэтом между войсками магнатов антисапеговской коалиции под предводительством Григория Огинского и войсками Сапег началась гражданская война, которая продолжалась несколько лет и закончилась осенью 1700 года, когда войска Сапегов были разбиты обледенённым двадцатысячным войском других магнатов в битве под Олькениками, что на Ошмянщине. В ходе войны конфедераты разграбили Ружаны и разрушили замок, а Сапеги после поражения были лишены всех государственных должностей, могущество их рода было подорвано, и больше никогда не достигало такого расцвета, как в конце XVII века. Казимир Павел Ян попытался получить помощь в восстановлении ВКЛ во главе с родом Сапег, от шведского короля Карла XII, но помощи не дождался и его мечта въехать в родную резиденцию в Ружанах в роли главы государства — великого князя литовского не осуществилось. Король Швеции Карл ХІІ воспользовался помощью Сапег во время Северной войны, останавливался в Ружанах в 1706 во время его похода на Волынь, но на самом деле восстанавливать независимое самостоятельное белорусско-литовское государство он не собирался.

После поражения войск Сапег и разрушений их противниками Ружан, родовая резиденция пришла в упадок, в 1700 году ружанские владения Сапег были заложены и перешли на время во владение к Самуэлю Горбачевскому. Выкупить и вернуть их роду Сапег во владение удалось только в 1714 году Ежи Станиславу Сапеге, сыну Казимира Павла Яна Сапеги, при котором владения Сапег в результате его брака с Изабеллой Еленой Полубинской расширились имениями в Деречине и в Зельве. После смерти Ежи Станислава его наследством распоряжалась вторая жена — Теодора Сапега из рода Пересвет-Солтан, которая в 1746 году передала Ружаны в качестве приданного князю Казимиру Массальскому, который женился на ее единственной дочери Кристине Казимир и Кристина занялись восстановлением дворца в Ружанах, хотя сами в основном жили в имении в Ляховичах. Со временем у Казимира повредился рассудок, а Кристина Роза умерла, после чего пережившая ее Теодора завещала Ружаны своему родственнику Станиславу Пересвет-Солтану.

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-24
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Брама и флигеля

Сапеги вернули себе Ружанское имение в 1773 году, уже после первого раздела Речи Посполитой, когда в наследство вступил племянник Кристины Розы – гетман польный Александр Михал Сапега — представитель коденской ветви Сапег, сын генерала литовской артиллерии Казимира Кароля Леона Сапеги и Каролины Радзивил. При Александре началось последнее возрождение сапеговской родовой резиденции и самих Ружан — именно при нем был отстроен дворец таким величественным, каким он частично сохранился до наших дней. Если посмотреть на обратную сторону отреставрированной брамы в Ружанах, то там также можно увидеть картуш с гербом, но герб отличается от того, что с лицевой стороны. На гербе с дворцовой стороны просматриваются инициалы А и S, которые и означают имя Александра Сапеги:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-40
Картуш с монограммой Александра Сапеги

В результате междоусобных столкновений между Сапегами и конфедератами, а затем в годы Северной войны со шведами замок Сапег в Ружанах сильно пострадал. К тому времени, как замок перешел во владение Александра Сапеги он утратил свое оборонительное значение, в связи с чем новым владельцем было принято решение перестроить его в дворец. Для этой цели специально был приглашен в Ружаны саксонский архитектор Ян Самуэль Беккер, который перестроил древний дворец-замок с частичным использованием его фундаментов и стен в новый дворцовый комплекс, который стал одним из крупнейших дворцовых комплексов  Беларуси  XVIII века. В возведении строений архитектор использовал переходной архитектурный стиль от барокко к классицизму, здания выглядели торжественно и богато, некоторое представление о былом величии можно судить и сейчас взирая на восстановленную браму и флигеля, руины самого дворца. Во флигелях изначально размещались кордегардия (охрана) и канцелярия. Ян Самуэль Бекер разработал чертежи будущего дворца и лично руководил строительными работами. Кроме дворца архитектор возвел новые и отреставрировал старые храмы в Ружанах, о которых я рассказывал в прошлой статье, по сути он создал архитектурный облик Ружан. После завершения работ Ян Самуэль Бекер стал придворным архитектором Сапег, получил от них пожизненное содержание в размере 2160 злотых, в последствии увеличенное до 2520, жил в Ружанах, где у него был деревянный дом.

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-19
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Брама и флигеля

Как я уже отмечал я трижды посещал дворцовый комплекс на велосипеде, при этом восстановленная брама и флигеля за это время изменений не претерпели:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-1-2
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-18
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Брама и флигеля

Дворцовый комплекс Сапег

На следующем фото панорама восстановленной части дворцового комплекса:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-25
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Восстановленная часть

На следующем фото панорама невосстановленной части дворцового комплекса на время моего первого посещения:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-28
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Панорама

Ружанский дворец  один из крупнейших дворцовых комплексов  Беларуси  XVIII века. Судить о его величии можно и сейчас пройдя через браму и оценив размеры внутренней территории дворцового комплекса Сапег и масштабы сохранившихся руин дворца, корпуса и аркады. Ружанский дворец за схожесть планировки часто называют “белорусским Версалем”. Возможно Я.С. Беккер хотел тем самым показать величие рода Сапег намекая на символ могущества и абсолютной власти французского короля Людовика XIV.

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-4-2
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах.

Александр Михал Сапега детские и юношеские годы провел в замке Сапег в Высоком, а воспитывал его дядя виленский бискуп Юзеф Станислав Сапега, так как родители рано умерли. Про Высокое и остатки замка Сапег есть статья на сайте. В 1756 году Александр Сапега заключает брак с Магдаленой Агнешкой из Любомирских, которая очень любила театр. С этой целью с левой стороны от дворца был построен театрально-манежный корпус:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-29
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах.

С другой стороны от дворца планировалось строительство аналогичного корпуса для картинной галереи и библиотеки, он должен был располагаться напротив театрально-манежного корпуса и закрывать тем самым симметричную панораму дворцового комплекса, но он судя по всему построен не был, ну или был полностью уничтожен — следов его существования я на местности не обнаружил. В музее можно увидеть чертежи Беккера и макет дворцового комплекса Сапег, каким его видел архитектор:

170927-172048-2
Макет дворцового комплекса Сапег в в музее в Ружанах.

На некоторые мысли о точности этого макета, и дворцовых построек при Беккере наводит картина художника Наполеона Орды, который отмечался фотографической точностью, обратите внимание на размеры правого от брамы флигеля — он явно меньше, чем существующий сейчас, а Орда врать не будет. Картуш, который сейчас в музее, при этом на картине имеется:

Ru-any-Sapieha-N-Orda-1875
Дворец на картине Наполеона Орды

Дворец Сапег

Дворец Сапегов, построенный Беккером расположен прямо напротив въездной брамы. При его строительстве были разобраны две из трех башней старого замка Льва Сапеги, а третья была включена в общий объём новой постройки дворца, который после перестройки принял вид симметричной композиции:

200824-090239
Дворец Сапег в Ружанах.

Дворец Сапег в Ружанах приобрёл вид компактного двухэтажного прямоугольного в плане здания под высокой мансардовой «французской» крышей, которая не сохранилась. К ризалиту на главном фасаде по центру был пристроен накладной портик с двойными колоннами и пилястрами, завершающийся треугольным фронтоном со скульптурой композицией. Скульптуры до наших дней не сохранились, а вот колонны эти сохранились, и сейчас они, хоть и в поврежденном виде, являются наиболее интересной частью главного фасада разрушенного дворца. Пишут, что всего на главном фасаде было 30 окон, поэтому дворец хорошо освещался естественным светом:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-27
Дворец Сапег в Ружанах.

Кстати в 2023 году находясь в седьмом велопутешествии по Беларуси обнаружил, что руины дворца уже обнесены забором:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-2
Дворец Сапег в Ружанах.

Я в статье буду преимущественно использовать фото дворца, которые были сделаны еще до появления забора, чтобы он не скрывал архитектуру. Если присмотреться внимательно к окнам на главном фасаде, то на втором этаже по центру можно еще рассмотреть сохранившиеся частично барочно-райкальные профилированные обрамления окон, которые свидетельствуют о его парадном назначении:

170927-163435-3
Дворец Сапег в Ружанах.

Я всегда обхожу интересные архитектурные объекты с разных сторон, предлагаю и вам вместе со мной взглянуть на руины дворца Сапег с разных ракурсов:

170927-164024
Дворец Сапег в Ружанах.

Интересная судьба была у построенного Беккером дворца. Еще в 1784 году владелец дворца Александр Сапега принимал в нём прибывшего на Гродненский сейм последнего монарха Речи Посполитой, короля польского и великого князя литовского  Станислава Августа Понятовского. А уже через два года, в 1786 году он отдал дворец в аренду еврейскому предпринимателю Пинасу, который построил на его территории суконную фабрику. При этом владельцами дворца формально оставались Сапеги.

170927-164138
Дворец Сапег в Ружанах.

Последним владельцем дворца в Ружанах из рода Сапег был Евстафий Каетан Сапега, который вступил в наследство в 1829 году. К этому времени прошли три раздела Речи Посполитой и такое государство перестало существовать на карте, земли современной Беларуси, в том числе и Ружаны оказались в составе Российской империи. При этом многие представители бывших шляхетских родов, включая Сапег, стремились к возрождению государства, с этой целью на территории бывшего Великого княжества Литовского и королевства Польши в 1830–1831 годы вспыхнуло вооруженное востание против российской власти, которое было направлено на восстановление границ Речи Посполитой до ее разделов. Евстафий Каетан Сапега принимал активное участие в восстании, находился при штабе главнокомандующего повстанческими войсками генерала Я. Скшинецкого, в связи с чем после подавления поражения восстания, он был лишен российскими властями своего родового имения в Ружанах и эмигрировал во Францию. Дворец с имуществом был конфискован в казну Российской империи. Пишут, что он отказался от предложения российского императора Николая І принять назад конфискованные имения взамен на присягу российскому императору, а во Франции занимался финансово-экономической деятельностью и до конца жизни много средств тратил на поддержку повстанцев в эмиграции. Оставшиеся на территории Беларуси Сапеги из Ружан перебрались в другое свое имение в Деречин, который сейчас находится в Зельвенском районе — его я посещал в ходе седьмого велопутешествия по Беларуси и на сайте будет оттуда статья в будущем:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-2-2
Дворец Сапег в Ружанах.

После конфискации Ружанского имения в казну Российской империи, в 1834 году бывший дворцовый комплекс Сапег приобрел в собственность еврейский предприниматель Пинес, который ранее арендовал его у Сапег. Он расширил на территории дворца ткацкое производство. На фабрике работало 159 человек. Фабрика выпускала различные ткани, также там изготавливались кареты. Новый владелец вместе с семьей жил на первом этаже дворца, а на втором и в подвалах устроил склады продукции фабрик — ткацкой, суконной, шелковых поясов и гобеленов.

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-16-2
Дворец Сапег в Ружанах и аркада

Дворец Сапег сильно пострадал во время первой мировой войны, когда по невнимательности прачек в 1914 на фабрике произошел пожар, который сильно повредил дворец. В межвоенный период предпринимались попытки восстановления дворца, однако вследствие разрушений, полученных в годы второй мировой войны дворец окончательно превратился в развалины, в годы войны немцами был разрушен восточный корпус и уничтожена ткацкая фабрика:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-5-2
Дворец Сапег в Ружанах и аркада
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-11-2
Дворец Сапег в Ружанах и аркада

На тыльном,, парковом, фасаде напротив колон главного фасада, ранее находилась десятиколонная терраса, на которую выходили окна-двери бального зала. На парковом фасаде имелась монограмма владельца с буквами “АS”, лепное украшение в виде выгнутого картуша. До наших дней из этого ничего не сохранилось, тыльный ризалит выглядит скромно, на нем бросается в глаза лишь табличка «Опасная зона»:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-48
Дворец Сапег в Ружанах. Ризалит паркового фасада

Далее ряд фото стен дворца, расположенных с тыльной стороны от аркад, по обе стороны от выступающего ризалита:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-41
Дворец Сапег в Ружанах.
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-49
Дворец Сапег в Ружанах.
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-44
Дворец Сапег в Ружанах.

Есть место, где с тыльной стороны дворца стены полностью отсутствуют — проход туда был заставлен забором уже давно, так как за забором открывается подвальные помещения дворца, в которые можно по неосторожности упасть:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-46
Дворец Сапег в Ружанах.

Глядя вглубь подвальных помещений я вспомнил, что подвалы были трехэтажными, возведены они были еще при Льве Сапеге, именно в них в свое время при канцлере зранилась казна всего Великого княжества Литовского. А еще согласно легендам из нижнего уровня подвалов вели подземные ходы — один в Деречин к другой усадьбе Сапкегов, второй к дворцу Пусловских возле Коссово.  Легенда гласит, что подземные ходы открывались на нижнем, третьем уровне и они были настолько большие и широкие, что по ним по ним могла проехать упряжка с лошадьми. Но подтвердить эти легенды никто не смог. Да и зачем соединять дворец Пусловских с Ружанами, если на время его строительства здесь уже была ткацкая фабрика. А до Деречина все-таки далековато от Ружан будет. Но что за замок без легенд…

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-59
Дворец Сапег в Ружанах. Вход в трехэтажные подвалы

Дворец представлял собой объединение множества помещений разной величины и назначений. Там размещались большой бальный зал, вестибюль и парадная двухсторонняя лестница, которая освещалась двумя ярусами окон, археологический кабинет-музей и огромная библиотека, “зеленый” зал, скарбец за железными дверьми, арсенал с зарешеченными окнами, часовня с алтарем, многочисленные гардеробные и помещения для слуг. В покоях Сапег имелись скульптуры, картины, камины, белые печи, украшенные лепниной. Лепнина также украшала двери. Полы были паркетными. Внутреннее убранство покоев отличалось своей роскошью. Тут была разнообразная мебель, фигурные подсвечники (жирандоли), зеркала разной величины, бронзовые подсвечники, красивые часы, скульптуры из мрамора, гипса, кости, камня, алебастра, фарфора, бронзы. Сейчас внутри руин дворца лишь голые кирпичные стены, которые думают будет ли кто их укреплять и восстанавливать, или им разрушаться и падать дальше:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-51
Дворец Сапег в Ружанах.
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-53
Дворец Сапег в Ружанах.
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-66
Дворец Сапег в Ружанах.

На следующем фото стена фронтона со стороны дворца:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-52
Дворец Сапег в Ружанах. Стена фронтона
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-67
Дворец Сапег в Ружанах.
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-50
Дворец Сапег в Ружанах.

Местами среди руин дворца встречаются фрагмента арочных сводов:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-64
Дворец Сапег в Ружанах.
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-57
Дворец Сапег в Ружанах.
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-55
Дворец Сапег в Ружанах.
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-61
Дворец Сапег в Ружанах.
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-62
Дворец Сапег в Ружанах.
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-63
Дворец Сапег в Ружанах.
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-60
Дворец Сапег в Ружанах.
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-58
Дворец Сапег в Ружанах.

Аркады дворцового комплекса Сапег

Дворец по проекту Беккера должен был соединяться с двумя боковыми корпусами полукруглыми аркадами, которые сохранились до наших дней. Начну с левой аркады которая ведет в никуда — корпус там не был достроен, либо был разрушен до фундамента — сейчас о его существовании ничего не напоминает на местности:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-68
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-15-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-8-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-6-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-7-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах

Давайте на аркаду посмотрим вблизи — спаренные колонны аркады с внутренней территории дворца создают общий архитектурный стиль с колоннами на главном фасаде дворца:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-9-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах

Местами между колонн аркады над арочными завершениями ещё можно увидеть декоративные элементы:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-13-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах

Во многих местах от колон по отпадала штукатурка, что позволяет вблизи рассмотреть старую кирпичную кладку XVIII века, из которой сложены колонны:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-14-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах

Ну и несколько фотографий аркады с тыльной стороны — там вместо колонн сдвоенные пилястры:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-10-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-42
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах

Далее фото аркады, соединяющей дворец и сохранившийся восточный корпус — обратите внимание что уровне их основания — небо — аркада, словно замирает в небесном пространстве:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-25-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах

На следующем фото место соединения аркады и дворца:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-19-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах

Как же эпично все-таки выглядят эти колонны в аркаде — и что самое интересно они не носили практического назначения, а были созданы для красоты и логического завершения контуров дворцового комплекса::

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-17-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-18-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах

С восточной обратной стороны аркады также вместо колон пилястры:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-26-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах

Сразу за дворцом и аркадой находится резкое понижение в рельефе. Дворец возводился на искусственном холме, он него вниз, в парковую зону должны были вести лестницы, но их судя по всему не успели построить, либо они были утрачены со временем. На фото справа от аркады руины дворца, слева — руины восточного корпуса:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-28-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах

На следующих фото можно увидеть изменения, которые произошли в аркаде между моими велопутешествиями. В июне 2023, посещая Ружанский дворец в очередной раз, я обнаружил, что часть аркады уже отреставрировали, причем симпатично:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-22-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах

Сверху над аркадами, в продолжении колонн, появились вазы:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-21-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах

При этом там, где реставрация аркады закончилась сделан интересный переход к неотреставрированной части — могу предположить, что такая задумка. Кто был недавно в Ружанах, напишите продолжили ли реставрация аркады, или она замерла на этом месте и дальнейшей реставрации в направления дворца далее не будет?

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-20-2
Аркада дворцового комплекса Сапег в Ружанах

Восточный (театрально-манежный) корпус

Дворец полукруглой аркадой соединяется с восточным боковым корпусом, который я застал еще до реставрации в состоянии руин:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-12-2
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Дворец и восточный корпус

Восточный корпус был возведен Беккером в 1784-1788 годы как театрально — манежный. В этом вытянутом прямоугольном здании, невзрачном внешне, когда-то разделенной парадной лестницей на две части находились театр и манеж.

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-38
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Восточный (театрально-манежный) корпус
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-35
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Восточный (театрально-манежный) корпус

Вид на торец восточного корпуса со стороны аркады:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-27-2
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Восточный (театрально-манежный) корпус

Несмотря на кажущуюся на первый взгляд несовместимость сохранившегося здания с театром, именно в его половине размещался довольно вместительный театр Александра Сапеги, который по форме напоминал подкову. В театре была глубокая сцена с 7 планами кулис, что позволяло трижды менять оформление во время спектакля. С двух сторон от сцены размещались гардеробные. Подковообразный в плане зал был двухъярусным: в первом ярусе было 14 изолированных лож, во втором – 15 с королевской ложей в центре — театр в Ружанах неоднократно посещал последний король Речи Посполитой Август Станислав Понятовский. Ложи были украшены ажурными балюстрадами, колоннами коринфского ордера, при этом и разделялись коринфскими колонами. Одну треть просторного партера занимала лестница и место для оркестра, которое было ограничено барьерами, выходившими в зал двумя полукругами. Сцены украшали резьба и живопись.  Найдите на следующем фото какие-либо признаки театра:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-37
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Восточный (театрально-манежный) корпус

Татр Александа Сапеги насчитывал 60 артистов и танцоров и 40 музыкантов — немалое количество для частного театра. При этом в ружанской капелле работали музыканты из Италии и Польши, а также местные крепостные крестьяне, наиболее талантливых из которых Александр Сапега отправлял учится в Италию. После смерти Александра Сапеги по его завещанию все крепостные артисты ружанского театра, балета, оркестра получили свободу. По соседству, в этом же корпусе размещался манеж для лошадей, поэтому его и называют театрально-манежным корпусом:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-36
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Восточный (театрально-манежный) корпус

К востоку от главной въездной брамы сохранилась боковая брама из двух пилонов, которая отреставрирована. Кстати эти пилоны видны на картине Наполеона Орды, которую я выложил выше. На фоне этой брамы из пилонов на следующем фото неотреставрированные главный фасад дворца и торец восточного корпуса:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-39
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах.
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-32
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах.
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-33
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Восточный (театрально-манежный) корпус

Уже во время независимой Беларуси, с 2008 года идет постепенное восстановление зданий комплекса Сапкг, в частности в последние годы идет восстановление восточного корпуса, того самого, где находились при Александре Сапеге театр и манеж. На следующих фото можно увидеть как корпус выглядит после реставрации. Сразу обращает на себя необычный для таких зданий зеленый цвет, но эксперты говорят, что именно такой цвет имел корпус изначально. Хотя на макете в музее цвет корпуса светлый, как и флигелей у брамы, мне кажется он бы смотрелся в комплексе более органично. Слышал, что с здании корпуса после восстановления хотят восстановить и театр, а в другой части корпуса, где ранее был манеж планируют создать кафе и номера:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-69
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Восточный (театрально-манежный) корпус
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-70
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Восточный (театрально-манежный) корпус

На восстановленном корпусе в треугольном фронтоне разместили картуш с инициалами Александра Сапеги:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-29-2
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Восточный (театрально-манежный) корпус

Ночевка в палатке у стен дворцового комплекса Сапег

Возвращаясь ко второму велопутешествия по Беларуси, с которого были предыдущие статьи на сайте отмечу, что я тогда ночевал у стен бывшего дворцового комплекса Сапег. В Ружаны я тогда приехал поздно и пока рассматривал его храмы и резиденцию Сапег Ружаны поглатила тьма и я принял решение ночевать там. На внутренней территории дворца и возле его руин на то время находилось много шумной молодежи, поэтому палатку сразу поставил с внешней стороны восточного корпуса, чтобы мне не мешали местные спать. Стены восточного корпуса на то время еще были не реставрированы, но здание театрально-манежного корпуса частично было уже огороженного забором:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-30-2
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Восточный (театрально-манежный) корпус

Проснувшись с самого утра я перенес палатку к аркаде и пил кофе с вкусняшками уже с видом из палатки на въездную браму с флигелями и внутреннюю территорию некогда величественного дворцового комплекса Сапег. А представители этого рода в настоящее время проживают во многих странах мира, но не в Беларуси, откуда их предки родом. Такая вот судьба одного из влиятельнейших родов на белорусских землях. Зато в наследство от Сапег белорусам достался по настоящему интересный туристический объект:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-23-2
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах.

Ночь в палатке в Ружанах была последней во втором велопутешествии по Беларуси, вечером я был уже в Пинске — городе, в котором я живу. Но по дороге я посетил величественный дворец Пусловских, город Коссово, о которых я также расскажу вас на страницах сайта в дальнейших статьях:

ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-24-2
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах
ruzhany-dvorcovyj-kompleks-sapeg-43
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах

Фрагменты огромного дворцового ансамбля и сейчас вызывают незабываемое впечатление, гордо и величаво вздымаясь над местечком Ружаны, которое распростерлось у подножия дворца:

ruzhany-2
Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах. Вид от костела святого Казимира

Велопутешествие по Беларуси — продолжение

2.55 — Коссово

2.56 — Усадьба Тадеуша Костюшко

2.57 — Дворец Пусловских / Коссовский замок

Пинск — столица Полесья — город, в котором я живу

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *