Гервяты. Троицкий костел. Велопутешествие по Беларуси -1.28
Велопутешествие по Беларуси — начало:
1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор
1.1 — Старт из Пинска — Ганцевичи — Огаревичи — Минская область (Голынка)
1.2 — Усадебно-парковый ансамбль в Совейках — костел в Медведичах — Ляховичское водохранилище
1.3 — Усадьбы во Флерьяново и Кореневщине, Ляховичи, Потаповичские камни.
1.4 — Усадебно-парковые комплексы в Грушевке и Наче
1.10 — ЗУБР, Ишкольдь, Полонечка, Жуховичи
1.12 — Достопримечательности Мира
1.14 — Щорсы — дворцово-парковый комплекс Хрептовичей
1.16 — Новогрудок — первая столица ВКЛ. Руины замка.
1.17 — Новогрудок — первая столица ВКЛ. Храмы Новогрудка. Адам Мицкевич.
1.18 — Ловчицкая мечеть — Литовка — Вселюб. Самый старый костел Беларуси.
1.19 — Ивье — город четырех религий. Юратишки. Трабы.
1.20 — Гольшаны. Гольшанский замок.
1.23 — Руины в Новоспасске — Сморгонь
1.26 — Островец. Белорусская АЭС
1.28 — Гервяты. Троицкий костел
Гервяты
Продолжаю воспоминания о первом велопутешествии по достопримечательностям Беларуси. Стартуя из Пинска 01.07.2020 я к 18:15 7 июля доехал на велосипеде до агрогородка Гервяты, расположенного в Островецком районе Гродненской области на левом берегу реки Лоша, недалеко от впадения ее в реку Ошмянка. Кстати, на обоих реках я уже был: Лоша протекает через районный центр Островец, Ошмянка через районный центр Ошмяны, которые я посетил в тот же день 7 июля. Им я посетил отдельные статьи на сайте. Гервяты в настоящее время представляют собой небольшой населенный пункт с населением немного больше 500 человек. На подъезде установлена композиция с названием:
По преданию поселение основано еще в XIII веке неким князем Германтом и называлась оно изначально Германты, а уже в ходе истории название превратилось в Гервяты. Но наиболее вероятно, что название Гервяты происходит от литовского названия Гервичай, что в переводе означает журавль (место, где много журавлей). Кстати от Гервят до столицы Литвы — Вильнюса 65 километров, что значительно ближе чем до областного центра Гродно и столицы Беларуси Минска. В самих Гервятах кроме белорусов проживают и литовцы. В письменных источниках Гервяты впервые упоминаются в 1434, когда они входили в состав Великого княжества Литовского. К середине XVI века Гервяты носили статус местечка в составе Речи Посполитой (федерации ВКЛ и королевства Польши). После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 Гервяты вошли в состав Российской империи, в XIX — начале XX века находились во владении рода Домейко. После вхождения Гервят в 1939 в состав СССР статус поселения был понижен с местечка до деревни. В октябре 2005 Гервяты первыми в Гродненской области получили статус агрогородка. Еще одна табличка с названием агрогородка встречает непосредственно перед первыми жилыми домами, и похожа она на цветок:
Гервяты. Троицкий костел
Главной точкой моего притяжения в Гервятах, и одной из глобальных целей всего велопутешествия по Беларуси, был неоготический Троицкий костел (костел Святой Троицы), который по различным субъективным рейтингам считается самым красивым костелом в Беларуси. И с этим сложно не согласится — костел завораживает своей красотой сразу, как только к нему подъезжаешь. Возле костела заложен уникальный и очень красивый ландшафтный парк с садом апостолов, но о нем ниже. Подъехав к костелу и оставив велосипед возле ограды окружающей его территорию я просто некоторое время стоял и с восторгом смотрел в сторону храма — не верилось что это чудо находится у нас, в Беларуси, храм по настоящему великолепен:
Возле костела встретил велотуристов-подростков, приехавших посмотреть костел из Сморгони, которую я посетил в предыдущий день. Мы пообщались, я дал им свой фотоаппарат, и ребята сделали фото меня на фоне костела на память:
Немного истории. Католический приход в Гервятах был основан около пяти веков назад, в 1536 виленским епископом Яном, тогда же был построен первый небольшой деревянный костел. В 1621 году епископ Евстахий Воллович взамен старого построил новый деревянный костел. В XIX веке католический храм неоднократно ремонтировали на средства владельцев Гервят рода Домейко.
К концу XIX века количество прихожан составляло около десяти тысяч, небольшой деревянный храм не справлялся с таким количеством и не мог вместить всех желающих. Тогда местный ксeндз Владислав Ольшевский, который стал священником костела в 1896 году, принимает решение о строительстве нового кирпичного костела, начался сбор средств на его строительство. Основные средства на строительство поступили от владельца Гервят Вацлава Домейко и его матери Анели Домейко (Нарушевич). Большие средства были собраны простыми прихожанами храма, местные жители помогали чем могли. Строительство костела было начато 20 мая 1899. Для его строительства было частично изменено русло реки Лоша, протекающей неподалеку. Новый, каменный храм решили строить на месте старого деревянного костела, то есть на уже намоленном месте, при этом под новый храм требовался более мощный фундамент, и когда стали рыть котлован, в него стали просачиваться грунтовые воды с реки, после чего и принято было решение о изменении русла реки.
Согласно летописям каждый день на строительстве храма с утра до вечера работало более 70 человек. Специально для изготовления кирпича для храма, который делали из местного сырья, за местечком построили временный кирпичный завод. Известь для раствора из которого строился храм изготавливали из известняка, который добывали в протекающей рядом реке Лоша. Для прочности в известковый раствор добавляли куриные яйца, которые собирали тысячами у местных крестьян. Некоторые строительные материалы, как например черепица для крыши доставлялась из Германии.
Костел был возведен по проекту виленского губернского архитектора Алексея Полазова. При этом перед строительством костела существовало два проекта, один поменьше и поскромнее, второй богаче и больше, выбрали поскромнее. Небольшие изменения в проект храма были внесены родным братом ксендза Игнатием Ольшевским. Строительство храма велось под управлением виленского архитектора Вацлава Михневича на протяжении 4 лет с 1899 по 1903 годы. Освящен костел был 8 сентября 1904 года. Кстати, властям Российской империи, в состав которой входили в то время Гервяты, не понравились размеры, красота и сроки строительства костела, ксендз Владислав Ольшевский был оштрафован на большую сумму за сбор денег с населения на строительство храма, его хотели перенаправить в другой костел, но обошлось.
Храм в архитектурном плане представляет собой однобашенную, трехнефную базилику с трансептом, с контрфорсами и аркбутанами. Нефы отделены друг от друга двумя рядами по пять колонн в каждой. Апсида за пресвитерием отсутствует. Основной неф накрыт двухскатной крышей из красной черепицы, боковые нефы покрыты односкатной крышей. В плане храм в форме креста.
На первый взгляд все перечисленные термины кажутся сложными и непонятными, но я помогу в них разобраться простым языком. Когда я начинал велопутешествия я абсолютно не разбирался в архитектурных терминах, да и сейчас не сильно разбираюсь, но как оказалось есть несколько ключевых терминов, которые позволяют описать любой храм и по описанию представить его внешний облик. И так по порядку. Базилика — это тип строения прямоугольного плана. К примеру круглое в плане здание называется ротондой. В Беларуси большинство храмов представляют собой именно базилики. Христианские базилики обычно внутри состоят из нечетного числа различных по высоте вытянутых объемов (помещений), ограниченных с продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих их от соседних объемов. Эти объемы (помещения) и называются нефами. Поэтому, когда я пишу про Троицкий костел в Гервятах, что это трехнефная базилика имеется в виду, что храм представляет собой прямоугольное в плане помещение с тремя продолговатыми разделёнными колоннами объемами (помещениями внутри). Здесь все ясно. На как вы заметили на фото Гервятский костел в плане имеет форму креста, а не прямоугольника, какой является базилика. Ответ на этот вопрос дает архитектурное понятие трансепт — простыми словами — это поперечный неф, который пересекает основной (продольный) неф под прямым углом, и таким образом образуется здание в виде креста. Место пересечения основного нефа и трансепта называется средокрестие, в Троицком костеле над средокрестием над крышей возвышается башенка. Пресвитерий это пространство между нефом и алтарем. Апсида — отдельный, примыкающий к основному объему здания пониженный объемный алтарный выступ. В некоторых храмах апсида отсутствует. Вышеуказанные архитектурные термины универсальные, встречаются в храмах всех стилей. Контрфорсы и аркбутаны свойственны неоготическому стилю, о них ниже:
Костел Святой Троицы — яркий пример и лучшее проявление неоготического стиля, в здании храма соблюдены все классические нормы и правила стиля готики, по нему можно изучать готический стиль. Характерным элементом архитектуры храма служат многоступенчатые контрфорсы, переходящие в аркбутаны, призванные перераспределять нагрузку с несущих стен. Готический стиль характерезуется стремлением вверх, к богу, и для таких храмов строятся высокие стены которые надо укреплять и распределять между стенами нагрузку. Именно для этих целей и служат контрфорсы и аркбутаны, которые в Гервятском костеле носят практический, а не декоративный характер, они несут свои прямые функции. Контрфорсы — это вертикальные выпирающие конструкции (опоры, столбы), которые укрепляют стены по бокам. Плоскости контрфорсов обработаны стрельчатыми и прямоугольными нишами.:
Аркбутаны — это специальные наружные каменные полуарки, которые распределяют нагрузку от стены на другую стену. При этом аркбутаны в Беларуси встречаются только в этом храме:
Троицкому костелу свойственна модульность, последовательная повторяемость архитектурных элементов. Между каждой парой контрфорсов на стенах боковых нефов размещаются по два высоких спаренных стрельчатых окна с декоративными розами в завершениях. Стены храма прорезаны узкими стрельчатыми оконными проёмами в нишах. Боковые фасады украшены зубастым поясом, в виде трехступенчатых зубцов под карнизом:
Алтарный фасад и торцы трансепта имеют четырехъярусную композицию с выделением повышенной центральной части, завершенной готическим аттиком с тремя башенками фланкированными двумя контрфорсами с аркбутанами, которые соединяют аттик с контрфорсами:
С востока к главному нефу (основному объему здания) пристроена двухъярусная башня — колокольня, завершенная высоким шпилем. Нижний ярус башни четырехгранный декорирован аркатурой и нишами, верхний восьмигранный украшен декоративными пилонами и высокими стрельчатыми окнами. Шпиль на башне сужаясь кверху уходит к небу, сверху на нем находится крест, который при взгляде с земли кажется небольшим, хотя его высота составляет 6 метров. Высота башни-колокольни составляет 61 метр. Таким образом Гервятский костел, наряду с костелом в Видзах, является одним из самых высоких костелов Беларуси. Какой из них выше до сих пор идут споры. Костел Святой Троицы в Гервят прекрасен со всех сторон, в том числе и с главного фасада:
Украшением главного фасада и башни-колокольни является расположенное над входом в костел большое витражное круглое окно — роза:
Главный вход в костел оформлен архитектурным обрамлением дверного прохода — перспективным порталом, завершенным вимпергом (высоким остроконечным декоративным фронтоном):
На входе внутрь костела установлены ажурные металлические ворота. Они были сделаны уже в наши дни мастером из Барановичей Александром Адамчиком:
И вот, наконец, с замиранием сердца я зашел внутрь костела и скажу сразу, что такого интерьера я в белорусских храмах больше не видел. С одной стороны интерьер костела не поражает богатством, от входа в храм не видно на стенах и колоннах внутри каких-либо богатых икон либо украшений, но возможно здесь они и нужны, чтобы не отвлекать взгляд от созерцания архитектуры. Готика прекрасна и без роскоши своим архитектурным решением. Интерьер храма отличается хорошо выдержанным стилем, является прекрасным продолжением его внешнего облика. Когда смотришь на стрельчатые проемы при входе в костел ощущается величие храма, стремление ввысь, к небу, к богу. Как я уже отмечал храм трехнефный, от центрального нефа боковые нефы отделены двумя рядами колонн по пять штук в каждой и их можно увидеть на фото внизу. Колонны имеют сложную профилировку, симметрично и последовательно повторяются, создавая динамику, своеобразный такт. Внутри нефы перекрыты стрельчатыми крестообразными нервюрными сводами на стрельчатых подпружных арках. Все это смотрится великолепно. Я сделал много фото, чтобы передать красоту и величие костела внутри:
На следующем фото можно посмотреть как выглядит боковой неф, отделенный от главнорго, центрального, колоннами. Понятно, что в данном случае о фото горизонтальной ориентации деже и речь не идет. Я сторонник горизонтальных фото, но в этом костеле как никогда много мне пришлось снимать в вертикальной ориентации, чтобы вместить содержимое в кадр и подчеркнуть вытянутость, высоту композиций:
Ниже на фото интерьер храма и те самые колонны, отделяющие центральный неф от боковых:
На следующем фото, можно посмотреть как выглядит костел изнутри сбоку. Сразу бросается в глаза большое количество вытянутых, арочных архитектурных элементов:
Костел никогда не закрывался. Даже во времена советской власти, когда в храме временно отсутствовал ксендз, прихожане приходили сюда и следили за храмом. До наших дней сохранились три оригинальных деревянных алтаря, сделанный из дуба, которые также сделаны в готическом стиле, тянутся ввысь и тем самым напоминают очертания самого храма. Главный алтарь Троицкого костела украшает икона Святой Троицы, над ней Иисус, распятый на кресте.
С правой стороны от главного алтаря расположен алтарь матери Божьей Остробрамской, которая изображена без младенца что редко.
С левой стороны от главного алтаря располагается алтарь святого Георгия Победоносца.
Рядом с алтарем Георгия Победоносца на стене висит икона в интересной деревянной резной рамке:
С боку от главного алтаря, на стене костела имеется столетняя фреска, написанная еще при строительстве храма в 1903 году, вскрытая во время очистки стен при установлении витражей. На фреске изображен образ Христа, который успокаивает бурю на море:
Как Вы помните над главным алтарем в костеле находится статуя распятого Христа. А по сторонам, на стенах костела, висят на крестах два разбойника, Гестас и Дисмус, которые были распяты на горе Голгофе вместе с Христом, и это единственный храм Беларуси с их скульптурами. На следующем фото на стене можно увидеть распятого одного из них. Статуи разбойников крепится на стенах между витражных арочные окон, а сами эти стены являются торцами выступающего трансепта о котором я упоминал, при описании архитектуры костела:
В алтарной части и в оконных проемах стен интерьер костела украшают красивые цветные витражи, сделанные в Гродно. Особенно интересны витражи, которые находятся в трансепте, на них изображены лики святых, причем не только католических, но и православных, что свидетельствует о мирном сосуществовании на Беларуси разных конфессий христианства. Витражи на верхних фото частично засвечены, поэтому ниже выкладываю для ознакомления пару фото витражей с ликами святых при ином освещении, чтобы можно было оценить их красоту:
С противоположенной от алтаря части храма, над входом в костел установлен орган 1882 года работы Флориана Остромецкого из Вильно, который был создан специально для Гервятского костела. После восстания Кастуся Калиновского в 1866 многие костелы на территории Беларуси закрывались, а их имущество частично распределялось между оставшимися действующими костелами. Так в Троицкий костел в Гервятах, который оставался действующим, попали органы, перевезенные из закрытых костелов в белорусском Островце и литовском Шумскасе. Из элементов этих органов и был собран орган непосредственно для Гервятского костела. На настоящее время орган действующий:
Чем больше в ходе велопутешествия по достопримечательностям Беларуси я посещал разные костелы, тем четче замечал, что наверное в каждом костеле, либо на его территории имеются изображения 14 стаций — этапов крестного пути Иисуса Христа на гору Голгофу от суда Понтия Пилата до снятия с креста и положения во гроб. В Троицком костеле в Гервятах стации также есть и выполнены они в стиле костела в готическом стиле, как храм в миниатюре.
Имеется в интерьере костела и ряд скульптур, икон, иной религиозной утвари:
Интересный факт: служба в костеле проходят на трех языках: белорусском, польском и литовском Так же проходят органные концерты.
Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов
Некоторое время служба в костеле не проходила, но костел не закрывался, за ним присматривали прихожане. К началу 90-х состояние костела было не самым хорошим, протекала крыша, пол сгнил, храм требовал ремонта. В 1996 в костел приехал новый ксендз Леонид Несюк, и с его приходом в храме началась новая жизнь. К приезду Леонида Нестюка вокруг костела бросли высокие липы, из-за которых храм с дороги был практически не виден. Липы облюбовали полчища ворон, даже появилось устоявшееся выражение: «Что ты кричишь, как ворона Гервятская, не перекричать тебя». Ксендз Леонид распорядился убрать липы, что бы костел был виден с дороги. Между храмом и дорогой стараниями ксендза Леонида был разбит ландшафтный парк (дендропарк), в котором произрастает около 500 видов растений, среди которых встречаются редкие декоративные растения для наших широт, много хвойных. Среди них установлены статуи апостолов. Некоторые фото ландшафтного парка вы видели выше, много красивых фото будет ниже. Многообразие растительности окружает и сам костел, который я обошел со всех сторон:
Среди растительности установлены скамейки для отдыха и наслаждения красотой:
Заложивший ландшафтный парк Леонид Нестюк умер в 2017, его могила, а также могилы представитлей рода Домейко расположены среди зелени и цветов возле здания костела на территории храма:
Недалеко от входа в костел среди растительности стоят несколько деревянных крестов с богатой, сложной и красивой резьбой, Кресты на территории костелов встречаться везде, но с такой резьбой редко. Прочитал, что такие кресты по традиции часто устанавливают в Литве на прихрамовой территории:
Есть на территории Гервятского костела среди зелени и ряд иных интересных композиций:
Обходя костел по кругу обратил внимание, что что фундамент храма облицован по периметру гранитными плитами. В одном из углов храма стоит статуя Девы Марии:
Ну а теперь к ланфафтному парку, заложенному ксендзом Леонидом Нестюком. Он действительно уникален для Беларуси. На его территории произрастает около 500 видов разнообразных растений, цветов.
Территория ландшафтного парка пересекается рядом дорожек и окружена кованной оградой. В центре дендропарка установлена скульптура архангела Михаила, святого защитника, покровителя земли белорусской. Считается что именно архангел Михаил на страшном суде будет взвешивать количество хороших и плохих поступков с целью выявления праведников и грешников:
Есть еще одно название у этого ландшафтного парка, его также называют садом аппостолом, так как на территории находятся статуи 12 апостолов — учеников Иисуса Христа, которые стоят на территории как стражи Гервят. На фоне красивых лужаек и растительности ландшафтного парка статуи апостолом выглядят красиво гармонично. Смотрите это великолепия на фото ниже и попытайтесь опознать апостолов:
Некоторые называют костел в Гервятах «белорусским Нотр-Дадом, а территорию вокруг маленькой Швейцарией. Посмотрев фотографии костела и прилегающей территории Вы наверное уже догадались почему !?
Гервяты. Водяная мельница
Рядом с Троицким костелом, на реке Лоша в Гервятах сохранилось здание водяной мельницы, построенное в XIX веке, восстановленное в 1980-х. Сейчас в здании бывшей водяной мельницы размещается кафе с символическим названием «Мельница».
Внутрь, в кафе в здании старой мельницы, я не заходил. Когда я окончил осмотр Гервятского костела, было уже достаточно поздно, около 20:30 При этом на улице стало холодать, я стал подмерзать. Слегка утеплившись одеждой я сел на своего двухколесного спутника и продолжил свой путь, вначале в сторону Михалишек, а затем в сторону Нестанишек, где меня ожидали большие и красивые костелы. Им и будет посвящена следующая статья на сайте. Вообще обратил внимание, что те края Беларуси богаты на величественные костелы. Ну а далее будет Нарочанский национальный парк, озера Свирь и Нарочь — самое большое озеро Беларуси. Следите за новыми статьями и приятного просмотра.
С уважением, Дмитрий, LDD.by
Велопутешествие по Беларуси — продолжение:
1.35 — Виленский тракт. Красное. Радошковичи. Линия Сталина.
1.36 — Заславль. Ратомка. Минское море.
1.37 — Высшая точка Беларуси — гора Дзержинская. Дзержинск. Станьково.
1.38 — Столбцы. Новый Свержень.
1.39 — Вольно. Столовичи. Барановичи.
Здравствуйте,можете ли указать список использованной литературы? Благодарю.
Татьяна добрый день. Мои статьи на сайте не являются научными и достоверными на 100 %, но я к этому стремлюсь используя самые разнообразные источники информации. Я проехал на велосипеде все 118 районов Беларуси и посетил большое количество достопримечательностей, с которыми решил познакомить читателей и для этого создал сайт. При посещении достопримечательностей и подготовке статей я изучаю историю посещаемых мест из самых различных источников, начиная от Википедии и заканчивая тематическими энциклопдиями, статьями на разных сайтах, видеобзорами. Затем анализирую полученную информацию и печатаю факты. которые мне показались достоверными и интересными, принимая во внимание мои личные впечатления от посещенных мест — все фото на сайте — мои личные, сделанные при посещении. Список используемой литературы я не веду, так как источники, которые бы полностью удовлетворили бы мой интерес в интернете отсутствуют, я их не перепечатываю, как делают большинство изданий, а пишу свои тексты, на основе анализа полученной информации из самых разных источников, поэтому к сожалению список литературы предоставить вам не смогу, так как при написании статьи про Гервятский костел я использовал не менее 20 разных источников, которые не запоминал. Одни источники подтверждают информацию других, другие дополняют, третьи и вовсе противоречат, поэтому тексты у меня на сайте мои, субъективные, не претендующие на научную достоверность, но стремящиеся к объективности.