Кремяница. Большая Рогозница. Велопутешествие по Беларуси 2.21
Велопутешествие по Беларуси — начало:
1 — Первое велопутешествие по Беларуси: обзор
2 — Второе велопутешествие по Беларуси. Западная Беларусь: обзор
2.1 — Иваново / Янов-Полесский
2.3 — Закозель. Часовня-усыпальница рода Ожешко. Людвиново. Воловель. Антополь
2.5 — Здитово. Жабинка. Збироги. Хмелево. Самый старый деревянный храм Беларуси
2.6 — Чернавчицы. Вистычи. Скоки
2.7 — Брестская крепость. Берестье. Брест.
2.8 — Брест Часть 2 — за пределами крепости
Малорита. Самый старый дуб Беларуси. Хотислав
2.9 — Котельня-Боярская. Сычи. Раковица. Малые Малые Щитники. Вельямовичи. Река Пульва
2.10 — Свято-Михайловский родник, камень-следовик, усадьба Пузынов
2.13 — Рясна. Войская. Николаево.
2.14 — Каменец. Каменецкая башня
Резиденция Деда Мороза в Беловежской пуще
2.16 — Беловежская пуща 2. С юга на север
2.18 — Мстибово. Шиловичи. Гнезно.
2.21 — Кремяница. Большая Рогозница.
Продолжаю воспоминания со второго велопутешествия по Беларуси. Проснувшись на шестой день путешествия возле Зельвы, я поехал в направлении города Мосты по дороге Р-50. Забегая наперед, отмечу, что эта дорога мне понравилась, с небольшими ответвлениями на ней я увидел целый ряд интересных архитектурных достопримечательностей. А первая из них меня ожидала в Зельвенском районе, в деревне Кремяница.
Кремяница
Кремяница — небольшая деревня в Зельвенском районе в 10 километрах на северо-запад от районного центра, которая получила свое название от залежей находящегося там кремня.
Кремяница. Костел святого Юрия
В Кремянице меня интересовал старый храм первой половины XVII века — костел святого Юрия. Я не мог его пропустить и ради осмотра храма и свернул в деревню с дороги Р-50. При подъезде к храму мне открылся чудесный вид — расположенные на холме храм, колокольня, высокий крест, несколько уровней забора из бутового камня с часовнями и стациями на склоне холма:
Первое упоминание о Кремянице относится к концу XV века, когда она входила в состав Великого княжества Литовского. На протяжении нескольких веков, до начала XVIII века Кремяница принадлежала роду Юндиллов, после чего, в результате брака наследницы имения Эльжбеты Юндилл с представителем рода Вольских Кремяница перешла во владение к Вольским. В 1617—1620 годах витебский каштелян Николай Вольский пригласил в Кремяницу монахов из ордена латеранских каноников (ветвь католического ордена августинцев) и построил в деревне для них монастырские корпуса и костел святого Юрия. Отмечу, что монастырь в Кремянице стал первым монастырём латеранских каноников на территории современной Беларуси:
На территорию храма я двигался по старой, уложенной камнем дороге с растущими по сторонам от нее деревьями — романтическая картина:
По дорожке я вышел к интересной и оригинальной браме — колокольне. Она вместе с оградой из бутового камня была построена в XIX веке. Брама мне запомнилась и понравилась — она уникальна, в Беларуси точно таких я не видел. Брама многоярусная. На первом ее ярусе три прямоугольных прохода, среди который своими размерами выделяется центральный. Над ним на втором ярусе три сквозные ниши, в центральной установлен крест, в боковых живут ангелы:
Пройдя через ворота я стал осматривать храм. Костёл Святого Юрия в Кремянице является памятником архитектуры стиля ренессанс XVII века, он построен в 1617—1620 годах на средства Николая Вольского:
Храм представляет собой однонефное, безбашенное здание, состоящее из прямоугольного в плане основного объёма, притвора и полукруглой апсидой. Основной объем и апсида накрыты общей двускатной крышей с конусом над апсидой:
Стены храма укреплены мощными пилонами-контрфорсами, между которыми на боковых фасадах высоко прорезаны арочные оконные проемы, расширяющиеся наружу здания:
Главный фасад костела завершён ступенчатым фронтоном. В конце XVIII века к храму пристроен низкий притвор в стиле классицизм. С одной из сторон костела пристроены два разноуровневых придела, которые вносят асимметрию в архитектуру старого храма:
При этом приделы выстроены в геометрических пропорциях, что что соответствует общему архитектурному стилю храма — ренессанс:
Вход в старый храм осуществляется через дверь с арочным завершением, над дверью прорезано большое арочное окно, по обе стороны от них стены главного фасада декорированы по паре пилястров:
На одной из пилястр главного фасада прикреплена охранная табличка, на которой особо отмечены декоративная отделка интерьера костела, главный и боковые алтари, амбон, мраморное скульптурное надгробие основателей костёла Николая Вольского и его жены Барбары XVII века, сохранившиеся до наших дней. В ходе второго велопутешествия, в Кремянице возле костела я был с самого утра, храм на то время еще был закрыт, поэтому я внутрь не попал, о чем конечно сожалею. Учитывая мой интерес с старине, предполагаю, что обязательно посещу этот храм в будущем еще раз. чтобы попасть внутрь и увидеть старый и оригинальный интерьер костела:
В 1641 году имение Кремяница у Вольских купила Александра Веселовская, жена великого литовского маршалка Кшиштофа Веселовского, которая передала имение в дар женскому монастырю ордена бригитток в Гродно. После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 Кремяница вошла в состав Российской империи, а после подавления восстания 1830-31 годов кремяницкий монастырь, как и большинство католических монастырей на территории современной Беларуси был российской властью закрыт. Костел святого Юрия в Кремянице стал обычным приходским. Ранее в Кремянице было два монастырских корпуса, во время второй мировой войны один из корпусов бывшего монастыря был разобран немцами, в другом корпусе после войны была открыта школа, что позволило ему сохраниться до наших дней. Недалеко от костела установлен информационный щит.
К храму я ввиду его многовековой истории отнесся с уважением, но внешне здание костела меня особо не впечатлило, в Беларуси я видел храмы и по интереснее. При этом запомнилась окружающая его территория, которая мне понравилась:
На территории костела святого Юрия в Кремянице много зелени, среди которой запомнился мостик через небольшой водоем:
Необычно было увидеть выделенную площадку со столом и тумбой. Кто знает для чего они пишите. У меня только одна мысль — для отпевания усопших, стол для гроба, тумба для священника.
Имеются на территории костела и старые захоронения:
Во второй половине XVIII века была возведена отдельно стоящая квадратная каменная колокольня с двухуровневой крышей-шатром. В настоящее время возле колокольни имеется асфальтированная площадка для парковки автомобилей:
Ну и конечно запомнилась местная кальвария — изображения пути Христа в часовенках на невысокой стене из бутового камня. Она же изображена и на первых двух фото в этой статье:
Кремяница. Часовня на холме
Через дорогу, по диагонали от костела находится кладбище, расположенное на высоком холме. На вершине холма стоит часовня, возведенная в XIX веке:
Я забирался на кладбищенский холм, к часовне, откуда открывается неплохая панорама вид на костел:
Ну и на подлесок отмечу в Кремянице сложенную из камня автобусную остановку:
Большая Рогозница
Выехав из Кремяницы я продолжил путь по Р-50, пересек границу Зельвенского и Мостовского районов и поехал в направлении нового районного центра. Первую остановку в Мостовском районе для осмотра досопримечательностей я сделал в Большой Рогознице. Название деревни произошло то ли от болотной травы рогоза, произраставшей на берегах местной речки Юхновки, то ли от грубой хозяйственной ткани, именуемой рогожей. Известна Рогозница еще с начала XV века, когда входила в состав Великого княжества Литовского. На протяжении своей истории имение сменило многих хозяев, среди которых была и упоминаемая выше Александра Веселковская которая Большую Рогозницу вместе с Кремяницей передала гродненскому монастырю бригиток, который она же и построила вместе с мужем надворным маршалком ВКЛ Криштофом Вселковским после смерти их дочери Гризельды.
Большая Рогозница. Усадьба Суходольских
Во второй половине XVII века владельцами Большой Рогозницы стали представители рода Суходольских, герба Янина. В 1791 году Антоний Суходольский, последний гродненский воевода, участник сейма 1778 года, заложил в Рогознице усадьбу, которая сохранилась до наших дней. К ней я и направил свой велосипед по прибытию в деревню, свернув с главной дороги, посте моста через реку, налево. Правда попал я к ней не сразу — пропустил не самый очевидный поворот, пришлось возвращаться. Однако, найдя правильный поворот, еще на подъезде к усадьбе я понял, что приехал туда не зря и попал в интересное место:
После смерти Антония имение перешла к его старшему сыну Яну Суходольскому, казначею Великого Княжества Литовского. Последний в 1794 году поддержал восстание под руководством Тадеушеа Костюшко и со временем усадьба перешла Шабанским. Главная достопримечательность усадьбы — усадебный дом построенный Суходольским сохранился до нашего времени:
Однако прежде чем осматривать усадебный дом мое внимание задержала на себе брама. Она сохранилась до наших дней c XVIII века и выглядит необычно для нашего времени. Брама представляет собой два широких, квадратных расположенных по сторонам от дороги строения — пилона, возведенных из кирпича с использования декора: ниш. орнаментальных поясов и т.д.
Одно из строений брамы на время моего посещения в 2020 году имело неприятную трещину, было видно, что если не предпринимать никаких мер она развалится. Я, оставив велосипед возле брамы стал осматривать усадьбу и делать фото, когда ко мне подошел представитель местного КСУП (коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятия) имени Адама Мицкевича и стал без какого-либо приветствия на повышенных тонах меня сразу прогонять, утверждая, что там нельзя фотографировать. Я человек не конфликтный, поэтому в ответ поздоровался, отметил, что я нахожусь в общественном месте, не на режимном объекте, рассказал коротко о себе, о моем путешествии и его целях, о планах сделать фото исключительно исторических достопримечательностей, а не работу организации. В последствии мы разговорились, собеседник сняв маску руководителя, оказался очень хорошим и приятным в разговоре человеком. Мало того, в ходе разговора я поделился своей возникшей в путешествии проблемой — у меня перестал заряжаться телефон, и предполагая что в путешествии засорились разъемы зарядки он принес иголку и мы пытались их почистить. Свое агрессивное первоначальное поведение собеседник мотивировал, что фото брамы с трещиной могло увидеть вышестоящее руководство, после чего у местного руководства могут быть из-за этого проблемы. С момента моего посещения усадьбы прошло более двух лет, и я где-то видел, что сейчас браму восстанавливают (видимо все таки часть ее обвалилась), поэтому неприятностей у руководства быть не должно и фото можно выложить — все-таки строение XVIII века. Когда восстановят браму полностью сбросьте кто фото. Я решил эту ситуацию изложить на сайте, так как путешествуя по стране на велосипеде с фотоаппаратом, и объехав на велосипеде все 118 районов Беларуси, с похожей необоснованной первоначальной агрессией я сталкивался несколько раз, и что самое интересное, почти всегда такое поведение было со стороны неплохих людей (как выяснялось позже в ходе бесед), а двигал их таким поведением боязнь, что я могу снять какой либо недостаток их работы и последующей ответственности перед вышестоящим руководством, если оно эти фото увидит. Но туристам, и мне в том числе не интересны какие-либо недостатки местных организаций, туристов и меня интересует непосредственно наследие нашей Родины, поэтому туристов надо не прогонять, а наоборот привлекать, ну и проводить работы по сохранению и восстановлению культурного наследия нашей Родины — Республики Беларусь! Как я уже отмечал не раз, мой сайт вне политики, он о Беларуси, ее достопримечательностях и велотуризме. В своих поездках основной целью для меня является увидеть все старые интересные достопримечательности Беларуси (пока они не разрушились) и зафиксировать их на фото, при этом в ходе велопутешествий меня менее всего интересуют какие-либо недостатки местных руководящих организаций. Надеюсь, что при дальнейших посещениях исторических достопримечательностей, местные руководители будут видеть во мне не врага, а туриста, и человека, который запечатлевая на фотоаппарат достопримечательности Беларуси, и делясь фото на сайте показывает красоту нашей Родины и шире раскрывает ее туристический потенциал.
В отличие от брамы усадебный дом находился в хорошем состоянии. Это одноэтажный дом с мезонином, включенным в общую композицию за счет четырехколонного портика. Коринфские колонны портика на главном фасаде поддерживают декорированный гирляндами фриз, на котором возвышается аттик. Читал, что на аттике до 1914 года стояли декоративные вазы:
Атик заслуживает, чтобы его фото выложить крупным планом:
Интересно выглядят и декоративные фигурные завершения колонн:
Возвращаясь к путешествию, после беседы в представителем местного КСУП и получив от него уже официальное разрешение на фото, я по традиции с фотоаппаратом обошел старый усадебный дом со всех сторон:
А так выглядит усадебный дом в наше время с другой стороны. Центральная двухэтажная часть дома со стороны парка выделена ризалитом, декорирована пилястрами и завершена треугольным фронтоном. На фронтоне можно рассмотреть дату постройки дома — 1791:
В конце XIX века здесь была достроена на втором этаже терраса на четырех четырехгранных столбах:
Сохранились от усадьбв и некоторые хозяйственные постройки, но они у меня особого интереса не вызвали:
Основатель усадьбы Антоний Суходольский умер в 1799, а похоронен он был кстати у стен костела в Кремянице, о котором я рассказал выше.
Большая Рогозница. Костел Девы Марии
В 1906 году имение купил во владение шляхтич Оскар Мештович, который в 1926 году в Большой Рогознице построил необычный для Беларуси костёл в романском стиле с элементами конструктивизма. Его я и поехал смотреть после усадебного дома. Храм я увидел издалека и пока к нему не подъехал, не мог отвести глаз — в Беларуси я ранее таких не видел (до того момента) — храм полностью построен из камня:
Припарковав велосипед недалеко от костела я стал рассматривать храм. Костел Девы Марии в Большой Рогознице расположен возле самой дороги, и он в тот день меня поразил своей необычностью. Это был первый храм в Беларуси, из уведенных мною, который был построен полностью из колотых валунов, собранных с полей около деревни. Костёл освятили в честь Девы Марии. Уникальность этого культового строения и в его строгой эстетике, которая совершенно нетипична для Беларуси, он имеет достаточно суровый внешний вид, который достигается благодаря сочетанию бутового камня, использованного для возведения стен, простых форм и отсутствия наружных декоративных элементов.
Костел Девы Марии в Большой Рогознице считается образцом архитектурного стилоя конструктивизм. Храм прямоугольный в плане, с такой же апсидой, ориентированной на восток. С южной стороны к апсиде пристроена одиночная сакристия. Справа от главного фасада пристроена пристроена мощная четырехгранная башня-колокольня. под высоким шатровым куполом:
Ниже выкладываю фото каменной кладки вблизи, я тогда надолго завис возле стен храма, представляя как их вначале искали на полях, свозили в имение, обрабатывали так, столбы из грубых камней-валунов получилась ровная стена культового сооружения. Рассматривая стены вблизи обратил внимание и на цвета камней он имеют разные цветовые оттенки:
По периметру храм оружен брамой , сложенной из крупных камней:
Брама исполнена в виде четврех столбов, построенных в стиле конструктивизма.
Среди монолита из камней необычно выглядит завершение дверного портала в виде ступенчатого зубчатого углубления с датой постройки храма:
Осмотрев костел Девы Марии в Большой Рогознице я выехал из деревни и остановился, чтобы еще раз взглянуть на костел издалека. Получился неплохой кадр — храм находится на возвышении на краю деревни возле дороги. Напротив костела, справа, кстати находится кладбище:
Выехав из Большой Рогозницы я продолжил свой путь в направлении города Мосты, а по дороге к районному центру меня ожидли на пути ряд интересных храмов, которые я покажу в следующей статье на сайте:
Велопутешествие по Беларуси — продолжение
2.22 — Самуйловичи. Струбница. Пески.
2.24 — Белорусские Мальдивы. Красносельск. Россь.
2.28 — Гродно. Старый и Новый замки. Коложская церковь.
2.29 — Гродно. Костел Франциска Ксаверия. Иезутский монастырь.
2.30 — Гродно. Бернардинский, Бригитский и Францисканский монастыри.
2.31 — Гродно. Синагога, кирха, Базилианский монастырь, Покровский собор.
2.32 — Достопримечательности Гродно. Часть 5
2.33 — Понумень. Скидель. Мильковщина
2.37 — Василишки. Старые Василишки. Головичполье. Костенево
2.38 — Мурованка. Можейково. Тарново. Белогруда
2.43 — Больтеники. Бенякони. Подворишки.
2.44 — Гайтюнишки. Конвелишки. Германишки
2.46 — Лидский район Крупово. Минойты. Гончары
2.49 — Слоним. Часть 2 — Синагога и Троицкая церковь XVII веков
2.50 — Сынковичи. Церковь Архангела Михаила — храм-крепость оборонительного типа
2.52 — Часовня-усыпальница Ордов, Переволокский родник, Смовжитский валун. Близная
2.54 — Ружаны. Дворцовый комплекс Сапег