Слоним. Часть2. Синагога и Троицкая церковь XVII века. Велопутешествие по Беларуси 2.49
Велопутешествие по Беларуси — начало:
1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор
2 — Второе велопутешествие по Беларуси. Западная Беларусь: обзор
2.28 — Гродно. Старый и Новый замки. Коложская церковь.
2.29 — Гродно. Костел Франциска Ксаверия. Иезутский монастырь.
2.30 — Гродно. Бернардинский, Бригитский и Францисканский монастыри.
2.32 — Достопримечательности Гродно. Часть 5
2.33 — Понумень. Скидель. Мильковщина
2.37 — Василишки. Старые Василишки. Головичполье. Костенево
2.38 — Мурованка. Можейково. Тарново. Белогруда
2.43 — Больтеники. Бенякони. Подворишки.
2.44 Гайтюнишки. Конвелишки. Германишки
2.46 — Лидский район Крупово. Минойты. Гончары
Слоним. Часть2. Синагога и Троицкая церковь XVII века.
Продолжаю воспоминания о моих велопутешествиях по Беларуси. Эта статья является прямым продолжением предыдущей статьи и представляет собой вторую часть про достопримечательности города Слонима. Начало читайте в статье по ссылке:
В монументальной архитектуре старого Слонима заметная роль принадлежала культовым зданиям. Некоторые из них входили в систему обороны города и имели помимо религиозных, также и оборонительные функции, таки храмы имели толстые укрепленные стены и башни. Из восьми культовых каменных строений Слонима, возведенных в городе в XVII — XVIII веках до наших дней сохранилась лишь половина — четыре. Это костел святого Андрея, костелы и монастыри бернардинок и бернардинцев, а также Большая синагога. О костелах святого Андрея и бернардинок я рассказал в прошлой статье, в этой познакомлю вас с самыми старыми из них — Троицком соборе при бывшем монастыре бернардинцев и Слонимской Большой синагогой
Слонимская синагога XVII века
Вторую часть про Слоним начну со здания одной из старейших синагог Беларуси, которая сохранилась в центре Слонима, но находится, к сожалению, в аварийном состоянии. Здание уникальное, поэтому расскажу о нем подробнее и размещаю много фото, как снаружи, так и внутри:
Большая Главная синагога в Слониме была возведена евреями с разрешения короля польского и великого князя литовского Владислава IV в 1642 — 1648 годы и была архитектурной доминантой старинной площади, к которой сходились улицы., а также частью его оборонительных сооружений. Слоним удивительный город, в его центре находится не одна большая площадь как в большинстве белорусских городов, в три, и на одной из площадей и была построена синагога. В настоящее время, как и несколько веков назад, возле величественного здания синагоги находится рынок, различные торговые ларьки:
Старая Слонимская синагога была построена в архитектурном стиле барокко из красного кирпича, здание представляет собой базилику — прямоугольное в плане здание, накрытую высокой двускатной крышей. После строительства, синагога исполняла не только религиозные функции, но и оборонительные. Фасады Слонимской синагоги имеют двухъярусную структуру с трёхосевой симметричной композицией. Основной объем синагоги монументален, с оборонительными чертами, лишен какого-либо богатого декора, имеет толстые стены, прорезанные высокими и узкими оконными проемами и нишами-бойницами. Из декора боковых фасадов можно выделить лишь профильный карниз сверху, Симметрию композиции придают по три оконных проема с боковых фасадов. Особенно мощным в оборонительном плане был нижний ярус синагоги, который составляли более низкие и поздние пристройки по сторонам от основного объема, с рядом низких лучковых окон-бойниц и толщиной стен до 1,7 метра.
В настоящее время пристройки нижнего яруса находятся в руинах и лишь частично просматриваются из-за огородившего синагогу забора:
Слонимская синагога — мощное сооружение, в котором наиболее интересно выглядит главный фасад, ориентированный на улицу Советскую. Из особенностей этого фасада, которые отличают его от других, можно выделить круглое окно на высоте по центру — в других фасадах окна по центру вытянутые, такие же как и боковые. Пристройки со стороны главного фасада, также разрушены, лишь по контурам на фасаде можно представить их высоту и форму:
Главный, восточный, фасад завершён высоким фигурным барочным фронтоном на филёнчатом парапете, расположенном над профильным карнизом. На монументальном здании синагоги только на главном фронтоне сохранились декоративные элементы: сдвоенные пилястры, ниши, окно-розетка, волюты по бокам:
Слонимская синагога сильно пострадала в результате большого пожара в 1881 году, но благодаря пожертвованиям жителей города была восстановлена. В те годы евреи составляли основное население Слонима. Так, согласно переписи 1897 года в городе проживало 11 515 евреев, что составляло 72,5% всего населения. Всего в те годы в Слониме действовала 21 синагога, десятки хедеров, четыре еврейских училища и т.д. Но самой важной синагогой всегда была эта Главная синагога, поэтому деньги на ее восстановление после пожара собрали быстро.
Слоним представлял собой крупное еврейское местечко вплоть до второй мировой войны. При этом, Главная синагога была закрыта, еще до войны, в 1939 советской властью, когда Слоним вошел в состав СССР, тогда же, часть евреев тогда была переселена советской властью в отдаленные районы Советского союза. Закрытая синагога была переоборудована под склад мебели. Накануне вторжения немцев в 1941 году евреи продолжали составлять основное население города, их проживало в Слониме 22 тысячи или 2/3 всего населения города. В годы второй мировой войны еврейское население Слонима было уничтожено оккупировавшими город немцами — с тех пор синагога больше не использовалась по назначению. Немцы вошли в Слоним 24 июня 1941 года, и за три года оккупации в ходе различных «акций» и в гетто были уничтожены более 25 тысяч евреев, включая жителей окрестных местечек. После освобождения в июле 1944 года около 80 евреев вернулись в Слоним, но община так и не восстановилась. В 1946-м здесь оставалось всего 30 евреев.
После освобождения города советскими войсками от немецких оккупантов, и окончания второй мировой войны здание Слонимской синагоги использовалось в качестве склада, мебельного магазина, затем как торговое помещение. В пристройках в советское время работали колбасный магазин, молочный бар, галантерея. Со временем они закрылись, и с тех пор храм продолжал разрушаться.
После обретения Республикой Беларусь независимость было предпринято несколько попыток восстановить иудейскую святыню, но они завершились неудачно. В 2001 здание старой синагоги было передано в собственность Иудейскому религиозному объединению Беларуси, которое на восстановление святыни денег не нашло. В 2010 году здание было передано в собственность отделу культуры Слонимского райисполкома. В самом Слониме евреев, которые могли бы восстановить святыню не осталось. Слышал, что здание Главной синагоги в Слониме хотели приобрести евреи из-за границы, но они не сошлись в цене с государством. В начале 2021 года здание с целью восстановления приобрела на аукционе детская писательница и педагог из Минска Илона Караваева (псевдоним Ривз Иоанна), которая также не сумела собрать денег на восстановление Главной Слонимской синагоги и здание было вновь возращено государству. Все эти годы, пока идут попытки найти нового хозяина, здание пустует и постепенно разрушается. На время моего нахождения в Слониме здание находилось в аварийном состоянии, огорожено забором и доступ внутрь для туристов закрыт, единственным обновленным элементом синагоги была двухскатная крыша, защищающая внутренние помещение синагоги от осадков и других разрушающих воздействий природы:
Я был в Слониме на велосипеде дважды. Первый раз я в Слониме был во втором велопутешествии по Беларуси, и тогда я внутрь синагоги не попал. Вернувшись с того путешествия домой, я узнал, что внутри здания с XVII века сохранились до наших дней оригинальные бима и фрески, которые я очень хотел увидеть своими глазами — меня притягивает к себе все старинное, а тут еще и необычное. Увидеть синагогу внутри — была основная цель моего повторного посещения Слонима в 2023 году, в ходе седьмого велопутешествия по Беларуси. И я таки тогда попал внутрь, но не сразу — поиск прохода занял больше, чем пол часа. Изначально, я обошел здание синагоги по периметру с доступных для осмотра мест, но оно везде было обнесено забором. Пообщался с местным, который сказал что можно попробовать пройти на территорию синагоги с территория рынка, я зашел на территорию рынка, но прохода не нашел. Со стороны рынка синагога выглядит так:
Западный, торцовый фасад синагоги, со стороны рынка выглядит скромнее, чем восточный с барочным фронтоном:
Находясь на рынке, я почти отчаялся найти проход, а перелазить на людях через забор мне не хотелось — не культурно как-то Но желание и вера в себя были сильны, и я таки нашел проход, и сейчас расскажу об этом вам. Я вернулся на улицу Советскую, на которую выходит главный фасад синагоги, затем по переулку, который вел на север параллельно рынка прошел в направлении монастыря бернардинок. Через два здания на переулке, не доходя до монастыря, я свернул на запад в направлении рынка, а затем, не доходя до рынка повернул к синагоге и вышел к невысокому забору из проволоки, который огораживал территорию синагоги. На следующем фото вид на синагогу, откуда можно попасть на ее территорию. На фото также видны руины пристроек первого яруса::
И вот я возле синагоги:
Попав на территорию синагоги я стал искать вход внутрь. Обходя синагогу по периметру осматривал сохранившиеся руины сооружений первого яруса, некоторые еще можно при желании восстановить:
Вот такие стены скрываются от взора за забором:
Местами можно еще среди зарослей рассмотреть интересную архитектуру пристроек:
Обойдя синагогу по периметру я нашел таки вход в нее через этот проход:
Интерьер синагоги. Бима
Зайдя внутрь здания я замер от увиденного — в синагоге сохранился ряд необычных для меня элементов иудейской культуры, которые сохранились со времени постройки синагоги, несмотря на то, что на протяжении последнего века здание использовалось не по назначению.
Внутри здание синагоги представляет собой большой объем с центрической планировкой, накрытый девятью сводчатыми пролётами. Интерьер синагоги обусловлен характером культового ритуала, проводимого в ней. Уникальной особенностью Слонимской синагоги является то, что внутри ее сохранилась бима XVII века, которая располагается по центру здания синагоги. Бима в синагоге — это возвышение для совершения религиозных обрядов. Четыре мощные граненые столпа удерживают аркаду, и плавно переходят в потолочные своды. Бима композиционно объединяет пространство интерьера и одновременно является центральной опорой крестовых соединений, которые перекрывают монолитный зал высотой 11,8 метра. Пятки дугообразных соединений потолочного свода опираются на пилястры, филёнки, расписанные фресками с романтическими пейзажами. Многие из них них разрушены, но часть сохранилась и я покажу их ниже. В декоративном решении интерьера использована техника гризайль.
Иудейскую биму я до Слонима видел только в руинах Ружанской синагоги, и то — через разрушения в стене. Третью биму в Беларуси я видел в Гродненской синагоге, но это было уже после Слонима. Поэтому оказавшись внутри Слонимской синагоги я с большим интересом и любопытством рассматривал это необычное для меня строение, сделал ряд фото, которыми делюсь с вами. Судя по всему — это самая старая бима на территории Республики Беларусь. Может кто знает, где еще сохранились бимы — пишите в комментариях::
Под бимой, в частично разрушенном месте, просматриваются арочные своды. На следующем фото справа виден и дверной проем, через который я проник внутрь синагоги:
Впечатляюще и массивно выгладят граненые столбы над бимой с неглубокими нощами на всех гранях:
Завораживающе смотрится аркада на граненых столбах, которую составляют арки разных форм и размеров:
Арки плавно переходят с сводчатые своды:
Рассматривая биму, я заглянул посмотреть ее купол, на котором сохранилась красивая декоративная роспись:
Арон-кодеш — Священный ковчег
Декоративно-орнаментальные мотивы интерьера связаны с религиозной символикой:
Композиционно-декоративным центром восточной стены (где главный фасад) является арон-кодеш — «священный синагогальный ковчег» — специальная ниша для хранения свитка Торы. Арон-каодеш в синагогах представляет собой символическую замену Ковчега Завета — описанного в Ветхом Завете священного объекта (ковчега, переносного ящика), в котором хранились каменные скрижали Завета с десятью заповедями (а согласно новозаветному посланию к евреям, также сосуд с манной и жезл Аарона). Ковчег Завета являлся самым священным объектом, вначале он находился в Скинии собрания, а затем в Святая святых Иерусалимского Храма (другие названия храма — Первый храм, или храм Соломона). Ковчег, согласно Торе, являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде. Оригинальный Ковчег Завета бесследно исчез после разрушения Иерусалимского Первого храма Соломона в 586 году до нашей эры. С тех пор иудеи стали строить синагоги с арон-кодеш и хранить в них свитки Торы — основной священной книги в иудаизме, в которой изложен весь иудейский религиозный закон. Согласно традиционной иудаистской точке зрения, текст Торы был записан Моисеем со слов Всевышнего Бога на горе Синай. В христианстве Моисеев закон носит название Пятикнижья и составляет первые пять книг Ветхого завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). В Торе разделения на книги нет. Публичное чтение Торы является одной из основ еврейской общинной жизни., часть Торы публично читается не реже одного раза в три дня на собраниях иудейской общины. И вот одно из таких священных мест хранения свитков Торы, священный синагогальный ковчег находился в Слонимской синагоге:
Над арон-кодешом размещён накладной фигурный картуш, который представляет собой лепную композицию в виде двух скрижалей, которые поддерживаются с двух сторон львами и увенчаны короной. Все элементы декоративной лепнины были покрыты позолотой или раскрашены, часть краски облезло или утеряло свою насыщенность, однако элементы картуша в общих чертах, можно рассмотреть и сейчас:
По сторонам от алтарного картуша еще можно рассмотреть настенные фрески с коринфскими колоннами и антаблементом. Я не достаточно хорошо рассмотрел фрески (мое внимание отвлекали бима и картуш), но по информации из интернета на фресках изображены обрядовые (трубные рога, валторна, «арфа Давида») и светские (гитара, виолончель, кларнет) музыкальные инструменты, драпировки, букеты цветов:
Ось алтарной стены над арон-кодешом и картушем завершается лепным балдахином в виде короны со звездой и спущенными драпировками:
Как я отмечал выше, старое здание синагоги было построено из небольшого красного кирпича. Внутри часть штукатурки на стенах разрушена, в связи с чем этот кирпич можно рассмотреть вблизи и потрогать руками:
В некоторых частях стен наряду с кирпичем, при строительстве синагоги использовался и камень:
У меня также вызвали интерес внутренние ниши, не знаю они служили для помещения туда неких объектов, либо это замурованные старые бойницы, служившие когда-то для обороны храма, ведь синагога носила и оборонительный характер:
На следующих фото можно увидеть оконные проемы в стенах изнутри, своды и пилястры на которые они опираются, на некоторых пилястрах еще можно увидеть старые фрески, на некоторых они утрачены и видна только кирпичная кладка:
Могу предположить что этот арочный проход, замурованный в наше время стеной из кирпичей, ранее служил входом в синагогу. Узкая высокая ниша рядом предположительно бойница для обороны:
Почему же здание синагоги окружено забором и вход туда запрещен? Потому что оно находится в аварийном состоянии, что видно у примеру на следующем фото и если вы решитесь последовать моему пути и пробраться в синагогу, то помните, что вы это делаете на свой страх и риск.
В продолжение еврейской темы в Слониме выкладываю ниже фото брамы с еврейского кладбища:
Осмотрев синагогу внутри я тем же путем вернулся на улицу Советскую. Ориентиром для поворота к синагоге может послужить также протестантский храм — Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня. Когда я проходил мимо него, из дома молитвы вышла женщина и подарила мне книгу «Великая борьба и величайшая надежда!», которую я умудрился довести на велосипеде домой и планирую как-нибудь почитать для общего развития. Само здание протестантской церкви меня особо не привлекло:
Троицкая церковь — бывший костел бернардинцев XVII века и монастырь
Самым старым сооружением современного Слонима является здание Троицкой церкви, которое начали возводить на левом берегу реки Щара раньше, чем синагогу — строительство храма шло с 1639 по 1645 годы. При этом храм строился как католический костел ордена бернардинцев, который был освящен ы 1671 году:
Кирпичный костел монахами-бернардинцами был построен из кирпича взамен старого деревянного костела, заложенного в 1630 году по фундации Андрея и Екатерины Радванов, и в настоявшее время является одним из самых высоких в Городе — его высокая башня видна издалека с разных ракурсов:
Бывший Бернардинский костел, нынешняя Троицкая церковь является памятником архитектуры стилей барокко и рококо, представляет собой а архитектурном плане однобашенный однонефный храм базилику с вытянутым пресвитерием, полукруглой алтарной апсидой с сакристиями, а также с пристроенными часовнями по бокам:. Троицкий храм, как и Слонимская синагога, возводился в XVII веке как опорный пункт системы городских оборонительных сооружений, поэтому для него характерны монументальный вид, укрепляющие по углам башню и стены массивные контрфорсы, а сами стены расчленены узкими, высокими оконными проемами:
Особенно сильно выявлены укрепляющие контрфорсы на первом ярусе башни храма. Сама башня-колокольня на входе в храм состоит из трех ярусов и своим массивным видом поминает о оборонительном значении старого храма. Два верхних яруса башни, в отличие от нижнего квадратного, имеют восьмигранную форму, разделены между собой профильным карнизом, прорезаны на гранях узкими высокими окнами с арочными завершениями, на углах гране и украшены пилястрами:
Входящий портал церкви оформлен ордерными элементами: полуколоннами, упрощённым антаблементом, архивольтами.
Над входным порталом помещено изображение Троицы — храм освящен как Троицкий:
До недавнего времени башня-колокольня была накрыта шатровым куполом, однако в 2015 он был заменен на гигантский золотой купол-луковицу, выполненный в традициях православия, при этом по мнению многих историков он нарушает исторический облик здания
В 1668 и 1750 годах к апсиде пристроены две боковые квадратные в плане часовни, завершённые шлемовидными куполами:
Здание Троицкой церкви просматривается хорошо не со всех сторон, но даже из-за деревьев можно рассмотреть его огромную, массивную, полукруглую апсиду с алтарной стороны:
Интерьер храма
Храм оставался католическим до второй половины XIX века. После подавления восстания 1863 года российской властью костел был закрыт и переоборудован гродненским губернским инженером В. Ф. Небольсиным под православную Троицкую церковь, которая была освящена в 1867 году. В настоящее время церковь действующая. В 2023, в ходе седьмого велопутешествия мне удалось попасть внутрь этого древнего храма. Интерьер храма, как и его внешний облик, суровый и простой. Неф переходит в более узкий пресвитерий, который выделен алтарной перегородкой и завершён полукругом апсиды, перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками в алтарной части храма. Простенки укреплены столбами-пилястрами, объединёнными с внешними контрфорсами в единый конструкционный элемент, поддерживающий распор сводов. Как и стены, своды лишены декоративной обработки. Только их верхняя часть украшена лепным геометрическим декором:
С западной стороны нефа на трёхпролётной аркаде и крестовых сводах возвышаются барочные хоры, которые ограждены фигурным вогнуто-выпуклым парапетом:
Когда я находился внутри Троицкой церкви меня все время не отпускало чувство, что я нахожусь в католическом костеле, а не православной церкви, которой храм является в настоящее время. Я в путешествии побывал в храмах самых разных конфессий и научился распознавать типичные для них черты. Наверно это связано с архитектурой храма, она типична костелам, да строился храм как костел. И это несмотря на многочисленные атрибуты православной церкви, множество икон и конечно иконостас, установленный в храме после преобразования в церковь.
Осознавая, что я нахожусь в здании первоначального костела мой взгляд ушел поверх православного иконостаса середины XIX века и поверх него я частично увидел лавный бернардинский алтарь XVIII века, прижатый к стене апсиды. Целиком увидеть бернардинский главный алтарь я не смог, так дорогу к нему преграждает православный иконостас, но частично смог рассмотреть высокие колоны и декор алтаря, широкий антаблемент с ангелами:
В интерьере храма среди икон выделяются боковые алтари, которые выполнены в архитектурном стиле рококо: и насыщены элементами декора: орнаментальной лепниной, фигурками ангелов, волютами и другими, при этом элементы декора выделены позолотой:
Монастырь бернардинцев. Корпуса
Выйдя из храма я прогулялся вдоль него и обнаружил построенный рядом, в 1749 году монастырь бернардинцев. Монастырские корпуса бернардинцев были построены из кирпича в стиле барокко, они представляют собой двухэтажные П-образные в плане здания примыкающие с южной стороны к апсиде храма,:
Монументальное массивное здание монастыря накрыто вальмовой крышей, плоские стены украшены одинарными простеночными и парными угловыми пилястрами, опоясаны карнизом несложного профиля:
В 1860-е годы, после закрытия бернардинского костела, монастырские корпуса были реконструированы архитектором Тихвинским под духовное училище. В начале XX века по проекту архитектора В. Ханенберга монастырь был приспособлен под административное учреждение, в 1920—1930-е годы использовался как административное здание. В настоящее время в нем вроде как расположен интернат Слонимского медучилища.
Мечеть в Слониме
Помимо христианских и иудейских храмов есть в в Слониме и исламская святыня. Мусульманская мечеть в городе была открыта в 1994 году в старом хозяйственном строении XIX века, которое в советское время использовалось под физкультурно-оздоровительный центр. Находится мечеть возле реки Щара, в северной части Слонима:
Здание Слонимской мечети простое, в архитектуре ничем особо не выделяется, вход к ней осуществляется через калитку в деревянном заборе со стороны реки:
Взгляд простого туриста в здании мечети может привлечь разве что что мусульманский серп на вершине вместо традиционного христианского креста:
Место ночевки
В этой статье много фотографий размещено с помоешл посещения Слонима в 2023 году в ходе седьмого велопутешествия по Беларуси, в том числе все фото сделанные внутри храмов. Возвращаясь ко второму велопутешествию по Беларуси, статьи с которого я размещаю сейчас на сайте, отмечу, что я тогда приехал в Слоним поздно. Это было мое первое посещение города, при этом Слоним меня приятно удивил большим количеством интересных достопримечательностей. Пока я их осматривал на улице стемнело, поэтому выезжал я из города в полной темноте. Где-то на окраине в темноте, при свете фонарика установил палатку и лег спать. Утром, когда проснулся, выпил кофе и готов был продолжить свой путь я сделал фото палатки на месте ночевки на память.
Проснувшись утром, у меня было большое желание вернуться в Слоним, так как я чувствовал, что многое в предыдущий вечер я в городе посмотреть не успел. Но у меня оставалось дня дня до окончания отпуска, а в планах по дороге в Пинск было еще посещения ряда знаменитых, и как оказалось очень интересных достопримечательностей, среди который Жировичской монастырь, церковь-крепость в Сынковичах, дворцовый комплекс Сапег в Ружанах, дворец Пусловских под Коссово и много других, менее известных. Поэтому в то утро я покинут Слоним, чтобы вернуться в него летом 2023. Но мне не хватило для полного изучения небольшого Слонима и второго посещения, поэтому я обязательно еще вернусь в этот интересный, исторический город Республики Беларусь, и возможно не раз. Ну а вам пока предлагаю почитать статьи про другие города и достопримечательности Беларуси — их много на нашей Родине!
Велопутешествие по Беларуси — продолжение
2.50 — Сынковичи. Церковь Архангела Михаила — храм-крепость оборонительного типа
2.52 — Часовня-усыпальница Ордов, Переволокский родник, Смовжитский валун. Близная
2.54 — Ружаны. Дворцовый комплекс Сапег